Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Насилие как средство политической борьбы






Насилие выступает в различных формах. Во-первых, в виде прямого насилия, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор). Во-вторых, в форме косвенного (скрытого) насилия, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), а заключает в себе лишь угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум). По своему предметному содержанию и объекту направленности насилие можно подразделить на политическое, военное, экономическое, духовное (идеологическое), административное (судебно-законодательное).
Политическое насилие всегда играло и продолжает играть большую роль в жизни общества. Войны, революции, политические убийства, репрессии по отношению к противникам отмечаются в истории человечества с древнейших времен. Вместе с тем насилие — это опасное средство политической борьбы. С одной стороны, оно позволяет осуществлять глубокие преобразования общественных отношений. С другой — ничем не ограниченное насилие — терроризм — является источником дестабилизации любой политической системы. Особенно это характерно для режимов, находящихся в стадии становления. Поэтому эта проблема актуальна для современного российского общества. Следует также учитывать, что в современных условиях любые конфликты и конфронтации чреваты глобальной катастрофой для мира в целом. Насилие представляет собой применение классом, общественной группой, политическим лидером различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения своего господствующего, ведущего положения в обществе. 11. Политический терроризм. Терроризм постоянныйспутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения. Терроризм как массовое и политически значимое явление результат повальной деидеологизации, когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма. К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой. А за последние несколько лет проблема терроризма приобрела во всем мире глобальные масштаб. 12. Ненасилие как метод: теория и практика. Уже многие века лучшие умы человечества озабочены проблемой устранения насилия из политической и общественной жизни. Впервые идеи ненасилия зародились в глубокой древности в недрах религиозной мысли — в буддизме, индуизме, конфуцианстве, иудаизме, христианстве и некоторых других религиях. В дохристианских культах ненасилие понималось преимущественно как безропотное подчинение божественной, природной и общественной необходимости (в том числе власти), терпимость ко всему живому, непричинение вреда окружающему миру, стремление к добру, ориентация человека в первую очередь на религиозно-нравственные ценности. В некоторых религиях, например буддизме и иудаизме, законность самой власти рассматривалась в зависимости от ее соответствия нравственным законам. Христианство внесло в концепцию ненасилия идеи самопожертвования и любви к ближнему, а также вдохновило верующих на одно из первых в истории массовое применение ненасильственных действий. Имеется в виду непротивление гонениям со стороны властей, вызванным отказом христиан поклоняться римским императорам и официальным богам. Христианство оказало решающее влияние на восприятие и развитие идей ненасилия в европейской цивилизации (что, конечно, не исключает влияния и других источников, в частности древнегреческой философии стоицизма). Не случайно некоторые исследователи называют первым идеологом и пророком ненасилия, реально воплотившим его в своих действиях, Иисуса Христа, добровольно взошедшего на Голгофу и принявшего мучения ради спасения человечества. Политика ненасилия имеет глубокие религиозно-нравственные основы. Одну из важнейших идей философии ненасилия — отрицание насилия, непротивление злу насилием — можно найти в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку <...> Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете» (Лк. 6.27-6.37). Обоснование политики ненасилия не ограничивается непротивлением злу. Философия ненасилия предполагает активную позицию и действия, основанные на верховенстве духовно-нравственной власти над властью политической в соответствии со словами апостола Павла: «Следует Бога больше слушать, чем людей». Христианские идеи ненасилия пытались воплотить в жизнь разнообразные религиозные течения и секты. Они стали одной из важнейших целей европейского Реформаторства, были полностью приняты к действию движением квакеров, а в России сектой духовных христиан — духоборов. Эта достаточно массовая секта за оппозицию официальному православию, неподчинение властям и отказ от несения военной службы подверглась гонениям со стороны правительства и в конце XIX в. переселилась в Канаду, где проживает и сегодня. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли крупнейшие русские писатели и философы, особенно Л. Н. Толстой, который создал целое учение о непротивлении злу насилием и стремился воплотить его в жизнь, в том числе личным примером, а также Ф. М. Достоевский, пытавшийся решить в своих произведениях проблему нравственной недопустимости насилия. В Америке виднейшим представителем идей ненасилия, обосновавшим использование ненасильственных действий в политике применительно к конституционному государству, был известный писатель и философ Генри Торо (1817—1862). Новый этап в развитии концепции ненасилия и особенно в ее внедрении в реальную массовую политику связан с именем Махатмы Ганди. С помощью созданного им Индийского Национального Конгресса он успешно воплотил в жизнь целостную стратегию ненасильственной политической борьбы, получившую название «сатьяграхи» (в буквальном переводе — упорство в истине). Эта стратегия была основана на объединении и вовлечении в освободительное движение широких народных масс, независимо от их классовой или кастовой принадлежности и осуществлялась исключительно методами ненасилия в основном в двух формах — отказа от сотрудничества с колониальной администрацией и гражданского неповиновения. Несотрудничество выражалось в бойкоте правительственных учреждений и учебных заведений, отказе от титулов и званий, пожалованных английскими властями, организации мирных шествий и демонстраций. Гражданское неповиновение проявлялось в игнорировании законов и распоряжений колониальной администрации, в проведении политических забастовок и харталов (прекращение деловой активности, закрытие торговых заведений и т.п.), неуплате налогов. Во взаимоотношении с колониальными властями использовалась тактика мирных переговоров, компромиссов и поиска консенсуса. 13. Политическая власть, ее структура и особенности. Власть является центральной категорией полит. науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации полит. процессов и институтов, полит. интересов, полит. поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, в котором занимаются науки, изучающие политику. Основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Именно это подчеркивал М. Вебер, когда говорил о таких видах власти, как власть отца над детьми, власть денежного мешка, юридическая, духовная, экономическая и др. виды власти. Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Структура власти: Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, престиж, социальный и полит. статус, тайна, интерес и т.д. Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть индивид, организация, социальное общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого, субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Полит. власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивает соответствующими полит. институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация. 14. Основания, ресурсы и виды политической власти. Важнейшим структурным элементом власти являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Образно говоря, основания власти – ее фундамент, ресурсы власти – это ее потенциал и технология. Экономические основания власти характеризуется господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегическим важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений научно-технической революции. Социальные основания власти – это социальные группы и слои, на которую власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее полит. культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. Юридические основания власти – это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформировано и опирается в практической деятельности. Административно-силовые основания власти – это совокупность властных учреждений, обеспечивающих функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних власти. Экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны. Социальные ресурсы – это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленное на повышение (понижение) их общественной активности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции и мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, неохваченные действующим законодательством. Административно-силовыми ресурсами власти являются: система побора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащения властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирование и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции. Виды власти: законодательная, исполнительная, судебная. Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразно. В некоторых странах (США) главной исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других – эти функции разделены. Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее системы включены организации и учреждения, независимы от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.) или другие судебные органы (во Франции - конституционный совет, в Греции верховный специальный суд). 15. Проблема легитимности власти, ее типы. История понятия «легитимность» восходит к средним векам, когда складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Легитимность преимущественно трактовалось как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям, но уже с середины XIV в. начинает употребляться в смысле правомочия выборной власти. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия. Ввел понятие «легитимность» М. Вебер. Легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства. Традиционное господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к определенному поведению и основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений господства и подчинения. Харизматическое господство. Харизма (греч. Charisma – божественный дар) – экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой. Харизматический авторитет не связан нормами и правилами. Это объясняется особым характером веры в особые качества харизматической власти. Харизматическое господство возникает главным образом в условиях социально-полит. кризиса. Легальное господство. Легальное (рационально-бюрократическое_ господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности установленным законом: им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. 16.Понятие политической системы. Полит. система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и полит. норм, принципов организации и осуществления полит. власти в обществе. Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить полит. жизнь, полит. процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики. Полит. система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через полит. систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике. Полит. система, функционирующая в условиях постоянного изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечения общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и полит. стабильности. 17.Структура и функции политической системы. Полит. система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический. Институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений (государство, полит. партии, общественное движение и др.) Функциональный, складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы направления полит. деятельности, способы и методы осуществления власти и др.) Регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами полит. системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики. Коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами полит. системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики. Идеологический, включающий в себя совокупность полит. идей, теорий, концепций (полит. сознание, полит. и правовая культура, полит. социализация). Каждый из компонентов полит. системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения. Жизнедеятельность полит. системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Под функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействия со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны и, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны. Д. Истон, Дж. Пауэлл исходят из того, что полит. система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной. В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование полит. системы на трех уровнях. Первый уровень – это возможности системы. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа полит. режима, уровня легитимности и др. Это мобилизационная, регулирующая, распределительная, реагирующая и символизирующая возможности. Второй уровень отражает происходящее в самой системе т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящее). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи. Третий уровень – функции поддержания модели и адаптации, к которым Алмонд относит процессы полит. рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия полит. акций и полит. развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. 18.Типы политических систем. Особой популярностью в политологии пользуется классификация полит. систем на основе анализов методов, способов и средств реализации полит. власти, степени полит. свободы в обществе, правового положения личности, форм сочетания принципов и авторитарные полит. системы. Демократической полит. системе свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание полит. прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиями организациям оппозиционным; построение и функционирование государственного аппарата по принципу «разделение властей», причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др. Авторитарная полит. система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением полит. репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой полит. системы и, прежде всего, государственной власти. Таким образом, в рамках каждого типа полит. систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, полит. сил, ветвей власти, стиля полит. руководства, формы правления и др. факторами 19. Понятие и типы политических режимов. Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур полит. системы, а также совокупность метода осуществления власти и достижения полит. целей. Понятие полит. режима раскрывает динамический, функциональный характер полит. системы. Качественными характеристиками полит. режима являются: объем, прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие полит. решений, способы формирования полит. институтов, методы выработки полит. решений. Существуют различные классификации и типологизации полит. режимов. Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии. Термин «диктатура» (лат. Dictatur – неограниченная власть) дает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Демократические режимы (греч. demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Среди многообразный классификаций полит. режимов выделим типы Р. Даля и Ж.Блонделя. Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы полит. систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или полит. конкуренции. Второй – касается участия публичного соперничества за власть. Оба критерия берутся в качестве переменных и выражаются соответственно в степени допустимой оппозиции или полит.конкуренции и в пропорции населения, имеющего права участвовать в системе публичного соперничества. В типологии Ж. Блонделя основанием разделение режимов на группы служит отношение трех переменных: полит. конкуренция, структура элиты и полит. участие населения. Первая переменная – полит. конкуренция – оценивается с точки зрения того, является ли она открытой (т.е. существуют легальные условия для оппозиции и для конкурентной борьбы оппозиции с властвующей элитой) или закрытой (т.е. оппозиция запрещена и борьба за государственную власть осуществляется внутри (часто скрытно) различных групп властвующей элиты, или смена руководства осуществляется без борьбы по принципу наследования). Вторая переменная – структура элиты – показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные элиты и дифференцированные элиты. Третья переменная – политическое участие населения – характеризуется степенью включения населения в полит. жизнь. Население может быть включено в полит. жизнь посредством различных форм полит. участия, и это является необходимостью для существования системы. Такая система называется инклюзивной (включающей). Население может не быть включено в полит. процесс и данное положение рассматривается как нормальное или вынужденное. Такая система получила название эксклюзивной (исключающей). 20. Демократические политические режимы: сущность, основные признаки. Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афины в Древней Греции, Рим, Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии и т.д.) Концептуализация демократии породила огромное множество вариантов: по некоторым данным, можно говорить о существовании 550 «подтипов» демократии. Фактически современная теория демократии распадается на множество внутренне связанных между собой концепций, обобщений, классификаций, моделей демократических процессов, институтов, поведения и отношений. Основные теории демократического режима: либерально-демократическая и радикально-демократическая. Представители либерально-демократического и радикально-демократического направлений считали человека разумным существом, но по-разному истолковывали эту антропологическую предпосылку демократической теории. В либерально-демократических концепциях свобода человека означала его моральную автономию рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми как морально автономными индивидами, ограничивается правом, т.е. равной внешней мерой свободы для каждого индивида. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Концепции либерально-демократического толка допускают лишь «ограниченное государство», государство «ночного сторожа». Такое государство невозможно без договора между людьми, а представители государства избираются населением. В соответствии с радикально-демократическими концепциями разумный человек мог существовать автономно только в естественном состоянии, в общественном же состоянии – он становится существом социальным, т.е. рационально принимающим ценности общества. Государство, которое возникает на основе договора, руководствуется ценностями общества, носителем которых выступает народ, оно ограничено «суверенитетом народа». Свобода человека в общественном состоянии может быть обеспечена лишь тогда, когда свободен народ, имеющий волю давать законы государству. Отсюда, радикально-демократическая теория приветствует публичного человека, обосновывает приоритет общего блага над правом. Модель демократии Липсета – Лернера. Основанием для данной модели послужили исследования различных социально-экономических условий демократии, проведенные во второй половине 50-х гг. Д.Лернером и С. Липсетом. Эту модель демократии иногда определяют как «политико-модернизационную теорию». Модель «полиархической демократии» Роберта Даля. Эта модель следует общей направленности либеральной демократической теории, но в ней более подробно анализируется набор условий, определяющих действительную, а не формальную демократию. Экономическая модель демократии Энтони Даунса. Данная модель демократии сформировалась в полит. науке и активно используется сегодня в сравнительной политологии. Она является результатом экспансии экономического метода (теория рационального выбора) на различные отрасли социального исследования в 50-е гг. Демократическая модель «прав человека». Начиная с 70-х гг. так называемые электоральные модели демократии подвергаются все большей критике за электоральный редукционизм, за акцент на институциональных условиях демократии, за минимализм в отношении прав человека. 21. Тоталитаризм как политический режим: признаки и сущность. Тоталитаризм – это полит. режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Термин «тоталитаризм» был введен в полит. лексикон в 1925 г. Лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1956 г. Два американских политолога – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. 1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, полит. нормы и т.д. – подчинены идеологии. 2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическими лидерами. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции. 3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Тоталитаризм – это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые полит. движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей полит. активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Истоки тоталитаризма. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм – это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Принято выделять две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм возник в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. Он основывался на идеологии марксизма – ленинизма, утверждающей: а) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; б) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; в) ведущую роль пролетариата; г) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу. Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии. В лице германского фашизма, основывалась на идеологии национал-социализм. Эта идеология представляет собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Главные положения национал – социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма. Социальной основой «правового» тоталитаризма являлись экстремистские настроенные средние слои общества. 22. Авторитарные политические режимы. Термин «авторитаризм» (лат. Auctoritas – власть, влияние), применяется в полит. науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Существенными чертами авторитаризма являются: 1) Монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна; 2) Полный или частичный запрет на деятельность оппозиции; 3) Сильно централизованная монистическая структура власти; 4) Сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством 5) Наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты; 6) Отсутствие возможности ненасильственной смены власти 7) Использование силовых структур для удержания власти К социально – экономическим факторам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества. К социокультурным факторам относятся: большое влияние религии на общество и особенности полит. культуры в странах незападной цивилизации. Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы. Многие политологи в последнее время стали выделять в качестве отдельной разновидности «авторитаризм развития», главными чертами которого являются, в отличие от «традиционного», не консервация существующих социальных отношений, а содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации. 23. Сущность и основные теории происхождения государства. Государство – особая форма организации полит. власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата). Государство выступает в качестве основного средства осуществления полит. власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института полит. системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: 1) В узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»; 2) В широком – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь оно обозначает «государство» (в узком смысле) и «общество». В XVII – XVIII вв. оформляется договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы решили создать государственные институты. В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой полит. машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет («отомрет») и государство – таков конечный вывод марксистской теории. В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (насилия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора – завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие – «вот родители и повивальная бабка государства», - полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних десятилетий, не существует единой и обязательной причины возникновения государства. 24. Типология государств. Формы правления и государственного устройства. В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свобод и прав человека в полит. науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституционные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения властей. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства». Форма государства как совокупность внешних признаков государства включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления, полит. режим. Форма государственного устройства – это национально – территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства являются конфедерация, унитарное государство, федерация. Конфедерация. Эта форма государственного устройства представляет из себя постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо, преимущественно внешнеполитических целей. Унитарное государство. Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации полит. властей. Она имеет наибольшее распространение в мире. Федерация. Представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной полит. самостоятельностью. Принято различать две основные формы правления – республику и монархию. Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому государству, но наибольшее развитие она получила в условиях более совершенных общественных структур. Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Различают монархию абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия сформировалась как полит. учреждение в поздний период развития средневековья. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных органов, сосредоточение государственной власти в руках монарха (Катар, Оман, Саудовская Аравия). 25. Правовое государство и гражданское общество. Важнейшими проблемами, требующими внимательного рассмотрения, являются сущность и основные принципы правового государства. В самом общем виде правовое государство можно определить как государство, в котором господствует право, закон. Иначе говоря, правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Основополагающими принципами правового государства являются: 1) Верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решением партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. 2) Реальность правил свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека. 3) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем полит. власти и гражданином как участником осуществления. Правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека – это система взаимосвязанных форм и средств. Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями.
Структура гражданского общества
Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах; общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.); союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; независимые средства массовой информации; церковь; семья

Важными факторами становления гражданского общества являются:

1) экономические – многоукладная экономика, разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения;

2) политические – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним;

3) духовные – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения; свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество –это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.