Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии классификации рыночных структур






· Число фирм в данной отрасли

· Размер фирм

· Условия спроса и предложения и их эластичность (реакция покупателя-производителя на изменение цены)

· Степень открытости рынка для появления новых фирм

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

• существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

• доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

• вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

• нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Преимущества:

· способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

· вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

· создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

· обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

· нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки:

o не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

o отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

o не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

o не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

o не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

o не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

 

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а " дифференцированную" продукцию и тем самым становится своеобразным разным " монополистом" своей марки товара (например, шоколад " Сникерс" имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста " Колгейт” отличается от " Фтородента" и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за “Сникерс" или " Колгейт" считая, эти продукты лучше, чем их " собратья"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.