Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика развития в подростковом и юношеском возрастах.






Всю совокупность проективных методик можно условно разделить на три группы:

1.Методики, требующие при их выполнении наибольшей речевой и интеллектуальной активности, способности к воображению. Это такие методики, как Тест цветовых пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест(ТАТ, в детском варианте – САТ).

2.Методики, которые требуют менее речевой и интеллектуальной активности, поскольку сохраняя общий принцип построения проективных методик – неопределенность стимульного материала, - они все же более структурированы, в них меньше требований к построению замысла высказывания, формированию. Сюжета, к мотивации ребенка в отношении выполнения заданий. К таким методикам можно отнести «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, Фрустрационный тест Розенцвейга.

3.Методики, которые предъявляют минимальные требования к уровню интеллектуального и речевого развития (хотя речевой комментарий подростка, как и всегда при психологическом исследовании, очень желателен). К ним относятся очень популярные сейчас рисуночные тесты («Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и т.д.)

Анализ рисуночных тестов должен строиться с учетом всей совокупности данных о ребенке, включая результаты нейропсихологического исследования, изучения двигательной сферы и т.д.

Т.О., психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

Предварительное составление программы психологического исследования – неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.

Методики изучения восприятия:

- методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);

- методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);

- методика изучения восприятия времени.

Методики изучения внимания:

- методика «корректурная проба»; - красно-черные таблицы; - методика Мюстенберга; - методика «расстановка чисел»; - методика «отыскивание чисел»; Методика «отыскивание чисел с переключением».

Методики изучения памяти:

- метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);

- метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);

- методика «запоминания цифр»;

- методика «запоминания образов»;

- метод попарного воспроизведения.

Методики изучения мышления:

- методика Векслера (детский вариант);

- ШТУР (школьный тест умственного развития);

- методика «сложные ассоциации»;

- методика «Матрицы Равенна»;

- методика «анализ отношений понятий»;

- методика «выявление общих понятий»;

- методика «количественные отношения»;

- методика «интеллектуальная лабильность».

Методики изучения речевого развития:

- методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; - толкование пословиц.

Методики изучения мотивации обучения:

- методика изучения мотивации обучения;

- мотивация одобрения – шкала Марлоу – Крауна;

- шкала локализации контроля.

Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств: - опросник Кеттела;

- шкала депрессии;

- методика «незаконченное предложение»;

- методика «несуществующее животное»;

- методика «ДДЧ» и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.