Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика развития младших школьников.






В школьном возрасте ребенок должен принять социальные требования. Поступление в школу ставит перед ним задачи, решение которых возможно лишь при достаточно зрелом психофизическом развитии. В этом возрасте формируется новый вид деятельности, требующий от ребенка физической выносливости и умственного напряжения – это учебная деятельность. Появляются связанные с ней потребности и мотивы. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была сформирована необходимая база: физическое здоровье, достаточный уровень развития всех психических функций, эмоционально-волевая зрелость, сформированность навыков общения со взрослыми и сверстниками, владение элементами грамоты и счета, познавательная активность, интерес к знаниям.

В этом возрасте появляются следующие новообразования:

- способность контролировать свои действия, планировать их, поэтому деятельность становится целенаправленной;

- развитие познавательных процессов: расширение объема внимания, способность к его концентрации и распределению, способность ребенка пользоваться приемами запоминания (опосредованная память), наряду с наглядными формами мышления, ребенок начинает производить мыслительные операции на основе представлений, отвлекаясь от конкретных зрительных объектов.

- все большую роль начинает играть слово, развивается словесно-логическое мышление.

Все эти новообразования необходимо учитывать при проведении психолого-педагогической диагностики.

Исследование может проводить как дефектолог, так и дефектолог совместно с психологом.

Наряду со специфическими методами псих-пед иссл. могут использоваться и общие: изучение документации, изучение работ детей, беседа с ребенком и родителями, наблюдение за ребенком в процессе его деятельности, экспериментально-психологические методики.

В каких же случаях возникает потребность в проведении психолого-педагогической диагностики детей школьного возраста?

Как правило, поводом становится неуспеваемость ребенка или отклонения в его поведении. Психолог и дефектолог должны не только поставить психолого-педагогический диагноз, но и разработать конкретные практические рекомендации по работе с ребенком.

Решая эти задачи, предстоит разграничить часто сходные по своим внешним проявлениям состояния. Так, неуспеваемость может быть результатом как отставания в умственном развитии, так и неподготовленности к школьному обучению. Она может быть вызвана также нарушениями в работе анализаторов, слабым соматическим здоровьем ребенка; если при этих обстоятельствах не соблюдается режим нагрузки в семье или завышаются требования педагогов, то следствием может быть не только неуспеваемость, но и срывы в поведении.

Неблагоприятные обстоятельства:

- Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости – это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность психических процессов и навыков деятельности.

- неблагоприятные условия жизни ребенка в семье: отсутствие контроля и помощи со стороны родителей, несоблюдение режима дня, конфликтная ситуация в семье и т.д.

У таких детей запас знаний и способностей к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников, поэтому уже в 1 классе они оказываются в числе неуспевающих.

Неуспеваемость может быть вызвана также и астеническим состоянием ребенка, вызванным длительной болезнью, вследствие чего ребенок быстро устает, ослабляется его память, внимание, нарушается поведение. Но все эти проявления не носят стойкого характера и не имеют в основе органических нарушений. Во всех подобных случаях для преодоления неуспеваемости требуется создание благоприятных условий жизни, прежде всего охранительного педагогического режима.

Наиболее сложным в диагностическом отношении являются дети с задержкой псих. развития (ЗПР), которые также оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения.

В зависимости от происхождения(церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного) и времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов при ЗПР имеют место разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.