Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дисциплины






Дисциплина изучается в следующих семестрах:

Очная форма, полный срок обучения – 6 семестр;

Очная форма, сокращенный срок обучения – 5 семестр;

Заочная форма, полный срок обучения – 7 семестр;

Заочная форма, сокращенный срок обучения – 5 семестр.

 


Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

  Вид учебной работы Кол-во зачетных единиц (часов) по формам обучения
Очная с полным сроком обучения 4 года Очная с сокращен-ным сроком обучения 3 года Заочная с полным сроком обучения 5 лет Заочная с сокращен- ным сроком обучения 3, 5 года
6 семестр 5 семестр 7 семестр 5 семестр
Общая трудоемкость дисциплины 4 (144) 4 (144) 4 (144) 4 (144)
Аудиторные занятия (всего)        
Лекции        
Практические занятия        
Самостоятельная работа студента (СРС) 2, 3 (84) 3, 2 (114) 3, 8 (134) 3, 8 (136)
Изучение теоретического курса        
Подготовка к практическим занятиям        
Выполнение контрольной работы        
Вид промежуточного контроля Экзамен Экзамен Экзамен Экзамен

 

 


Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

 

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкости (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
  Введение в курс педагогические технологии   1, 2       еже-нед. Собеседование - 1 Участие в практическом занятии - 2
  Методологические основы педагогических технологий   3, 4       еже-нед. Собеседование - 3 Участие в практическом занятии - 4
  Проектирование технологий диагностичного целеполагания в учебном процессе   5, 6       еже-нед. Собеседование - 5 Участие в практическом занятии - 6
  Проектирование тестовой технологии контроля знаний   7, 8       еже-нед. Собеседование - 7 Участие в практическом занятии - 8
  Проектирование технологии программированного обучения   9, 10       еже-нед. Собеседование - 9 Участие в практическом занятии - 10
  Проектирование технологии проблемного обучения   11, 12       еже-нед. Собеседование - 11 Участие в практическом занятии - 12
  Проектирование игровой технологии   13, 14       еже-нед. Собеседование - 13 Участие в практическом занятии - 14

 

продолжение таблицы 2
  Проектирование технологии модульн. концентр. обучения опорных конспектов   15, 16       еже-нед. Собеседование - 15 Тест - 16 Участие в практическом занятии - 16
  Проектирование компьютерных технологий   17, 18       еже-нед. Собеседование - 17 Участие в практическом занятии - 18
  Совершенствова-ние педагогических технологий   19, 20       еже-нед. Собеседование - 19 Участие в практическом занятии – 20 Итоговая контрольная работа - 20
  Контрольная работа             Контрольная работа
  Подготовка к экзамену             Экзамен
Итого за семестр              
Всего за курс          

 

Содержание учебной дисциплины

1. Введение в курс “Педагогические технологии”.

1.1. Исходные понятия и сравнительный анализ.

Сущность идеи и проблемы технологизации учебно-воспитательного процесса. Понятие «Педагогическая технология» и его эволюция современное состояние: аспекты, уровни, подходы. Сравнительный анализ понятий «Система обучения», «Технология обучения», «Методика обучения». Зарубежный опыт развития педагогических технологий. Этапы развития педагогических технологий.

1.2. Сущность педагогической системы.

Педагогическая технология как научно-методическое знание, как система способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и как реальный процесс обучения проблемы технологизации в образовании. Педагогическая технология как педагогическая система, как частная методика и как технология отдельных частей учебного процесса. Стандартизация в образовании.

Учебная дисциплина «Педагогические технологии». Цели и задачи ее изучения, место в психолого-педагогической подготовке бакалавра профессионального обучения. Межпредметные связи с другими дисциплинами учебного плана.

2. Методологические основы педагогических технологий.

2.1. Классификация педагогических технологий.

Философские и психологические концепции, лежащие в основе педагогических технологий.

Признаки и критерии педагогических технологий, методологические требования, структурные составляющие педагогической технологии.

2.2. Основные подходы к классификации технологии обучения: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к обучающемуся, по преобладающему методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся и др.

Развитие технологий обучения в российских и зарубежных исследованиях.

3. Проектирование технологий диагностичного целеполагания в учебном процессе.

3.1. Педагогическая технология как средство гарантированного достижения целей обучения.

Понятие о диагностичной постановке цели требования диагностичности постановки целей образования.

Принцип диагностичной целенаправленности личностный подход к диагностичному формулированию целей.

3.2. Диагностичная постановка целей образования и воспитания, проблемы и методы.

Уровни целеобразования в профессиональном обучении. Способы постановки целей обучения. Таксономии педагогических целей. Структура целей. Таксономия Б.Блюма.

4. Проектирование тестовой технологии контроля знаний.

4.1. Тестирование знаний и умений учащихся в процессе обучения.

Тестирование как психолого-педагогическое средства оценки способностей студентов.

Понятие дидактического теста для контроля уровня усвоения учебного предмета и его основных характеристик: надежности, валидности коэффициент усвоения.

Тестирование как элемент дидактического процесса.

4.2. Проектирование теста для контроля знаний.

Способы конструирования тестов различного уровня. Проектирование теста для контроля знаний. Возможности использования дидактических тестов в профессиональном обучении.

5. Проектирование технологии программированного обучения.

5.1. Основы программированного обучения.

Концептуальные основы программированного обучения. Законы Б.Скиннера. принципы программированного обучения. Воспроизводимый обучающий цикл. Сущность и признаки программированного обучения. Приоритетные дидактические функции, вид, способ и средства предъявления учебного материала, характер обратной связи. Форма организации познавательной деятельности обучаемых, характер учебной деятельности в программированном обучении.

5.2. Виды обучающих программ.

Обучающая программа. Структура обучающей программы. Виды обучающих программ, их достоинства и недостатки. Этапы программирования: генеральное и рабочее программирование. Возможности использования программного обучения в профессиональном образовании «Достоинства и недостатки технологии программированного обучения».

6. Проектирование технологии проблемного обучения.

6.1. Сущность, особенности развития проблемного обучения.

Проблемное обучение. Принципы проблемности в обучении. Понятие учебной проблемной ситуации. Классификация проблемных ситуаций. Дидактические функции, виды, способы и средства предъявления учебного материала, форма организации познавательной деятельности обучаемых.

6.2 Технологическая схема проблемного обучения.

Цель, условия, формы и методы проблемного обучения. Структура и этапы проектирования проблемной технологии. Способы создания проблемных ситуаций на учебных занятиях.

Основные достоинства и недостатки проблемного обучения в профессиональном образовании.

7. Проектирование игровой технологии обучения.

7.1. Сущность игровой технологии обучения, ее место и возможности в учебном процессе.

Дидактические функции игры в учебном процессе. Вид, способ и средства предъявления учебного материала, характер обратной связи, форма организации познавательной деятельности обучаемых. Классификация игр. Психолого-педагогические принципы проектирования игровой технологии: имитационное моделирование конкретных условий; игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности; проблемность содержания; ролевое общение, диагностичность, рефлексия.

7.2. Этапы разработки и реализации игровой теохнологии. (или деловой игры).

Понятие и структура имитационной модели. Возможность использования деловых игр в профессиональном обучении. Достоинства и недостатки игровых технологий.

8. Проектирование технологии модульного и концентрированного обучения, опорных конспектов.

8.1. Технология модульного обучения.

Дидактические концепции представления технических знаний в модульных программах.

Сущность, особенности и принципы модульного обучения. Обучающий модуль: назначение, характеристика, структура. Методическое обеспечение модульной единицы.

Дидактические функции, виз, способ и средства предъявления учебного материала. Характер учебной деятельности в модульном обучении.

Основные понятия и определения: модуль трудовых навыков (МТН); модульный блок (МБ); учебный элемент (УЭ); интерактивный блок (ИБ). Назначение, методика разработки МТН программы.

8.2. Технология опорного конспекта В.Ф. Шаталова.

Сущность технологии опорного конспекта В.Ф. Шаталова, принципы обучения с использованием опорных конспектов. Методические приемы технологии опорного конспекта. Требования к разработке и реализации опорного конспекта в учебном процессе. Ключевые проблемы технологии ее достоинства и недостатки.

9. Проектирование компьютерных технологий в обучении.

9.1. Технология дистанционное обучение.

Понятие «дистанционное обучение», предпосылки создания и перспективы развития в образовательном пространстве России. Классификация видов, типов дистанционного обучения. Основы организации дистанционного обучения: общая характеристика элементов управления, характеристика элементов взаимодействия; характеристика типов и видов средств организации дистанционного обучения.

9.2. Программное техническое обеспечение.

Электронная почта. Интернет. Программное обеспечение для работы в сети Интернет. Использование технологии мультимедиа. Интерактивное аудио. Интерактивное видео. Аудитория для дистанционного обучения. Организация видеоконференций.

10. Совершенствование педагогических технологий.

10.1. Развитие инноваций в образовании.

Технологический подход как инновационное педагогическое явление.

Общие тенденции развития инноваций в образовании.

10.2. Сравнительный анализ традиционного и технологического подхода к обучению.

Проектирование системы оценки результатов.

Формулирование предполагаемых результатов обучения и развития. Выделение замеряемых показателей. Критерии оценивания и система оценок результатов обучения.

Проектирование системы контроля: входной, текущий, промежуточный, заключительный контроль. Средства контроля. Тесты и тестовые задания. Проектирование форм, методов, средств контроля, результатов обучения.

Связь эффективности обучения и оптимальности управления и организации учебным процессом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.