Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танцевальные шедевры 19 века






Сколько танцев создано у разных народов, сколько написано разными композиторами? Сотни, тысячи, миллионы? Да никто не знает. Но есть танцы, которые входят в сокровищницу мировой музыки. Именно эти танцы и солисты-исполнители, и дирижеры, включают в конец программы или играют на «бис». Давайте познакомимся с «квартетом» таких танцев.

Йоганес Брамс – немецкий композитор. Но как публика любит его «Венгерские танцы»! Двадцатилетний Брамс подружился с венгерским скрипачом Эде Ременьи. Он был его концертмейстером. Концертмейстерами называют музыкантов, которые аккомпанируют певцам и инструменталистам. Брамс аккомпанировал скрипачу Ременьи и гастролировал с ним по всей Европе. Тот его и познакомил с венгерскими народными танцами и песнями. Его двадцать один венгерский танец написан для фортепиано в 4 руки, но их переложили и для симфонического оркестра. Знаменитый «Венгерский танец № 1» стал особенно знаменит.

Он написан в тональности соль-минор и в размере 2/4.

Брамс писал во всех жанрах, кроме оперы. Что не скажешь об итальянце Джоаккино Россини! К тридцати семи годам Россини уже был автором тридцати девяти опер. Но потом композитор не создал ни одной оперы за последующие почти 40 лет жизни! До сих пор никто не может объяснить эту главную «загадку» жизни композитора! Но любви к народной итальянской музыке Россини был «верен» всю жизнь! Тарантелла – быстрый итальянский танец. «Загадка» есть и в названии танца. В Италии многие считают, что название танца произошло от названия паука-тарантула, укус которого по народному поверью вызывает «бешенное» желание плясать, но есть и другая точка зрения: утверждают, что тарантелла была рождена в городе Таранто. Но все знают одно: тарантелла – задорный, живой танец в быстром темпе и размере 3/8 или 6/8.

Полонез – в переводе «польский». Это один из самых «древних» танцев. В старину его называли «великим», или «пешим» танцем. Полонез – это французское название польского танца. Полонезы были разные. Считается, что с конца 16 века во дворцах под полонез шествовали. А крестьянский полонез танцевали спокойнее.

Один из самых любимых полонезов – «Полонез Огинского» (под таким названием его большинство и знают). Михаил Клеофас Огиньский был польским послом в Англии и Голландии, был графом и имел по происхождению даже право стать польским царем. Но когда в конце 18 века в польском городе Кракове вспыхнуло восстание за независимость Польши, граф Огиньский на свои деньги организовал войско и сам участвовал в сражениях. Восстание было подавлено и Огинский покидает Польшу. Именно на чужбине он и сочинил свой полонез «Прощание с родиной».

В этом полонезе есть особенный «полонезный ритм» в размере 3/4, но образ музыки лирический и печальный. Музыка Чехии не была так играема в Европе 19 века, как, к примеру, итальянская, французская или немецкая. Йоганес Брамс однажды познакомился с музыкой совсем еще молодого и неизвестного чешского композитора Антонина Дворжака. Брамс поступил очень благородно, написав издателю своих сочинений: «Прошу сыграть Вас некоторые сочинения господина Дворжака. Думается, они Вам понравятся так же, как мне. Определенно, он человек талантливый. Кроме того, очень бедный. Примите, пожалуйста, этот факт тоже». И издатель выполнил просьбу великого Брамса, заказав Дворжаку танцы, подобные популярным его «Венгерским танцам». Так Дворжаком написались «Славянские танцы» для фортепиано в четыре руки. Танцы стали очень популярны, ноты быстро раскупались, а когда Дворжак переработал танцы для оркестра, то их стали включать в репертуар ведущие дирижеры того времени. Так началась слава чешского композитора Дворжака.

Ми-минорный «Славянский танец» имеет «тарантельный» размер – 3/8, но начинается спокойно и светло-печально.

Вопросы и задания:

  1. От каких слов произошло название тарантеллы и полонеза?
  2. Назовите отличительные особенности тарантеллы и полонеза.
  3. Вы согласны с утверждением, что Огинский – итальянский композитор, Брамс- немецкий композитор, а родина Россини – Чехия?

Русская танцевальная музыка. Куплетное строение, ладовая переменность, пентатоника, неквадратность.

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.