Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество П.И. Чайковского (1840-1893).






Черты стиля. Концепция столкновения личности и судьбы. Острая конфликтность, драматизм музыки, страстность высказывания.

Симфоническоетворчество. Ранние симфонии (Первая – Третья). Образы русской природы и быта в Первой симфонии, лирико-жанровый характер произведения. Окончательно закончена в 1874 г. Первая часть «Грезы зимнею дорогой», вторая часть «Угрюмый край, туманный край». В финале используется народная песня «Я посею ли, млада» («Цвели цветики»).

Четвертая симфония . Первая в русской инструментальной музыке психологическая драма. Символом программного образа народного начала стала песня «Во поле береза стояла», звучащая после серии вариаций грозно и фатально.

Шестая симфония (Патетическая ) – последний и наиболее трагический вариант основной идейно-образной концепции Чайковского. В разработке появляется православная похоронная молитва «Со святыми упокой». Жанры программной симфонической музыки Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» «Франческа да Римини», симфония «Манфред».

Оперноетворчество. Написано 10 опер. Лирико-фантастическая опера «Ундина» (по повести В.А. Жуковского). «Опричник» (по трагедии И.И. Лажечникова) «Кузнец Вакула» («Черевички» по повести Н.В. Гоголя) – единственная комическая опера Чайковского. «Евгений Онегин» – первый совершенный образец лирико-психологического жанра у Чайковского и вершина оперного творчества московского периода. «Пиковая дама» – психологическая трагедия. «Иоланта» – новый для композитора тип лирической камерной оперы по пьесе датского драматурга Г. Герца.

Балетноетворчество. Обращение композитора к сказочным сюжетам.. Симфонизация балета. «Лебединое озеро» написано в 1876 г. по сказке немецкого писателя Музеуса «Пруд лебедей». «Спящая красавица» в 1889 г. по сказке французского писателя Ш. Перро. «Щелкунчик» 1892 г. по сказке Гофмана.

Камерноетворчество. Романсы. «Нет, только тот, кто знал» и «Отчего» в переводе Мея из Гете и Гейне. «Серенада Дон-Жуана» и «Средь шумного бала» слова А.К. Толстого. «День ли царит», «Ночи безумные» слова Апухтина. Фортепианная музыка. Концертная значительность крупных сочинений. Развитие Чайковским традиций фортепианной миниатюры. Картины русского быта и природы в цикле «Времена года». Детский альбом» написан П.И.Чайковским в мае 1878г., посвящен любимому племяннику Володе Давыдову.

Пути развития русской художественной культуры
конца ХIХ-начала ХХ века

Модерн. На рубеже веков возник последний большой стиль модерн, главным содержанием которого стал отказ от реализма передвижников и эклектики (соединение различных стилей в одном образе) в архитектуре, культ красоты как единственной ценности и стремление к художественному синтезу всех видов искусства. Главный принцип модерна в архитектуре заключался в выборе какого-либо мотива декоративной стилизации и в подчинении ему прочих форм композиции. Такими мотивами могли быть исторические и национальные элементы архитектуры (неоромантизм), природные формы (неопластицизм), фрагменты ордера (неоклассицизм), новейшие технико-конструктивные средства (рационализм).

Декадентство. Декаданс – (фр. decadance – упадок) – общее наименование кризисных явлений в искусстве конца XIX-начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Главное свойство декаданса – растерянность перед изменявшимся миром. Происходит всплеск иррационализма, мистики, возникают новые религиозные течения. В начале XX в. философская, художественная и литературная мысль тесно связаны.

Меценаты и творческие объединения: Предприниматель и строитель Ярославской и Северной железных дорог С.И. Мамонтов – создатель частной оперы. «Белявский кружок». Основатель – М.Беляев (1836-1903). Существовал в 80-90-х гг. ХIХ в. Членами кружка были знаменитые композиторы А. Глазунов и А. Лядов.

«Серебряный век». Созданием в 1904 г. журнала «Весы» началась новая эра русского символизма, ставшего культурным событием европейского масштаба, сравнимым с литературой пушкинской поры, что и позволило Н.Бердяеву назвать этот период «серебряным веком». Этим понятием обозначают расцвет русской культуры в конце ХIХ-начале ХХ в.

Литературные течения:

Символизм. (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский З. Гиппиус, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев). «Музыкальная живопись» М. Чюрлениса.

Акмеизм утвердился в работах и Н.С. Гумилева, С.М. Городецкого, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой, М.А. Зенкевича. Противопоставили мистическим устремлениям символизма «земную красоту».

Имажинизм. С. Есенин, Р.Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич утверждали самоценность слова-образа (поэзия – «ритмика образов»), неизбежность антагонизма искусства и государства.

Футуризм: Отказ от «старой» грамматики, разрушение жанров и стилей. В. Хлебников, А. Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский.

Реалистическое направление. Возрос интерес к малым литературным формам – повести и рассказу – произведения А.И. Куприна, И.А. Бунина, М. Горького, А.П. Чехова.

Изобразительное искусство:

«Мир искусства». А. Бенуа, С. Дягилев. Представители: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, В.А. Серов, И.Э. Грабарь. Характерные черты. Красота – единственный источник вдохновения.

«Бубновый валет». Использовали упрощенные приемы письма – яркие неразбавленные краски, большие объемы. Основные представители: П. Кончаловский (1876-1956), А. Куприн (1880-1960). А. Лентунов (1892-1943), И.Машков (1881-1944), Р. Фальк (1886-1958)

«Голубая роза». Х арактерны декоративная стилизация, мистико-символичные образы. Представители: П. Кузнецов (1900-1987), Н. Сапунов (1880-1912), М. Сарьян (1880-1972).

«Ослиный хвост. Обращались к примитивизму, традициям русской иконописи, лубка. Представители: Н. Гончарова, К. Малевич, В. Татлин, М. Шагал, А. Фонвизин.

Примитивизм. Намеренное упрощение формы и цвета. Представители: М.Ф. Ларионов (картины на темы солдатского быта), Н.С. Гончарова («крестьянские холсты» «Сбор плодов», «Сбор виногдрада»). Б.М. Кустодиев воплощал национальные представления о красоте («Купчихи», «Красавицы»). К.С. Петров-Водкин создал свою систему живописного видения – сферическую перспективу

Абстрактная живопись: К.С. Малевич, В.В. Кандинский – выражения сложного пространства мира с помощью абстрактных форм.

Супрематизм. Основоположник – русский художник, поляк по происхождению, Казимир Малевич (1878-1935).

Музыка

В музыке появились идеи символизма (Скрябин), неоклассицизм (Метнер), неоромантизм (Рахманинов), неофольклоризм (Стравинский), кубофутуризм (Прокофьев). «Духовный ренессанс» выразился в новом направлении церковной музыки – композиторской школе Синодального училища (А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков, А.Т. Гречанинов). Композиторское наследие С.И. Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и четыре симфонии, и вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К.Толстого (1884) и По прочтении псалма на стихи А.С.Хомякова (1915).

Глазунов А. К. (1865-1936) – Почётный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почётный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почётный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929), один из крупнейших русских композиторов конца 19 - начала 20 вв. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки.

Возникает интерес к «народной старине». В.В. Андреев – создатель ансамбля балалаечников. Певец и хормейстер М.Е. Пятницкий собирал старинный песенный фольклор и создал народный крестьянский хор. В музыке А.К. Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и создал собственные произведения на интонациях народной музыки: «Восемь русских народных песен для оркестра» (1905), «Про старину» (1889), «Музыкальная табакерка», «Детские песни», «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1910), «Волшебное озеро» (1909).

Появляется новые оперные труппы (опера Зимина в Москве, Театр музыкальной драмы в Петербурге, антреприза Дягилева). Появление ряда выдающихся оперных певцов: Л.В. Собинов (тенор), А.В. Нежданова (сопрано), Ф.И. Шаляпин (бас). Русские сезоны. В 1908 г. с постановки оперы «Борис Годунов» в Париже начались гастроли труппы С.П.Дягилева – знаменитые Русские сезоны. Инициаторами Русских сезонов были художники группы «Мир искусства» во главе с А.Н. Бенуа, которые стремились познакомить западную публику с русским искусством.

Выдающиеся русские композиторы рубежа веков






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.