Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, функции и классификация страхования






Понятие и структура финансовой системы РФ.

Фин. C. – совокупность различных сфер фин. отношений, в процессе которых образуются и используются различные фонды ден. ср-тв.

Такое определение не отвечает обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно, то что эл-ты с-мы д.б. однородны по своим задачам и объединены в единое целое.

Фин. С. – форма организации денежных отношений между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта в рез-те чего образуются различные ден. фонды и накопления.

ФС выполняет следующие основные функции:

1. Планирования – формулирование целей и выбор путей их достижения. Распределение ограниченного объема финансовых ресурсов, исходя из целей и приоритетов развития, их перераспределение между б-ами.

2. Организации – включает б-тное устройство, б-тную классификацию, определение порядка составления, утверждения и исполнения б-та.

3. Стимулирования - реализация целей. Интерпретируются факторы, влияющие на финансовую д-ть и учитывающие её потребность в ден. ср-вах.

4. Контроля – содействие реализации поставленных целей: выработка норм и нормативов, сравнение достижений с поставленными целями.

Финансовые органы подразделяются на 3 уровня:

1. федеральные финансовые органы (в федеральном подчинении, высший уровень) – полный ур-нь

2. субъектные финансовые органы – не полный ур-нь. Нет денежной и фискальной ф-ции.

3. муниципальные финансовые органы (органы муниципальных образований)

Финансовая система включае+9т в себя следующие элементы: схема Земцова

1 Ур-нь – Правительство РФ (+Счётная палата Федер.собрания – орган законодат.власти)

2 Ур-нь – Министерства -

3 Ур-нь – Службы - ФОИВ (фед.орг.исп.власти)

4 Ур-нь – Агентства -

5Ур-нь – Территориальные органы (субъектные – казначейство + региональные – территор.орган страх.надзора)

Структура финансовой системы:

1. Госуд. и муниципальные финансы (федер. и субфедер. б-ты, гос.кредит, гос.внебюдж.фонды, муницип.финансы)

2. Финансы предприятий и фирм (негосуд.коммерч.орг-й, пром.предприятий, сферы услуг, банков, страх…)

3. Финансы некоммерческого сектора (негосуд.некоммерч.орган-й – фондов, обществ, религиоз.орг-й, потребит.кооперативы…)

4. Финансы населения (дом. хозяйств)

Сущность, функции и классификация страхования

Сущность включает в себя: характер отношений, которые выражает категория; общественное назначение категории. По характеру страхования страховые отношения, с момента возникновения страхования, были и являются экономическими, т.к. связаны с движением денежной формы стоимости. Натуральные (семенные, фуражные, материальные) страховые фонды также имеют денежную оценку. Кроме того, страховые отношения по характеру всегда были и есть общественными и производственными, т.к. возникают в процессе общественного производства между его участниками.

Общественное назначение страхования – компенсировать ущерб при наступлении страхового случая, оказывать помощь участникам страхования.

Содержание включает в себя: состав отношений; инструменты. Состав страховых отношений:

1. между страх. К и страховщиками по поводу страхования различных видов рисков

2. между страх. К и страх. посредниками (брокерами, биржами) по поводу выплаты комиссионных вознаграждений за продвижение страхового продукта на страховом рынке

3. между страх. К и инвестиционными банками, инвестиционными фондами по поводу размещения акций

4. между страх. организациями по поводу взаимного страхования, перестрахования;

5. между страх. К и гос-м по поводу выполнения финансовых обязательств

6. между страх. К и выше стоящий организации (страховой надзор) по поводу лицензирования формирования уставного капитала и пр.

7. между страх. К. и банками по поводу страхования вкладов, имущества банков, получения доходов по депозитам и пр.

8. внутри страховой организации по поводу формирования системы запасных и резервных фондов и формирования и использования фондов внутрихозяйственного назначения: фонда оплаты труда; амортизационного фонда; фонда экономического стимулирования; финансового резерва и др.

Страховые инструменты: страховые премии (взносы) по видам страхования; страховые тарифы; система запасных и резервных фондов; корректирующие коэффициенты; предупредительные мероприятия; страховые суммы и страховые возмещения и др.

Особенности страхования: отношения носят перераспределительный характер; вероятностный характер; солидарный характер; эквивалентный и замкнутый характер.

Если финансы в целом связанны с распределением и перераспределением доходов и накоплений, то страхование охватывает сферу перераспределительнных отношений. С момента возникновения субъекта хозяйствования, налогоплательщика – гражданина финансовые отношения носят постоянный и обязательный характер. Страховые же отношения могут возникнуть, а могут и не возникнуть т.е. носят вероятностный характер (искл. – обязательные виды страхования). Солидарный характер раскладки ущерба между потенциальными страхователями предполагает, чем больше страхователей, тем меньше по величине может быть страховой взнос. Финансовые отношения в целом между субъектами хозяйствования, гражданами и государством носят сугубо индивидуальный характер. Для финансов в целом характерно одностороннее движение денежной формы стоимости на безэквивалентной основе: уплата налогов, формирование и использование фондов и пр. Страховые же носят эквивалентный характер. И наконец финансовые отношения в цело могут возникать между обширным кругом субъектов хозяйствования, населением, гос-вом. Страховые отношения возникают между страхователем и страховщиком т.е. имеют замкнутый характер.

Исходя из этого, можно выделить специфические признаки страхования:

1. вероятность наступления внезапных повторяемых и предсказуемых рисковых событий;

2. возможность оценки ущерба;

3. солидарный характер раскладки ущерба между потенциальными страхователями;

4. перераспределения ущерба как между территориальными единицами, так и во времени.

5. эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и страхователя

Страхование - это система экономических перераспределительных отношений вкл. формирование страховых резервов за счет страховых взносов; использование созданных резервов для возмещения ущерба при наступлении страховых случаев или оказания помощи участникам страхования; пополнения страховых резервов за счет инвестиционной деятельности.

Функции страхования: главной функцией страхования явл. рисковая. Страховой риск как вероятность ущерба непосредственно связан с основным назначением страхования – оказания денежной помощи пострадавшим хозяйствам или гражданам.

Распределительная функция и рисковая тесно переплетаются. В процессе распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений формируются страховые фонды. С другой стороны, именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.

У рисковой и распределительной функции страхования совпадают объект и инструмент. Объектом выступает вновь созданная стоимость – национальный доход. Инструмент – страховые взносы (премии); страховые суммы, страховые возмещения, страховые тарифы, страховой фонд, система запасных и резервных фондов.

В процессе перераспределения денежной формы стоимости формируются заданные количественные пропорции страховых фондов. Величина данных страховых фондов определяется с одной стороны, на основе юр. норм, а с другой – на основе требований объективных экономических законов (спроса и предложения, оплаты труда, денежного обращения и. др.) Субъективная деятельность людей по формированию и использованию страховых фондов, безусловно, может игнорировать и требования и юр. норм, и тем более требования объективных экономических законов. Но такие действия неизбежно приведут к банкротству страховой деятельности и к сбоям экономической жизни гос-ва.

Контрольная функция страхования выражает свойство этой категории к строго целевому формированию и использованию средств страхового фонда. В соответствии с требованиями контрольной функции страхование осуществляется страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

Ни общество, ни страхователь, ни тем более страх. К не заинтересованы в наступлении страхового случая. Поэтому общественное назначение страхования заключается и в том, чтобы предотвратить наступление страхового случая или снизить ущерб от него.

Отсюда вытекает предупредительная функция страхования, связанная с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска. Объектом предупредительной функции выступает процессы и явления вызывающие страховые события у застрахованного (землетрясение, кражи, эпидемии д.р.). Инструментом предупредительной функции являются мероприятия, направленные на предотвращения страховых событий: вакцинация животных, насаждение лесных полос, дренажные работ, противопожарные мероприятия; обработка полей.

Общественное назначение страхование заключается и в том, чтобы оказывать помощь в обеспечении достигнутого семейного достатка. Отсюда вытекает сберегательная функция страхования. В накопительных видах страхование жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита. Объектом сберегательной функции являются: страховые тарифы, страховые взносы(премии), система поправочных коэффициентов.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.