Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы из пергамента и бумаги






Кроме дерева, холста и металла, основой для живописи часто служили пергамент и бумага. Несмотря на то что в Европе вплоть до VII века в качестве материала для письма широко использовали папирус57, уже в первые столетия нашей эры получает распространение новый материал — пергамент58. Более прочный и эластичный, он постепенно вытеснил привозимый из Египта папирус. В эпоху средневековья в разных странах изготовляли пергамент, отличающийся качеством и внешним видом. Белый с обеих сторон пергамент называли немецким. «Белым, гладким, красивым» пергаментом, по свидетельству анонимного автора Бернской рукописи (IX в.), славились Фландрия и Нормандия, тогда как пергамент из Бургундии был обычно разного цвета, в пятнах и редко употреблялся под живопись. Пергамент, одна сторона которого была белой, а другая — желтой (или рыжей), называли итальянским. Встречается пергамент, окрашенный в пурпурный, фиолетовый и реже — в другие цвета. О подготовке (окраске) пергамента под живопись подробно говорится в Бернской рукописи, а позже у Ченнини (гл. 16 и 22). Последний описывает процесс шлифовки пергамента, предназначенного под живопись (гл. 17), и способ рисовать на цветном пергаменте (гл. 15). Наиболее широкое применение в качестве основы для живописи пергамент получил в рукописях, отдельные листы которых, заставки, концовки и инициалы выполнялись с большим искусством средневековыми мастерами [106]59. Однако пергамент использовали и как основу для живописи, образцы которой можно встретить во многих музеях. В Лувре можно видеть «Портрет Анны Клевской», в Милане — набросок Креспи, в Бергамо — наброски Карраччи, Веронезе и других итальянских мастеров. На пергаменте написано небольшое «Распятие» Паоло Веронезе из собрания Эрмитажа, гуашью на пергаменте, наклеенном на дерево, выполнен «Сельский праздник» Ганса Боля (1534— 1593) из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Широкое применение получил пергамент в XVIII веке с развитием пастельной живописи (Лиотар, Менгс и др.).

Несравненно более широкое, чем пергамент, применение в живописи имели бумага и картон. Переняв у китайцев секрет приготовления бумаги, арабы передали его европейским странам60. Завоевывая североафриканское побережье и продвигаясь на запад, арабы принесли искусство приготовления бумаги в покоренную ими Испанию, где в 1154 году была изготовлена первая в Европе бумага. Очевидно, из Испании производство бумаги перешло во Францию, где ее начали вырабатывать в 1189 году. Производство бумаги в Италии началось лишь в XIIIвеке, когда в Генуе (1235), а затем в Фабриано (1276) были построены первые бумажные мельницы. В Германии начиная с XIII века пользовались только привозной бумагой. И хотя первые бумажные мельницы были основаны здесь в XIVвеке, лишь с постройкой мельницы в Нюрнберге (1390) немецкая бумага смогла по качеству конкурировать с французской и итальянской. В Голландии первые бумажные фабрики появились в конце XVI века. До конца XVII столетия, когда было налажено собственное производство, Англия ввозила бумагу из Франции. Большинство стран центральной и восточной Европы освоило производство бумаги лишь в XVI веке [107]. Если испанская бумага не выходила за пределы Пиренейского полуострова, то Италия уже с конца XIV века экспортирует бумагу во все европейские страны. В Германии итальянская бумага широко использовалась вплоть до XVI века. Широко экспортировалась начиная с XV века и считалась одной из лучших французская бумага. В XVII веке первенство в области экспорта бумаги перешло к Голландии.

В России бумагу знали уже в XIV веке, когда она в значительном количестве ввозилась из Италии. В XV веке появляется французская, а затем немецкая и польская бумага. С XVI века в Россию ввозят голландскую бумагу, которая при Петре I окончательно вытеснила с русского рынка остальных конкурентов. Первые попытки наладить собственное производство бумаги в Московском государстве относятся к XVI веку. В середине следующего столетия было налажено производство на первой русской бумажной мельнице; в 70-х годах того же столетия начала работать «государева мельница» на Яузе. Несколько бумажных фабрик было построено при Петре I. Однако европейская бумага по-прежнему ввозилась в Россию в больших количествах [108]. В делах Академии художеств XVIII века встречаются указания на покупку «голландской» бумаги, а в документах следующего столетия, помимо английской и французской, фигурирует ярославская бумага. Упоминается бумага слоновая, веленевая, бристольская, крашеная, цветная и грунтованная [92, с. 29, 73, 78].

Появившаяся в XII—XIII веках в Европе бумага изготовлялась из тряпичных отходов (льна, конопли, хлопка) ручным способом. Тряпичное волокно рубили на мелкие части, гноили, чтобы сцепление между волокнами стало наименьшим, разбалтывали с водой и сливали в деревянный ящик с сетчатым дном. Заводское изготовление тряпичной бумаги, механизировав отдельные процессы, не изменило самой сути производства бумаги. Только в XX веке механический процесс окончательно вытеснил ручной способ.

С ростом потребности в бумаге начал остро ощущаться недостаток исходного тряпичного сырья. В середине XIX века произошел переворот в бумажной промышленности: в 1848 году была открыта возможность производства бумаги из механически перетертой древесной массы, которую поначалу применяли как примесь к тряпкам. Во второй половине века были разработаны химические способы получения из дерева целлюлозы, и начиная с 70-х годов бумагу, в основном, стали изготовлять без примеси тряпичной массы61 [109, ПО].

На бумаге ручного отлива при рассмотрении ее на просвет почти всегда видны на равном расстоянии друг от друга тонкие светлые линии. Получаются они от неравномерной толщины бумаги, в местах, где тонкая частая проволочная сетка пересекается толстой проволокой. Используя эту особенность, итальянские бумажники уже с последней четверти XIII века стали укреплять на сетке рисунки из проволоки или шелка. При отливе бумажная масса ложилась на сетку ровным слоем, а в местах рисунка оказывалась тоньше. Получался знак, который нельзя было ни уничтожить, ни подделать, не повредив бумагу. Филигрань62, или водяной знак, была признана клеймом, подделка которого каралась законом. Наиболее древние филиграни просты по рисунку и изготовлены из толстой проволоки. Это палочки, крестики, кружочки, буквы. В XIV веке появились более сложные изображения: головы коня, быка, человека, меч, лилия и т. д. Затем появляются даты, обозначение фамилии изготовителя бумаги. Так как рисунок на сетке быстро изнашивался, его почти ежегодно приходилось менять. При этом каждый раз делали новое изображение. Благодаря этому филиграни позволяют безошибочно судить о том, когда и где сделана бумага [111]63. Изучение филиграней, помимо определения возраста бумаги, может помочь обнаружить разного рода фальсификации, в частности подделки в искусстве.

Первые сведения о применении бумаги в живописи относятся к началу XII века, ко времени Теофила (кн. I, гл. 40). Подробнее об использовании бумаги говорится в трактате Ченнини, который излагает способ работы на бумаге углем, свинцовым штифтом, пером и акварелью (гл. 10—13), описывает «способ рисовать на цветной бумаге» и технологию окраски бумаги (гл. 16, 22). Специальные главы его трактата посвящены работе на бумаге красками (гл. 31, 32) и миниатюрной живописи на бумаге (гл. 157, 158). В главе «О красках, употребляемых при работе на бумаге» Ченнини пишет: «...все краски, которые ты употребляешь на доске, могут употребляться и на бумаге, но только они должны быть стерты тончайшим образом...» (гл. 161). Об использовании бумаги, правда, не для живописи на ней, а для исполнения прорисей со старых икон, говорится у Дионисия в параграфе 1/26 его сочинения.

К наиболее старым живописным работам на бумаге (не считая, разумеется, средневековых миниатюр) относится этюд головы школы Леонардо да Винчи, находящийся в Лувре. О работе на бумаге мы находим указание и в сочинении самого Леонардо. В главе 513/520 «Книги о живописи» сказано: «Ты пишешь свою картину на бумаге, натянутой на подрамнике...». Так как там же говорится о том, что на бумагу накладывается «хороший и толстый грунт из смолы и хорошо истолченного кирпича, потом — грунт из белой и джалорино...», ясно, что речь идет об использовании бумаги как основы для масляной живописи. Темперой на бумаге написан в 1529— 1530 годах грандиозный (359x773 см) «картон» для шпалеры «Шествие со слонами», исполненный Джулио Романо (Эрмитаж). Гольбейн писал темперой на бумаге, которую затем наклеивал на доску. Иногда после этого работа заканчивалась лессировками на масле и покрывалась лаком. Такой метод работы был знаком не только Гольбейну [70, с. 206]. Масляными красками на бумаге и картоне выполнены две работы Лукаса Кранаха Младшего (1515—1586) из собрания Дрезденской галереи — портреты курфюрстов Августа и Морица. Однако до XVII века художники редко использовали бумагу в качестве основы для живописи. В XVII столетии количество таких картин возросло. На бумаге и картоне пишут голландские и фламандские художники. Об этих же материалах как основе для живописи пишет Пачеко. В XVIII, а особенно в XIX веке число живописных работ на бумаге и картоне возросло еще больше, и этот вид основы стал весьма распространенным практически во всех художественных школах. Например, почти все натурные этюды Коро, особенно итальянские, выполнены на плотной хорошо проклеенной бумаге. В книге Роже де Пиля, изданной еще в 1776 году, можно прочесть следующее: «Художник, если у тебя возникло желание писать, а под рукой нет... холста... возьми лист хорошей бумаги, протри его маслом и тотчас же начинай писать. результат будет хороший»64 [112]. Широкому применению картона способствовало то, что многие фирмы, торгующие художественными материалами, наряду с грунтованным холстом с середины XIX века начали выпускать специально загрунтованный, предназначенный для живописи картон65.

В XIX веке картон и бумага стали привычным материалом для масляной живописи и у русских художников. Если в начале столетия им пользовались не часто и главным образом для небольших картинок (Боровиковский, Кипренский), то позже картон и бумага широко использовались в эскизах и набросках. На бумаге и картоне часто писали пейзажные этюды с натуры. В одном из распоряжений Академии художеств указывалось на то, что «ученики живописных классов уже с некоторого времени пишут по большей части на бумаге, не лучше ли им опять [писать] на холсте, кроме эскизов для месячных и квартальных работ» [92, с. 78]. На белой и светло-коричневой бумаге типа «ватман» написано подавляющее большинство пейзажных этюдов Ал. Иванова и Сильвестра Щедрина. На бумаге и картоне писал свои небольшие произведения Федотов. Сначала в виде исключения, а затем все чаще использовал картон и бумагу Перов. На бумаге написано большое количество этюдов и эскизов Ге. Этот же материал используют Шишкин, Васильев, Саврасов. Проклеенная желатином бумага — обычная основа этюдов Левитана. Иногда произведения живописи на пергаменте или бумаге можно принять за живопись на дереве или холсте, так как для придания таким картинам прочности их часто дублировали на один из этих материалов. На дерево, холст и картон дублированы многие из выполненных на бумаге картин европейских художников из собрания Эрмитажа. На картон и холст наклеено большинство этюдов Александра Иванова. Иногда художники делали это сами, как, например, Гольбейн, Кранах Младший и другие, но чаще дублировка осуществлялась позже реставраторами или владельцами картин. Так, на холст были дублированы многие этюды на бумаге, выполненные Куинджи. Среди приемов фальсификации произведений «старых мастеров» существует и такой, когда в качестве основы будущего произведения брали старую гравюру и писали на ней маслом. После того как было сделано произведение в стиле того или иного мастера, гравюру наклеивали на холст. Такие подделки также легко принять за произведения, написанные на холсте66.

______

57 Древнейшие папирусы относятся к 4 тыс. до н. э.; за две тысячи лет до нашего летосчисления этот материал прочно вошел в употребление во всех странах бассейна Средиземного моря. На папирусе сделаны дошедшие до нас в виде иероглифических изображений рисунки древних египтян. О распространении, способе обработки и применения папируса см.: И. Т. Малкин. История бумаги. М., АН СССР, 1940; Н. П. Тихонов. Папирус, его хранение и реставрация. — «Труды лаборатории консервации и реставрации документов». Т. 1, М.— Л., 1939, с. 10 — 34

58 Родина пергамента — Персия, однако название ему дал греческий город Пергам, где уже во II в. н. э. производство пергамента приняло особенно широкие размеры. Пергамент изготовляли из кож мелких домашних животных — овец, коз, телят, реже — ослят. Обработанная соответствующим образом кожа приобретала прочность, гибкость и способность сохраняться в течение продолжительного времени, являясь в то же время отличным материалом для письма и миниатюр. Тщательно выделанный пергамент получался не многим толще хорошей современной бумаги.

59 Технология изготовления пергамента и его использование в качестве основы для миниатюр средневековых европейских рукописей подробно рассмотрены в работе Мокрецовой (см. примеч. 33 к гл. 1).

60 Бумага была изобретена на рубеже нашей эры в Китае, где ее изготовляли из побегов бамбука и других растений. Арабы, разбившие китайцев в битве при реке Тхараз (Туркестан), узнав от пленных секрет производства бумаги, наладили ее производство в принадлежавшем им Самарканде на первой бумажной мельнице, работавшей целиком на тряпичных отходах. Из Самарканда бумажное производство перешло в Персию; в конце VIII в. бумажные мельницы работали в Багдаде и Дамаске. Первыми европейцами, увидевшими арабскую бумагу, были греки, познакомившие с ней другие европейские народы. Итальянцы, например, познакомились с арабской бумагой лишь в IX или X в.

61 Наиболее стойкой составной частью растительного волокна, идущего на производство бумаги, является клетчатка. Поэтому тряпичное волокно, содержащее высокий процент клетчатки и незначительный процент инкрустирующих веществ, обладает наибольшей прочностью и долговечностью. Древесная масса содержит лишь до 50% клетчатки и около 30% лигнина, придающего волокну жесткость и хруп кость, легко подвергающегося химическому воздействию и, в конечном итоге, способствующего разрушению бумаги. Целлюлоза — это клетчатка древесины, освобожденная химическим путем от лигнина.

62 Filigrane (франц.) — изделие из тонкой проволоки.

63 Общее число зафиксированных в настоящее время филиграней превышает- 40000 (см.: С. А. Клепиков. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII — XX века. М., Всесоюзная Книжная палата, 1959. Хотя эта работа посвящена филиграням трех последних столетий, ценность ее, помимо собранного автором материала, в обширной аннотированной библиографии, включающей сводные работы о западноевропейских и русских филигранях, и различные исследования, служащие основным пособием при идентификации бумаги по водяным знакам).

64 Хотя рекомендация протирать бумагу маслом столь же вредна, как и пропитка маслом холста (см. с. 107), такой способ подготовки основы, по-видимому, все же имел место.

65 В каталогах, лондонских фирм «ReevesandSon» и «WindsorandNewton» грунтованный картон упоминается впервые в 1850 г. В Америке грунтованный картон стали производить с 1886 г. В 1875 г. была изобретена основа, состоящая из холста, наклеенного на картон. Впервые се стала выпускать фирма «GeorgeRowucyandCompany» в Лондоне в 1876 г., а фирма «ReevesandSon» — с 1884 г. С 1887 г. фирма «G. Rowney» стала выпускать картон, имитирующий фактуру холста (см.; R. J. Gette.ns, I,, G. Stout. Painting Materials. N. Y., 1966).

66 В конце XVIII в. были опубликованы руководства по переносу гравюр на другое основание. Гравюру приклеивали лицевой стороной на холст или доску, затем бумагу смачивали водой и устраняли. На основании оставался только рисунок гравюры, по которому писали красками. Подделки подобного рода можно обнаружить только при реставрации или частичной утрате. красочного слоя (см.: В. Slanskу. О kopitch, falsifikdtech a experti-xack. — Zpravy pamalkove peer. 1956, N 3. s. 144—152].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.