Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подрамники






Так как проклеенный и даже загрунтованный холст оставался в значительной степени эластичным и неудобным для дальнейшей работы, ему необходимо было придать известную жесткость. Поэтому с первых опытов применения тканой основы ее использовали в комбинации с деревом. Уже в трактате Ираклия (кн. III, гл. 26) говорится о растяжке нитками на деревянной доске проклеенного, просушенного и отшлифованного куском стекла холста перед его грунтовкой. Подготовку под живопись холста, натянутого на «временный» подрамник или прибитого к нему «гвоздиками кругом», подробно описывает Ченнини (гл. 162), считающий, что умение проклеивать и натягивать холст — это одна из тех основных операций, которые свидетельствуют об овладении ремеслом живописца (гл. 4).

 

В течение нескольких столетий подрамники оставались «глухими» (неподвижными), в достаточной степени примитивными. Они изготовлялись из самого дешевого дерева, а по углам сколачивались гвоздями, скреплялись планками или соединялись на шипах. Один из наиболее ранних подрамников, сохранившийся на картине Мантеньи «Внесение во храм», представляет собой сосновую раму, в которую, для придания жесткости полотну, плотно вставлена доска. Холст не загнут за ребра подрамника, а прибит к его лицевой стороне железными гвоздями. Такой способ крепления был широко распространен. Иногда художники, как это делал, например, Эль Греко, писали по холсту, натянутому на целую доску.

В XVIII веке впервые появляются подрамники на клинках. О них как о новом изобретении сообщается в «Словаре» Пернети (1757). С этого времени подрамники стали изготовлять с большей тщательностью и мастерством. Однако в XIX веке вновь вернулись к примитивным, грубо сколоченным рамам.

До второй половины XIX века металлические гвозди, которыми крепили холст к подрамнику, делались вручную. Стержень кованых гвоздей конической формы, как правило, квадратный или прямоугольный в сечении, имеет на шляпке следы от удара молотка и очень острый кончик. Со второй половины XIX столетия появляются гвозди, изготовленные машинным способом. В XVIII веке многие художники пользовались еще известными издавна деревянными гвоздями. Такой способ крепления холста к подрамнику можно встретить еще и сегодня на старых картинах. Как правило, это свидетельствует о том, что произведение не подвергалось перетяжке. Часто холст натягивали на рабочий подрамник шнуровкой, а готовую картину крепили затем на постоянный подрамник гвоздями. В XX веке в Швеции стали изготовлять медные гвозди, а затем луженые или оцинкованные железные гвозди, меньше подверженные ржавлению и не разрушающие холст [94].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.