Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Пути и способы совершенствования правовой системы России






Современная правовая система России – сложнейший комплекс элементов, структур, традиций, образов технико-юридической, национально-исторической, социально-психологической природы. В широком смысле данное определение имеет значение целого правового мира, который имеет свою жизненную организацию, источники, историю и будущее.

Сегодня в обществе создаются сложные и высокотехничные правовые системы, совершенствуется законодательство, прогрессирует международное право. Развитие правовой системы в России можно проследить в развитии ее основных функций, в том числе, социальных, так как право является одним из основных социальных институтов. Однако на этом фоне сохраняются юридические проблемы и явления: рост преступности; массовое нарушение прав человека; отдаление личности от власти и государства. Более того, подобные явления достаточно часто встречаются не только у простых граждан, но и в среде высокопоставленных чиновников, государственных служащих и в органах правопорядка, что приводит к мысли о необходимости борьбы с коррупцией, казнокрадством среди чиновников.

Растущее число подобных явлений идет одновременно с разрастанием бюрократического аппарата, числа правоохранительных органов, затратностью государственной машины. Вследствие этого очевидно, что старые теории не в силах предложить адекватных мер.

На рубеже веков ощущается дефицит новых юридических идей, концепций, практик и, особенно, веры в действующее право. Существующие идеологические установки в области права являют недопонимание политической элитой не только действительной ситуации в правовом строе России, но и мировых тенденций в этой сфере.

Государство должно не только создавать правовые предписания, но и экономические, социальные и иные условия для удовлетворения потребностей россиян легальным правомерным путем.[22] Одним из способов совершенствования правовой системы является более тщательное рассмотрение функций самой правовой системы.

1. Регулятивная функция – функция правовой системы, связанная с координацией деятельности членов общества. Именно эта функция особенно важна при решении споров в сложных правоотношениях между субъектами. Ясное понимание видов правоотношений позволяет выявить правовые нормы, являющиеся основными при решении жизненных, первостепенных вопросов. Только развитие самого права, его модернизация, создание новых отраслей и подотраслей права, а также их развитие позволяет решить сложные проблемы. Регулятивная функция является первостепенной среди общих функций для права как для социального института. Именно она реализуется социально-правовыми институтами, способами нормотворчества и правоприменения.

2. Интегративная функция правовой системы направлена на социальную систематизацию индивидов и групп. Слабая проработанность данной функции в среде права позволяет недобросовестным лицам манипулировать правом и тем самым создает угрозу возникновения новых социальных конфликтов и раскола общества.

3. Функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов, социальных групп в обществе позволяет обществу существовать и не разрушаться даже в период перемен, что особенно важно в условиях реформ. Функция подразумевает сохранение и усиление согласия, уважения к гражданам и лицам, проявившим патриотизм в период войны, сохранения социальной поддержки малообеспеченных граждан. Данная функция обеспечивает сохранность правового статуса конкретных людей и групп в обществе, а также регламентирует их полномочия, льготы и привилегии. Развитие этой функции правовой системы России является социально позитивным.

4. Функция предупреждения, урегулирования и разрешения различных проблем, противоречий и конфликтов между субъектами права, прежде всего, реализуется такими элементами правовой системы, как суды и надзорные органы. Предупреждение конфликтов возможно только с помощью справедливого и учитывающего все обстоятельства законодательства. Актуальность данной функции подчеркивается значительным протестным потенциалом в обществе, а также готовностью людей решать свои конфликтные ситуации самостоятельно, в том числе неправомерными способами. Наличие подобного явления в правовой системе показывает слабость и непроработанность этой самой системы, неспособной защищать собственных граждан, а также низкий уровень правосознания у граждан.

5. Одной из важных функций права следует отметить такое явление, как социальная мобильность. Существующие правовые механизмы во многом определяют социальную мобильность как горизонтальную, так и вертикальную. Показатель социальной мобильности весьма высок вследствие того, что Россия встала на путь развития постсоветского государства. Социальный подъем в обществе может быть осуществлен лишь при создании особых условий, позволяющих лицам приобретать и реализовывать свои права.

Реформы в России призваны, прежде всего, обеспечивать развитие личности, статуса гражданина, увеличение степени его социальной мобильности. Из этого следует, что реформы должны осуществляться в интересах человека, а не за счет человека.

Одна из основных задач на данное время – создание эффективной системы национальной демократии, которая позволит сформировать устойчивую, эффективную и, как следствие, действенную государственность, достаточно мощную и одновременно с тем гибкую. Нынешние модели власти - как конституционная, так и фактическая – неперспективны, потому что являются пережиточными и малоприменимыми к реальному опыту не только России, но и современных западных демократий.

Современная система нуждается в стимулировании через новую концепцию формирования представительных органов и правительства, которые должны иметь черты «работающих корпораций».

Однако не следует создавать правовую систему с колоссальным законодательством, правоохранительной машиной с непрерывно растущей армией юристов, подобные которым существуют на Западе. Так как в итоге подобные системы являются тупиком, требующим постоянного увеличения полицейского контроля и искусственных социальных допингов.

Необходимо искать нетрадиционные, самостоятельные решения российской правовой системы в новом веке, так как существующая административная система уже сейчас становится все более тяжелым бременем для экономики, политической системы, а также все более негативно влияет на нравственную атмосферу в стране.[23]

России требуется компактная правовая система не только из-за вопросов экономики, но и по причине особенности правового менталитета российского народа. Современные шаги развития правовой системы должны идти в ключе фундаментальной стратегии правового развития, что предполагает полное обновление изучения отечественного права. Так как, имея тот теоретический багаж, располагает российское правоведение, затевать реформы опасно, свидетельством чему являются прошедшие десятилетия. Прежде всего, необходима реконструкция исследовательских подходов к исходным правовым категориям и в первую очередь к самому понятию права.

Также ключевым моментом следует отметить не столько наращивание усилий законотворческих органов, сколько реанимация предправовых источников, отношений и структур – поведенческих, региональных, конфессиональных. Важным моментом является развитие местной правовой культуры, а также альтернативных юридических механизмов, которые практически отсутствуют в правой истории России.

В настоящее время государство весьма неэффективно использует законодательные и подзаконные правовые формы. Следует отметить, что некритическое использование юридической формы, особенно прямолинейно предписывающей и запрещающей, способно исказить любой социальный проект.

Сегодняшними приоритетными целями развития российской политической системы и государственности можно назвать:

1) создание такого государственно-правового механизма, цель которого направлена на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) создание возможности реального воздействия человека на государство посредством институтов гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.[24]

Мы полагаем, что эти задачи являются глобальными и долговременными. От их решения будет зависеть ценность субъекта как центра и основы российской правовой системы. В нынешнее время это лишь план нашего политико-правового развития.

Одним из важных элементов правовой системы можно считать правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и рассматривается отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание можно обозначить как множество идей, чувств, представлений о праве, действующем и предпочтительном, о действиях органов и лиц в сфере правоохранительной системы. Более конкретно правосознание можно обозначить как совокупность эмоциональных и чувственных образов, с помощью которых человек может воспринимать и оценивать наиболее значимые общественные отношения в категориях прав и обязанностей, ценности действия и расплаты за него, свободы и защиты от произвола, справедливости, равенства, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования.

Общественное сознание можно считать правовым лишь после того, как в нем зародится идея о юридической нормативности в роли основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Глобальная задача, которую нужно России решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы - формирование практически новой, либо обновление нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла, происходящие в обществе коренные изменения жизнедеятельности: например, переход от огосударствленной экономики к такой экономике, где основную роль играют частная собственность, частнопредпринимательская деятельность, приватизированные предприятия; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного материального уровня жизни; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Для выполнения поставленных задач правотворческая деятельность должна отвечать ряду требований. Во-первых, она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основных нормативно-правовых документов в данной сфере - регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особую роль федеральный законодатель должен уделять системному правотворчеству, результатом которого должны стать крупные блоки правовых норм, которые будут регулировать области, виды общественных отношений.

Вторым по значению видом юридической деятельности является правоприменение - властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

В настоящее время реальными являются три основных сценария развития правовой системы России.[25]

Первый сценарий - правовой изоляционизм. Смыслом данного сценария является формирование замкнутой правовой системы, отстаивающей автономные, если не противостоящие миру, ценности. Чужие государственно-правовые традиции автаркической правовой системой не принимаются или переинтерпретируются в собственном духе. В условиях " глобального мира" государственно-правовой изоляционизм неизбежно приведет к формированию режима-изгоя, склонного к стагнации, к сопротивлению изменениям. Примеры ныне существующих режимов-изгоев (Ливия, Ирак и т.п.) отнюдь не вдохновляют на то, чтобы отправиться по их пути государственно-правового развития.

Второй сценарий - включение России в состав вновь формирующихся " глобальных империй". Это означает, что государственно-правовые порядки в стране должны быть полностью унифицированы в соответствии с требованиями, которые предъявляются западными государственными сообществами, то есть, скопированы с западных образцов. Если Россия станет реализовывать второй сценарий, то она обречена на " догоняющее" развитие. Простота решения удивляет: копируется западное право, западные государственные порядки и жизнь в России, как на Западе. Но, к сожалению, по предыдущему опыту можно сказать, что " догоняющее развитие" отечественного государства и права говорит о том, что копирование чужих образцов ведет к отставанию в развитии, так как ко времени, когда происходит копирование, оригинал успевает значительно измениться.

Правда, не исключен и третий сценарий развития российского государства и ее правовой системы - сценарий превращения России в метрополию в одной из новых постмодернистских " глобальных империй", которая будет формировать новые системы ценностей и облекать их в специфическую государственно-правовую форму. Этот сценарий наиболее трудно представить, так как становление российского государства и права примером для дальнейшего развития других стран во многом связано с общим уровнем развития российского общества, включая такие сферы социальной жизни как культура, экономика, политика и пр. Из этого можно сделать вывод, что одного только " исправления законов" для превращения России в центр какой-либо новой " глобальной империи" явно недостаточно.

Какой сценарий развития российского государства и права будет реализован в дальнейшем, затруднительно ответить. Ясно только одно, что выбор между ними придется делать под сильным давлением " глобального мира". Также ясно, что осуществление любого сценария будет сопровождаться массированным заимствованием чужого государственно-правового опыта или, уж во всяком случае, с учетом этого опыта. Однако если не сделать такой выбор самим может оказаться, что его может сделать сам " глобальный мир".

В России право до настоящего времени во многом еще сохраняет публичный, а также огосударствленный характер, но, к сожалению, оно еще не полностью соответствует требованиям и правового гражданского общества. Можно лишь надеяться, что реализация прогрессивных положений новой Конституции, нового Гражданского кодекса РФ, ряда других передовых институтов российской правовой системы существенным образом изменит сами основы, инфраструктуру российского права, позволит вывести его на уровень, соответствующий современным требованиям цивилизации.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.