Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структуры опыта как модели временных объектов






Психология труда сосредоточена на рассмотрении субъекта (по Е. А. Климову): обладая сознанием, субъект осуществляет дея­тельность в окружающем мире. Действие основано на простран­ственном знании, одной из форм которого является когнитивная карта (Э.Толмен). Субъект - носитель и «хозяин» пространствен­ного знания. Ему известно расположение предметов в каком-то месте, он может описать расположение предметов с помощью той или иной модели. Моделирование показывает, какие преобразо­вания в расположении предметов могут быть проведены. Являясь одним из предметов, субъект отличается способностью ощущать малейшие оттенки изменений каждого предмета, воспринимать совокупность окружающих предметов, выделять среди них один, сопоставлять предметы с действиями: цели, препятствия, средства. Субъект строит свои действия в ситуации и переживает их. В про­странственном знании субъекту представлена структура или схема объекта. Представлена целиком, вся сразу, в виде элементов и связей между ними. Элементы схемы обозначают некие части объ­екта, выполняющие определенные функции, каждый свою. Образ объекта функционально деформирован (Д.А. Ошанин). Элементы схемы служат знаками элементов объекта и позволяют субъекту решать определенные задачи, взаимодействуя с объектом. Связи выражают, обозначают пространственную непрерывность объекта.

Пространственное знание выражает, фиксирует упорядочен­ность элементов внутри объекта, относительно друг друга, пред­ставляет симультанную схему процесса в множестве его элемен­тов, вместе с элементами окружающего пространства.

Схема соответствует реальному миру. Различают локальную и глобальную, обзорную и процедурную схемы пространства. Ре­шение пространственных задач требует преобразований, которые проводятся в рамках либо одной системы отсчета, либо комплек­са систем отсчета. Пространственное знание - это умение перехо дить от одной системы отсчета к другой, умение использовать комплексы систем отсчета. Пространственная схема неравнознач­на в разных своих местах по эмоциональной насыщенности, смы­словому наполнению, функционально деформирована.

Схема как пространственное знание получает наполнение ак­туальными впечатлениями (зрительными, слуховыми, обонятель­ными), воспоминаниями (сохраненными впечатлениями), мысля­ми, переживаниями, движениями, звучащей речью. Это особенно отчетливо видно, когда один объясняет другому дорогу или свое понимание того, как следует озвучивать музыкальное произведе­ние. Знание запускается воображением и действием.

Последовательность и длительность. Субъект является носите­лем и «хозяином» временного знания. Временное знание - это знание последовательности и длительности. Субъект знает об из­менениях и движении, знает законы изменения и движения раз­личных предметов. Он способен схватывать и антиципировать направления движения предмета, путь, скорость и ускорение. Знание о временном объекте содержит сведения о его протекании, о скорости и ускорении его изменений.

Временное знание - знание какого-либо определенного про­цесса, последовательности участия в нем разных элементов объек­та и длительности выполнения каждым своей функции. Времен­ным знанием можно назвать все то, что может быть изображено на карте временного ряда (подобно записи музыкального произ­ведения на нотном стане). Временное описание включает также характеристику того ряда, с которым сопоставляется рассматри­ваемый нами процесс и внешние события. В соответствии с таким знанием человек может успешно действовать в меняющемся ок­ружении.

Пространственное и временное знания отличаются типом функционирования, тем, как они применяются при решении за­дач. Применение временного знания о процессе требует воспроиз­ведения функций элементов в последовательности и длительно­сти. Устойчивыми элементами профессиональной деятельности являются движения - субъект способен воспроизводить, повто­рять движения, сохраняя темп и ритм, начало и конец процесса, его основные события и подпроцессы. Это функции телесной па­мяти субъекта. Она удерживает и связи между элементами процес­са. Эти связи обозначают слитность, непрерывность переходов в процессе. Во временном знании эти переходы основаны на пере­живании длительности.

Пространственные структуры строятся так, чтобы субъект мог точно по месту, учитывая размеры и форму объектов, углы и рас­стояния между ними, выполнить свою задачу в окружающем ми­ре. Пространственные структуры не предполагают длительности, но они позволяют различить предметы, которые имеют объем и форму, а также пустые промежутки между предметами.

Временная структура конституируется так, чтобы она могла обеспечить синхронизацию деятельности субъекта с неким внеш­ним процессом в окружающем мире. Принципы синхронизации и последовательного упорядочения заложены в основе устройства и функционирования временной структуры.

Временная схема содержит ряды событий и периоды - те и дру­гие различаются по эмоциональной насыщенности и смысловому наполнению.

Переживание. Одних схем недостаточно для того, чтобы оха­рактеризовать опыт субъекта. Необходимы механизмы примене­ния схемы и переживание субъектом окружающих событий и сво­его действия.

Термин «переживание» необходим, чтобы показать, как субъ­ект «отслеживает» длительность временного объекта в ходе его живого осуществления. Кроме того, переживание указывает на некоторый активный процесс, происходящий на стороне субъекта в ходе выполнения деятельности. Переживание относится к субъ­екту и к тому, что происходит в объекте. Ход переживаний соот­ветствует тем изменениям, которые происходят в объекте. Субъ­ект переживает то, что происходит в отражаемом объекте. Пере­живание выступает как сложный процесс, в который входят ощу­щения, - они сливаются с объектом. Изменения в объекте соот­ветствуют изменениям в ощущениях с точностью до различитель­ной способности человека. Процессы восприятия (схватывания) временного объекта в целом (или более крупных его частей) тоже должны войти в состав переживания, так же как и мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, категоризации и т.д. Пе­реживание содержит эмоциональную составляющую. Пережива­ние - это проживание объекта.

Переживание позволяет опознать сложный временной объект в ходе его развертывания. Переживание временного объекта позво­ляет субъекту взаимодействовать с временным объектом, не опе­режая и не опаздывая, в соответствии с логикой его развертыва­ния. Синхронное взаимодействие и является свидетельством того, что у субъекта имеется схема временного объекта и механизм, обеспечивающий функционирование схемы.

Структуры опыта - пространственные и временные схемы - управляют поведением человека.

Применение схемы требует рассмотрения целой деятельности субъекта, в которую входят: 1) восприятие собственного действия и процессов в окружающем мире, 2) исполнительные процессы (движения рук, ног и т.п., речь), 3) усилия субъекта по синхрони­зации движений с процессами в окружающем мире, 4) усилия субъекта по временному упорядочению своих действий и объек­тов в мире.

При этом предполагается, что необходимо функционирование первичной памяти и ожидания, которые позволяют расширить гра-

ницы внимания, вторичной памяти, обеспечивающей участие про­шлого и хранимых планов будущего в осуществляемом процессе.

Модели временных объектов - временные структуры опыта субъекта. Введя временной объект, мы исходим из того, что он задает особый способ рассмотрения опыта - как хорошо органи­зованное и точно исполняемое действие - в настоящем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.