Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика видов функциональных состояний.






Психологическая готовность к деятельности является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи.

Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, лич­ные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

В психологии труда принято выделять длительную и временную готовности.

Длительная готовность определяется:

1. положительным отношением к тому или иному виду деятельности, профессии;

2. чертами характера, способностями, темпераментом, мотивацией, адекватными требова­ниями деятельности;

3. необходимыми знаниями, навыками, умениями;

4. устойчивыми профессионально важными особенностями восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевыми процессами.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуа­ций. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Структура состояния психологической готовности к сложным ви­дам деятельности определяется личностными характеристиками, такими как:

1. мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, ин­терес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

2. познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значи­мости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки рения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки и т. д.;

3. эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, зеренность в успехе, воодушевление;

4. волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, от­влечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

· осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или постав­ленной другими людьми задачи;

· осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворе­нию потребностей или выполнению поставленной задачи;

· осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие собы­тия, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

· определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наи­более рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

· прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

· мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

Готовность к деятельности определяется уровнем активации. Под активацией в психологии труда понимают уровень нервного и соматического функционирования организма необходимый для реализации трудового действия. Степень активации определяется возможностями организма и стоящей перед субъектом трудовой задачей.

В психологии установлена взаимосвязь между эффективностью деятельности и уровнем активации. Результаты исследования обобщены в законе Иеракса-Додсона. суть которого сводится к следующему: последовательное увеличение активации не приводит к линейному возрастанию эффективности поведения. Существует оптимум для выполнения задач определенной степени сложности.

В процессе трудовой деятельности у субъекта труда возникает состояние напряжения.

Напряженность труда – функциональное состояние организма, возникающее при трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.

 

Специали­сты различают следующие виды напряжения:

интеллектуальное, вызванное большим количеством тре­бующих решения проблемных ситуаций;

сенсорно е, обусловленное неоптимальными условиями деятельности анализаторов (например, зрительного, при недостаточной освещенности, малой контрастности фона рабочей поверхности и объекта различения, трудностей в дифференциации объектов различения, таких как мелкие детали);

монотония (напряжение, вызванное однообразием дейст­вий, обстановки и т. п.);

политония напряжение, вызванное необходимостью частого переключения внимания в неожиданных направ­лениях;

физическое напряжение (повышенная нагрузка на двига­тельный аппарат);

эмоциональное напряжение, вызванное конфликтными си­туациями, повышенной вероятностью травм и аварий, эмоциональной непривлекательностью содержания рабо­ты и условий ее осуществления;

напряжение ожидания, вызванное необходимостью под­держания готовности рабочих функций в условиях отсут­ствия деятельности (например, готовности реакции на сигнал об отклонении хода технологического процесса от заданных параметров);

мотивационное напряжение (борьба мотивов, необходи­мость выбора для принятия решения, незаинтересован­ность в работе и т. п.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.