Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация функциональных состояний.






 

Все функциональные состояния можно классифицировать по определенным признакам – по влиянию на показатели выполняемой деятельности, по механизму формирования реакции, о внешним и внутренним проявлениям. Наиболее интересна и чаще используема в психологии труда классификация основанная на соотношении функциональных состояний с разлиными характеристиками трудовой деятельности и требований к работнику.

 

По характеру выполняемой деятельности можно выделить:

1. Допустимое функциональное состояние – состояние характеризующиеся способностью человека выполнять деятельность на заданном уровне точности, своевременности, безотказности.

2. Недопустимое функциональное состояние – состояние, при котором эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы или появляются симптомы накопления утомления, приводящие к переутомлению.

 

По характеру выполнения требований трудового процесса выделяют:

1. Состояние «адекватной мобилизации» – полное соответствие степени напряжения функциональных возможностейчеловека, требованиям, предъявляемым конкретными условиями.

2. Состояние «динамического рассогласования» – отсутствие адекватной ответной реакции человека задачам и условиям выполнения деятельности.

 

По характеру состояния здоровья работника выделяют:

1. Нормальное функциональное состояние – состояние, не вызывающее изменения здоровья.

2. Патологическое функциональное состояние – состояние, связанное с заболеванием.

3. Пограничное функциональное сосояние – состояние, которое может привести к заболеванию.

 

Среди факторов, детерминирующих возникновение и развитие функциональных состояний, И.Ю.Мышкин выделяет пять явлений:

· мотивация – то, ради чего выполняется деятельность. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния на фоне которого будет реализовываться конкретная профессиональная деятельность. Чем значимее для личности мотивы, темвыше уровень функционального состояния;

· содержание труда, характер задания предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации;

· величина сенсорной нагрузки, которая может изменяется от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;

· исходный фоновый уровень, заключающийся в оставшихся следах от предшествующей деятельности;

· индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов.

 

При диагностике выделяют две группы показателей: физиологичекие и психологические, с помощью которых оценивает состояние субъекта. Физиологические показатели позволяют оценить уровень активации головного мозга, мышечный тонус, реакции вегетативной нервной системы.

Психологические показатели включают оценить особенности протекания психических процессов, эмоциональные реакции, степень мотивации к деятельности.

Исходя из понимания функционального состояния как интегральной характеристики наличных свойств и качеств человека, определяющих эффективность дятельности, можно сделать вывод: необходимо применение комплексных методов. Комплексный подход дает возможность изучать деятельность и состояния системно и обобщенно.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.