Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Дифференциально-типологический подход.






Ф. Парсонс разработал теорию черт и факторов профессионального самоопределения. Основные положения данной теории были сформулированы следующим образом:

· каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единой профессии;

· профессиональная успешность и удовлетворённость профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

· сам процесс профессионального выбора является осознанным (сознательным) и рациональным.

Рациональность Ф. Парсонс понимал как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях. При этом данный выбор воспринимался как одномоментный акт, сущность которого заключается в установлении жёсткого соответствия индивидуально-психологических особенностей человека и требований профессии.

Модель профконсультации, разработанная Ф. Парсонсом включала три этапа:

· изучение личности и психических особенностей претендента на профессию (работу или учёбу);

· изучение требований профессии к человеку;

· сопоставление данных, полученных на предшествующих этапах, с целью выдачи рекомендаций о выборе профессии.

В русле именно этой теории был накоплен и проанализирован обширный профессиографический материал, разработаны классификации профессий, принципы и схемы проведения профессионального отбора и подбора в целях выявления степени соответствия человека требованиям профессии.

теория профессионального развития Д.Голланда делает акцент на связи личности и её окружения. Процесс профессионального развития включает в себя определение самим индивидом своего личностного типа и поиск профессиональной среды и окружения, соответствующих данному типу. Каждый тип:

· реалистический,

· исследовательский,

· конвенциальный,

· предпринимательский,

· социальный,

· артистический

характеризуется определёнными психологическими особенностями, в частности, способностями, интересами, характером, предпочитаемым окружением, которые обусловлены взаимодействием ряда факторов: влиянием семьи, значимых людей, опыта, социокультурной среды … Именно эти факторы определяют предпочтения человеком тех или иных видов деятельности, которые становятся ведущими интересами, стимулирующими развитие определённых способностей. А интересы и способности личности формируют определённые личностные диспозиции, которые определяют то, как человек воспринимает окружающий мир, чувствует, думает и действует. Удовлетворённость работой, мотивация, стремление к профессиональному совершенствованию и развитию зависит от соответствия их типа выбранной профессиональной деятельности и окружению.

Е.А. Климов выделил «основные обстоятельства», учёт которых необходим для принятия личностью адекватного решения при выборе профессии:

· склонности оптанта (то, чем охотнее всего занимается человек по собственной инициативе);

· осведомлённость о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях, о потребности общества в кадрах;

· уровень притязаний оптанта (на общественное признание, на вознаграждение труда и т.д.);

· личные профессиональные планы оптанта (где обучаться, кем, где работать и т.д.);

· планы родителей в отношении профессионального будущего оптанта;

· планы, в той или иной степени навязанные оптанту его сверстниками;

· объективная потребность общества в специалистах для определённой области труда;

· состояние здоровья оптанта.

В последние годы всё большее значение уделяется профессиональному самоопределению личности, по словам И.Д. Дубровиной, «процессу активного поиска личностью своего жизненного пути». Одной из важнейших задач поддержки профессионального выбора стала сейчас работа по формированию у оптантов «стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии» (Е.А. Голомшток). Появляется много развивающих программ по формированию способности выбора профессии (программы Пряжникова).

 

Если подытожить вышесказанное, то современный научно обоснованный профориентационный арсенал, включает следующие технологии изучения и анализа:

· личностных особенностей, детерминированных наследственностью, условиями жизни, материальной обеспеченностью, образованием;

· темперамента, характера;

· интеллектуальных способностей;

· своего образа «Я»;

· интересов, ценностей;

· степени удовлетворения потребностей при столкновении с препятствием на более ранних стадиях развития индивида;

· профессиональных альтернатив, которые сопоставляются с ожидаемым успехом;

· предпочитаемого окружения и профессиональной среды и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.