Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






государственной власти






В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, испол-нительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение единой государственной власти на законодательную, испол-нительную и судебную выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами госу-дарственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение законности, создание гарантий от произвола. Таким образом, одна ветвь го-сударственной власти ограничивается другой, ее ветви уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.

Статья 11 Конституции РФ содержит перечень высших федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федера-ции. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Рос-сийской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государст-венной власти.

Конституционно-правовой статус Президента РФ закреплен в гл. 4 Конституции РФ. Конституционные должности Президента РФ:

– Глава государства;

– Верховный главнокомандующий Вооруженными силами РФ;

– председатель Совета безопасности РФ.

Как глава государства Президент РФ представляет Российскую Фе-дерацию – внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства.

Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, ко-торые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с ними.

Президенту принадлежат широкие полномочия по формированию фе-деральных органов государственной власти (исполнительной, судебной). 59

 

Также имеются и полномочия в области законодательства (вносит законо-проекты в Государственную думу, подписывает и обнародует федераль-ные и федеральные конституционные законы РФ, обладает правом отлага-тельного вето при подписании федеральных законов).

Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечи-вает согласованное функционирование и взаимодействие органов госу-дарственной власти.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод че-ловека и гражданина.

Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. На должность Президента РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекраще-ния президентских полномочий в случаях отставки, стойкой неспособно-сти по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия и отрешения от должности.

Федеральное собрание – Парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от пред-ставительного и исполнительного органов государственной власти. Госу-дарственная дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.

Федеральное собрание как законодательный орган обладает исключи-тельным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридиче-ской силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмот-рен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, от-несенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совмест-ному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Двухпалатная структура Федерального собрания предполагает само-стоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координи-рующего органа Федерального собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной думы. Конституция РФ предусмат-ривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, 60

 

посланий Конституционного суда РФ, выступлений руководителей ино-странных государств.

Федеральные законы принимаются Государственной думой. Федераль-ные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы, если иное не предусмотрено Конституцией Россий-ской Федерации. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой пала-ты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федера-ции палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повтор-ному рассмотрению Государственной думой.

В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Феде-рации федеральный закон считается принятым, если при повторном голо-совании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа де-путатов Государственной думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Пре-зиденту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней под-писывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государст-венная дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Россий-ской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее при-нятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение се-ми дней и обнародованию.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председа-теля Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Пре-зидентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти 61

 

и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федера-ции по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Прави-тельство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных зако-нов, указов Президента РФ, международных договоров, осуществляет сис-тематический контроль за их исполнением федеральными органами испол-нительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федера-ции, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Согласно гл. 7 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Это означает, что никакой другой орган не вправе присваивать себе функции судебной власти по рассмотрению и разрешению дел.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гра-жданского, административного и уголовного судопроизводства.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный суд Российской Федерации;

2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным судом РФ;

3) арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом РФ.

Кроме того, законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации – конституционные (уставные) су-ды и мировые судьи.

Конституционный суд Российской Федерации – один из высших фе-деральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным ор-ганом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Суды общей юрисдикции: Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерально-го значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему фе-деральных судов общей юрисдикции;

Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотрен-ных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их 62

 

деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший арбитражный cуд Российской Федерации, федеральные арбит-ражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федера-ции составляют систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, яв-ляющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции и арбитраж-ные суды представляют собой три абсолютно независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспе-чению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституци-онным законом, соблюдения всеми судами установленных правил произ-водства, применения всеми судами Конституции РФ и других федераль-ных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепле-ния единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

Местное самоуправление в соответствии с гл. 8 Конституции РФ обес-печивает самостоятельное решение населением вопросов местного значе-ния, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно-стью. Согласно Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государст-венные органы и органы местного самоуправления – это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть. Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления – это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляю-щие государственную власть, являются структурными единицами госу-дарственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществ-ляемая ими власть народа имеет форму государственной власти. Органы местного самоуправления не являются составной частью государственно-го механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Феде-рации, не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей 63

 

власти. Однако не являясь органами государственной власти, органы ме-стного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит власт-ный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации вла-сти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий ре-шения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, об-щественных объединений.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом конституционного права?

2. Что такое конституция?

3. Какова структура Конституции РФ 1993 г.?

4. Какие элементы входят в структуру правового статуса личности?

5. Какие принципы лежат в основе государственной власти РФ?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.