Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С древнейших времен до второй половины XIX века






 

Общая направленность воспитания детей в VIIX вв.

 

Физическое воспитание у древних славян отличалось своим своеобразием. В VI– VIII вв. восточные славяне жили еще родовым строем. Они занимались скотоводстством, ремеслами, земледелием, охотой.

Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. Мальчиков и юношей воспитывали мужчины, а девочек и девушек – женщины. У славян, как и у других народов, существовали «дома молодежи», проводились посвящения, в которых основное внимание уделялось физической подготовке молодых людей. По мере распада родовой общины воспитательные функции все больше переходят к семье. Родители, воспитывая и обучая своих детей, передавали им умения и навыки в охоте, верховой езде, стрельбе из лука, метании копья, плавании. Дети обычно наследовали занятия своих родителей.

В Киевском феодальном государстве, начиная с IX в. в княжеских и боярских семьях появляются специальные лица для воспитания и обучения детей – дядьки - пестуны. Это были выходцы из народа, обладающие воспитательными навыками.

Воспитывая и обучая детей феодальной знати, они использовали народные формы физического воспитания. Полезные советы о том, как нужно воспитывать княжеских детей, даны в педагогическом сочинении конца XI в. «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха. Он завещал не страшиться «ни рати, ни зверя, но творить мужское дело». В числе средств воспитания он называет верховую езду, охоту, другие упражнения. Советы Мономаха имели целью обеспечить нормальное физическое развитие, умственное и нравственное воспитание подрастающего княжеского поколения. Они отвечали в первую очередь потребностям феодальной власти Киевской Руси. Вместе с тем «Поучение…» Владимира Мономаха явилось замечательным педагогическим памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры в государстве. Оно способствовало дальнейшему развитию военно-физического воспитания феодалов.

В юном и зрелом возрасте феодалы совершенствовали свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в «боярских дружинах», а также и в быту – на охоте, конных турнирах, в военных играх и «потехах» (развлечениях).

Славянам часто приходилось вести войны, отражая набеги кочевых племен(аваров, хазаров, татаров и др.). Это заставляло уделять много времени военному воспитанию молодежи и взрослых. По свидетельству современников, славяне отличались смелостью и храбростью, силой и выносливостью.

В воспитательной системе славян важное место занимали игрища, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери – Земле, богу солнца – Яриле, богу войны и оружия – Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов, игр и физических упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, метании камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах. В жизни восточных славян игрища имели большое воспитательное значение. Молодые люди приобретали на них требуемые в труде и военном деле навыки и умения.

 

Воспитание детей в период феодализма в X – XV вв.

 

В Киевском государстве в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XIV вв.) и в эпоху русского централизованного государства (XV-XVII вв.)русский народ бережно сохранял и развивал самобытную систему физического воспитания, которая служила им средством подготовки сильных, выносливых воинов, отстаивавших в тяжелых боях с чужеземными захватчиками свободу и независимость своей Родины. Только за XIII, XIV и первую половину XV вв. русский народ выдержал более 600 войн с татарами, монголами, поляками, литовскими, немецкими и шведскими рыцарями. В этих сражениях русский народ показал стойкость и мужество, глубокий патриотизм, высокие физические и моральные качества. Самобытные народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. В «Слове о полку Игореве», в былинах о богатырях говорится о любимых упражнениях и играх народа: боях с палицами и копьями, борьбе, разных потехах, рубке саблями, стрельбе из лука. Эти упражнения часто сопровождались состязаниями в силе, ловкости, воинском умении.

В эпоху феодализма среди народных масс широкой популярностью пользовались многочисленные физические упражнения и игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои: одиночные, групповые (стенка на стенку) и свалка.

Одиночные бои использовались как способ решения спорных вопросов и конфликтов. Групповые кулачные бои проводились улица на улицу, деревня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои обычно устраивались по праздникам, летом – на площадях, зимой – на замерших прудах, озерах и реках. Сутра бои начинали подростки, затем выходили юноши и заканчивали бои зрелые, наиболее искусные в этом виде бойцы. Во время такого боя участники должны были придерживаться неписанных, но выработанных правил: «лежачего не бить», «заначку в рукавицу не класть», «биться лицом к лицу, грудь с грудью», «подножек не ставить» и т.д.

В период феодализма каждый народ имел свои самобытные физические упражнения и игры, обусловленные особенностями экономического и культурного развития, географическими условиями, традициями и бытом.

Процессу развития народных физических упражнений и игр, особенно в условиях феодального общества во многом препятствовала религия. Русская православная церковь выступала против народных игрищ. Большим тормозом в развитии физического воспитания среди народов Средней Азии выступал ислам.

Мусульманская религия, являясь орудием угнетения народа, призывала к смирению, отказу от всех забав, объявляла игры и физические упражнения греховным делом.

Против народных форм физического воспитания вела борьбу не только церковная, но и светская власть. В 1648 году царь Алексей Михайлович при содействии духовенства издал указ о запрещении народных игр и забав. Но ни царские указы, ни церковные запреты не в силах были остановить объективные процессы развития физической культуры в народном быту. В народе продолжали сохраняться и передаваться из поколения в поколение наиболее прогрессивные формы физического воспитания.

В период создания русского централизованного государства (XV–XVII вв.) физическое воспитание господствующего класса продолжает носить военную направленность. Это было обусловлено многочисленными войнами.

Командовали войсками выходцы из княжеских, боярских и дворянских семей. Их заранее готовили к несению военной службы. Основное внимание в воспитании феодалов уделялось верховой езде, конному спорту (скачки), конной охоте. Их обучали искусству владеть копьями, луком, саблями, стрельбе из ружей. В феодальном быту значительное место занимали игры с мячом, катание с гор на санях, ходьба на лыжах, игра в шахматы и шашки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.