Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поколения рабовладельцев






 

Расцвет системы физического воспитания греческих городов-государств нашел наиболее яркое выражение в физической культуре Спарты и Афин. При знакомстве с ними можно отметить два противоположных процесса. Спарта являлась консервативным государством, сохранившим традиции родового строя, общественные условия загоняют воспитание, ограниченное почти целиком задачами физической и психологической подготовки, в русло военной муштры. В Афинах, напротив, именно следующие друг за другом социальные сдвиги позволяют создать систему всестороннего воспитания, отвечающего идеалу тогдашнего общества. Даже четыре основные задачи античной гимнастики (гигиеническая, военная, эстетическая, нравственная) в полной мере могли реализоваться только здесь.

Физическая культура Спарты достигла своей вершины в VI в. до н.э. в Лаконии насчитывалось около 9 тыс. свободных мужчин, но они должны были держать в повиновении до 250 тыс. рабов. При таких пропорциях правящий класс мог удержать власть, лишь организовав государство по образцу военного лагеря. Центральной задачей политики в области воспитания ставилось формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях и слепо подчиняющегося старшим.

Спартанец-отец обязан был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в том случае, если совет находит его жизнеспособным. Тех же, кого сочли слабыми, сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Оставшихся детей не пеленали, чтобы они закалялись.

Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. Эффективность воспитания обеспечивалась прежде всего тем, что ответственность за развитие детей несли все взрослые. Воспитателей выбирали из числа из числа наиболее заслуженных вольных людей. К 14 годам каждый подросток привыкал к физическим и душевным испытаниям, получал представление об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими представлениями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были исключать ударовногами, укусов и царапания ногтями. Чтобы убедиться, что дети растут удальцами, вих среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался соревнованиями, связанных с различными древними культами.

Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте был выработан обычай криптий. Он означал испытательный год, в течение которого группы 30-40 будущих посвященных проходили определенные боевые учения в районе мятежных деревень илотов (древнегреческие рабы). В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем была полностью самостоятельной. Они совершали ночные набеги на дома и деревни илотов, считавшихся наиболее опасными. Намеченные жертвы уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечению испытательного срока подростки попадали в группу эйренов.

Здесь в основу обучения были положены строевые упражнения, владения оружием.

Базу физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, который вместе с элементами рукопашной схватки именовался «спартанской гимнастикой». Эйрены участвовали в подготовке младших, выполняли функции руководителей отрядов в криптиях.

Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30-летнего возраста.

Однако и после этого в определенные периоды полагалось выходить на учебные площадки.

Девушек до 20-летнего возраста обучали подобно мужчинам, ибо, когда мужчины выходили в поход, обеспечение порядка в городе становилось задачей отрядов женщин, оставшихся дома.

Однако характер спартанского воспитания был связан, преждевсего, снарастанием классовой борьбы порабощенных Спартой народов. Этот процесс обострился с конца IV в. до н.э., когда главная роль в хозяйстве Эллады перешла от суши к морю, а лидерство – от Спарты к Афинам.Расцвет физической культуры Афин приходится на VI - начало IV вв. до н.э.

Для осуществления функций власти в городе-государстве, живущим ремеслом и торговлей в условиях рабовладельческой демократии, требовались гораздо более сложные средства, чем в Спарте. Иначе складывался и состав населения. По историческим данным, в Афинах из 400 тыс. жителей насчитывалось 150 свободных горожан. Поэтому при известных совпадениях, вытекающих их рабовладельческогобазиса, физическое воспитание афинской молодежи существенно отличалось от обучения спартанской. Преподавание – за исключением содержания гимнасий – считалось частным делом. Кроме физической подготовки, принимались меры по развитию умственных способностей. Систему эстетического и этического воспитания афиняне увязывали с физической культурой. В то же время физическая подготовка для женщин сводилась к орхестрике.

Физическое воспитание детей начиналось в возрасте7лет в палестре. На ряду с подвижными играми, известными с незапамятных времен, постепенно получает распространение орхестрика – выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, обязательные упражнения в прыжках приседаниях и различные виды игры в мяч. В середине V в. до н.э., т.е. одновременно с допуском детей на общегреческие соревнования, в обучение включаются компоненты пятиборья в облегченном виде. Так же в этот период в Греции наблюдается стремление привести нагрузку в физических упражнениях в соответствие с потенциалом юного организма.

Дети более состоятельных родителей до 15 - 18 лет продолжали занятия вгимнасиях. Здесь программа физической подготовки уже совпадала с требованиями

пятиборья для взрослых, а затем была дополнена приемами кулачного боя иплаванием.

Юноши из семей наиболее богатых горожан и аристократии до 18 - 20 лет в группах эфебов усваивали знания из области философии, управления государством, командование войсками, изучалитактику, строевуюподготовку, верховую езду, греблю, стрельбу из лука, фехтование, владение оружием.

Точку зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их философы, которые считали, «что образ жизни свободного человека не мыслим без занятий гимнастикой». Человека, не умеющего писать и плавать, они не двусмысленно называли «телесным и умственным калекой».

Идеал «красоты» интенсивно развивается в Афинах, и стал классическим для Древней Греции. Он выразился в так называемой «калокагатии», т.е. гармонического развития физических и психологических сил и задатков, внешней и внутренней красоты и доброты, телесной и душевной юности свежести, здоровья и радостного настроения. В образовании выражалось стремление общества к творческому, самостоятельному индивиду. В «Горгии» Платона учитель физического воспитания говорит о том, «желает сделать граждан прежде всего красивыми, а уж затемсильными». При учебных заведениях создавались купальни, бань, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащихся в орхестрике, могли брать частные уроки у учителей драматического танца.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.