Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические условия, особенности становления и развития физической культуры в рабовладельческом обществе






 

Рабовладельческий строй – первая историческая форма классового общества.Появление различий и противоречий между умственным и физическим трудом, рост товарного производства, развитие торговли и т.д. порождали различия в размерах собственности, вели к формированию классов.

Люди стали производить продуктов больше, чем им было нужно для существования, появилась возможность эксплуатировать чужой труд. Стало выгодным превращать в рабов военнопленных, захваченных во время частых войн.

Позднее, с ростом имущественного расслоения, появился другой источник рабства, иногда временного, а иногда и постоянного. Это долговое рабство, т.е. за долги. Так возникли первые антагонистические классы: рабовладельцы, из которой выделялась аристократическая верхушка, и рабы. Когда труд стал необходимым условие существования общества, понадобились специальные учреждения и законы для удержания рабов и бедноты в повиновении. Появляется аппарат насилия господствующего класса над угнетенными – государство.

Однако, несмотря на жестокость рабовладельческого общества, оно было более прогрессивным, т.к. освобождало значительную часть людей от тяжелого физического труда, содействовало еще большему разделению труда между ними, строительству крупных сооружений, развитию письменности и общему подъему культуры, в том числе и физической.

Физические упражнения в этот период имели классовый характер и были прикладными по назначению. Рабы не имели права заниматься физическими упражнениями. Свободные (средние и бедняки) лишь в той степени могли приобщиться к физической культуре, какая устраивала рабовладельцев.

Развитие специализации в области физического воспитания, совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений, крупномасштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика – все это свидетельствует о болеевысокой степени физического развития. Обязательное физическое воспитание юношества почти во всех государствах основывалось на атлетике, стрельбе из лука, гонках колесниц, скачках, плавании, охоте, фехтовании, контактных физических поединках и танцах с оружием, имевших целью поднятие боевого духа. Повышению эффективности обучения служили различные состязания, организуемые с торжественными атрибутами. Там, где в физической культуре аристократии атлетические формы движений отходят на задний план, начинают господствовать репрезентативная (пер. с фран .показательная) охота, культ бань, игра в мяч, развлечения, не требующие большой подвижности, а боевые танцы превращаются в театральные зрелища.

Важным видом деятельности того времени были войны, а они требовали хорошей физической подготовки. Физическая сила, ловкость, выносливость, как и умение, владеть оружием, высоко ценились в обществе. Люди, принадлежавшие к классу рабовладельцев, развивали эти качества с детства. Возникали системы физического воспитания и системы военно-физической подготовки, которые стали носить классовый характер, т.е. использовались в интересах господствующего класса.

Рабы занимались физической подготовкой тогда, когда это нужно было рабовладельцам (гладиаторы в Древнем Риме). Все это коренным образом отличало физическую культуру рабовладельческого общества от первобытного строя.

Физическая культура в древнем мире играла значительную роль в общественной саморегуляции. Пожалуй, никогда больше в истории человечества она не занимала такое место в обществе. Здесь были заложены концептуальные основы, определено место в культуре человечества: она начала выступать как общественный феномен.

Следуя логике культурно-исторического процесса, можно выделить в античном мире три основополагающие идеи, которые формировали общественную систему физической культуры.

Это идея «физической силы», которая привела к созданию прикладной системы физической культуры, в педагогическом отношении превалировавшей над другими видами воспитательной деятельности.

Это идея «красоты», утверждавшая гармонию умственного и физического в человеке и обществе, пытавшаяся таким образом сотворить единство социальной и педагогической сторон системы физического воспитания.

Это идея «наслаждения», направленная на удовлетворение индивидуальныхпотребностей и формировавшая общественную систему физкультурного потребления, практически не имевшую педагогического смысла.

 

Возникновение античной гимнастики и агонистики в Древней Греции, их содержание.

В Древней Греции сам процесс физического воспитания назывался гимнастикой. Античная гимнастика состояла из 3 составных частей:

1. Подвижные игры – упражнения детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.

2. Палестрика – элементы физического воспитания, взятого в более узком смысле слова. Это название связано с первоначальными залами для борьбы(палестра), которые были построены в VIII в. до н. э. вместо турнирных площадок под открытым небом. Основу общей физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон. В него входили: бег на один стадий (195 м 27 см), прыжки в длину с разбега, метание диска и копья, борьбу. Из числа других упражнений, относящихся к палестрике, наибольшее значение имели рукопашная схватка, кулачный бой, вольная борьба и метание камней. В школе так же обучали бегу с оружием, верховой езде, стрельбе из лука, плаванию и гребле.

3. Орхестрика включала в себя искусство двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости. Одновременно она служила вводным и дополнительным обучением к палестрике. К ней причисляли игры, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и обрядовые танцы.

Ежегодно в греческих городах-государствах проводились соревнования, с участием представителей от всех или большинства полисов (школ). Эти соревнования требовали предельного напряжения сил и назывались агонами, а подготовка к ним агонистикой. Для греков эти состязания были важной частью религиозных обрядов.

Важную роль в становлении греческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи. Магические ритуалы, имевшие целью способствовать плодородию. И ритуальные церемонии, посвященные умершим.

Агоны стали прообразом Олимпийских игр. Наряду с Олимпийскими играми официальное признание получили истмийские (586 г. до н.э.), пифийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинские (565 г. до н.э.), делосские игры иигры в честь бога Дионисия.

 

Расцвет физической культуры в Древней Греции (VI – Vв.в. до н.э.); спартанская и афинская системы физического воспитания молодого






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.