Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Купля и продажа рабочей силы






Изменение стоимости денег, которым предстоит превратиться в капи­тал, не может совершиться в-самих деньгах, ибо как покупательное сред­ство и средство платежа они лишь реализуют цену товаров, покупаемых на них или оплачиваемых ими, между тем как застывая в своей собствен­ной форме, они превращаются в окаменелости неизменных величин стои­мости. Столь же мало может возникнуть это изменение из второго акта обращения, из перепродажи товара, так как этот акт лишь превращает то­вар из его натуральной формы опять в денежную. Следовательно, измене­ние должно произойти с товаром, покупаемым в первом акте Д — Т, а не с его стоимостью, так как обмениваются эквиваленты, причем товары опла­чиваются по их стоимости. Таким образом, это изменение может возник­нуть только из потребительной стоимости товара как таковой, т. е. только из его потребления. Но извлечь стоимость из потребления товара нашему владельцу денег удастся лишь в том случае, если ему посчастливится от­крыть в пределах сферы обращения, т. е. на рынке, такой товар, сама по­требительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости, такой товар, действительное потребление которого было бы овеществлением труда, а следовательно, созиданием стоимости, и владелец денег находит на рынке такой специфический то­вар; это — способность к труду, или рабочая сила.

Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем сово­купность физических и духовных способностей, которыми обладает орга­низм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости.

Но для того чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, должны быть выполнены.различные условия. Обмен товаров сам по себе не содержит никаких иных отношений зависимости, кроме тех, которые вытекают из его собственной природы. А раз это так, рабочая сила может появиться на рынке в качестве товара лишь тогда и лишь по­стольку, когда и поскольку она выносится на рынок или продается ее соб­ственным владельцем, т. е. тем самым лицом, рабочей силой которого она является. Чтобы ее владелец мог продавать ее как товар, он должен иметь

45 возможность распоряжаться ею, следовательно, должен быть свободным собственником своей способности к труду, своей личности. Он и владелец денег встречаются на рынке и вступают между собой в отношения как равноправные товаровладельцы, различающиеся лишь тем, что один — покупатель, а другой — продавец, следовательно, оба — юридически рав­ные лица. Для сохранения этого отношения требуется, чтобы собственник рабочей силы продавал ее постоянно лишь на определенное время, потому что если бы он продал ее целиком раз и навсегда, то он продал бы вместе с тем самого себя, превратился бы из свободного человека в раба, из това­ровладельца в товар. Как личность, он постоянно должен сохранять отно­шение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому как к своему собственному товару, а это возможно лишь постольку, поскольку он всегда предоставляет покупателю пользоваться своей рабочей силой или потреблять ее лишь временно, лишь на определенный срок, следова­тельно, поскольку он, отчуждая рабочую силу, не отказывается от права собственности на нее.

Второе существенное условие, необходимое для того, чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, состоит в том, что вла­делец рабочей силы должен быть лишен возможности продавать товары, в которых овеществлен его труд, и, напротив, должен быть вынужден про­давать как товар самое рабочую силу, которая существует лишь в его жи­вом организме.

Для того чтобы кто-то имел возможность продавать отличные от его рабочей силы товары, он должен, конечно, обладать средствами произ­водства, например сырьем, орудиями труда и т. д. Сапоги нельзя сделать, не имея кожи. Работнику необходимы кроме того жизненные средства. Никто, даже мечтатель, созидающий «музыку будущего», не может жить продуктами будущего, не может жить за счет потребительных стоимостей, производство которых еще не закончено; с первого дня своего появления на земном шаре человек должен потреблять ежедневно, потреблять, преж­де чем он начнет производить и в то время как он производит. Если про­дукты производятся как товары, то после того как закончено их производ­ство, они должны быть проданы и только после своей продажи могут удовлетворять потребности производителя. Ко времени, необходимому для производства, присоединяется время, необходимое для продажи.

Таким образом, владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдет на товарном рынке свободного рабочего, сво­бодного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий — свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы.

Вопрос, почему этот свободный рабочий противостоит в сфере обра­щения владельцу денег, не интересует владельца денег, который находит

рынок труда в готовом виде как особое подразделение товарного рынка. И нас он пока интересует столь же мало. Мы теоретически исходим из фак­тического положения вещей, так же как владелец денег исходит из него практически. Одно во всяком случае ясно. Природа не производит на од­ной стороне владельцев денег и товаров, а на другой стороне владельцев одной только рабочей силы. Это отношение не является ни созданным самой природой, ни таким общественным отношением, которое было бы свойственно всем историческим периодам. Оно, очевидно, само есть ре­зультат предшествующего исторического развития, продукт многих эко­номических переворотов, продукт гибели целого ряда более старых фор­маций общественного производства.

И те экономические категории, которые мы рассматривали раньше, также носят на себе следы своей истории. Существование продукта в ка­честве товара предполагает определенные исторические условия. Чтобы стать товаром, продукт должен производиться не как непосредственное средство существования для самого производителя. Если бы мы пошли дальше в своем исследовании и спросили себя: при каких условиях все или, по крайней мере, большинство продуктов принимают форму товара, то мы нашли бы, что это происходит лишь на основе совершенно специ­фического, а именно капиталистического способа производства. Но такое исследование выходило бы за рамки анализа товара. Товарное производ­ство и товарное обращение могут иметь место и тогда, когда подавляющая масса продуктов предназначается непосредственно для собственного по­требления, не превращается в товары, и, следовательно, общественный процесс производства далеко еще не во всем своем объеме подчинен гос­подству меновой стоимости. Для превращения продукта в товар разделе­ние труда внутри общества должно развиться в такой степени, чтобы раз­граничение потребительной стоимости и меновой стоимости, начинаю­щееся при непосредственной меновой торговле, было вполне закончено. Но эта ступень развития присуща исторически самым различным общест­венно-экономическим формациям.

Если мы остановим свое внимание на деньгах, то увидим, что они предполагают известный уровень товарного обмена. Различные формы денег — простой товарный эквивалент, или средство обращения, или средство платежа, сокровище и мировые деньги — указывают, смотря по различным размерам применения и сравнительному преобладанию той или другой функции, на весьма различные ступени общественного про­цесса производства. Тем не менее, как показывает опыт, достаточно срав­нительно слабого развития товарного обращения, чтобы могли образо­ваться все эти формы. Иначе обстоит дело с капиталом. Исторические условия его существования отнюдь не исчерпываются -наличием товарно­го и денежного обращения. Капитал возникает лишь там, где владелец средств производства и жизненных средств находит на рынке свободного

47 рабочего в качестве продавца своей рабочей силы, и уже одно это истори­ческое условие заключает в себе целую мировую историю. Поэтому капи­тал с самого своего возникновения возвещает наступление особой эпохи общественного процесса производства.

Этот своеобразный товар, рабочая сила, подлежит теперь нашему ближайшему рассмотрению. Подобно всем другим товарам он обладает стоимостью. Чем определяется последняя?

Стоимость рабочей силы, как и всякого другого товара, определяется рабочим временем, необходимым для производства, а следовательно, и воспроизводства этого специфического предмета торговли. Поскольку рабочая сила — стоимость, в ней самой представлено лишь определенное количество овеществленного общественного среднего труда. Рабочая сила существует только как способность живого индивидуума. Производство рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз существование индивидуума дано, производство рабочей силы состо­ит в воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. Для поддержания своей жизни живой индивидуум нуждается в известной сум­ме жизненных средств. Таким образом рабочее время, необходимое для производства рабочей силы, сводится, к рабочему времени, необходимому для производства этих жизненных средств, или стоимость рабочей силы есть стоимость жизненных средств, необходимых для поддержания жизни ее владельца.: Но рабочая сила осуществляется лишь путем внешнего ее проявления, она осуществляется только в труде. В процессе ее осуществ­ления, в труде, затрачивается определенное количество человеческих мус­кулов, нервов, мозга и т. д., которое должно быть снова возмещено. Эта усиленная затрата предполагает усиленное возмещение. Собственник ра­бочей силы, трудившийся сегодня, должен быть в состоянии повторить завтра тот же самый процесс при прежних условиях силы и здоровья. Сле­довательно, сумма жизненных средств должна быть достаточна для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума как такового в состоянии нормальной жизнедеятельности. Сами естественные потребности, как-то: пища, одежда, топливо, жилище и т. д., различны в зависимости от клима­тических и других природных особенностей той или другой страны. С другой стороны, размер так называемых необходимых потребностей, рав­но как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны, между прочим в значительной степени и от того, при каких условиях, а следова­тельно, с какими привычками и жизненными притязаниями сформировал­ся класс свободных рабочих. Итак, в противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент. Однако для определенной страны и для определен­ного периода объем и состав необходимых для рабочего жизненных средств в среднем есть величина данная.

Собственник рабочей силы смертен. Следовательно, чтобы он непре­рывно появлялся на рынке, как того требует непрерывное превращение денег в капитал, продавец рабочей силы должен увековечить себя, «как увековечивает себя всякий индивидуум, т. е. путем размножения». Рабо­чие силы, исчезающие с рынка вследствие изнашивания и смерти, должны постоянно замещаться по меньшей мере таким же количеством новых ра­бочих сил. Сумма жизненных средств, необходимых для производства рабочей силы, включает в себя поэтому жизненные средства таких замес­тителей, т. е. детей рабочих, и таким путем увековечивается на товарном рынке раса этих своеобразных товаровладельцев.

Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное обра­зование или воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов. Эти издержки на образование различны в зависимости от квалификации рабочей силы. Следовательно, эти издержки обучения — совершенно ничтожные для обычной рабочей силы — входят в круг стоимостей, затрачиваемых на ее производство.

Итак, стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств. Она изменяется поэтому с изменением стои­мости этих жизненных средств, т. е. с изменением величины рабочего времени, необходимого для их производства.

Часть жизненных средств, например продукты питания, топливо и т. д., потребляется ежедневно и потому ежедневно же должна возмещать­ся. Другие жизненные средства, как платье, мебель и т. д., потребляются в течение более или менее продолжительных промежутков времени, а по­тому и подлежат возмещению лишь по истечении более продолжительно­го времени. Одни товары покупаются или оплачиваются ежедневно, дру­гие еженедельно, раз в четверть года и т. д. Но как бы ни распределялась сумма этих расходов в течение, например, года, она должна быть покрыта из средних, поступающих изо дня в день доходов. Если масса товаров, ежедневно необходимая для производства рабочей силы, = А. масса това­ров, требуемых еженедельно, = В, требуемых каждую четверть года, - С и т. д., то ежедневное среднее количество этих товаров

365А + 52В + 4С+ИТ. д.

Пусть в этой необходимой для среднего дня товарной массе заключе­но 6 часов общественного труда; тогда в рабочей силе ежедневно овеще­ствляется половина дня общественного среднего труда,.т. е. требуется по­ловина рабочего дня для ежедневного производства рабочей силы. Это количество труда, необходимое для ежедневного производства рабочей

49силы, составляет ее дневную стоимость, или стоимость ежедневно вос­производимой рабочей силы. Если полдня среднего общественного труда выражается в массе золота в 3 шиллинга, или в один талер, то талер есть цена, соответствующая дневной стоимости рабочей силы. Если владелец рабочей силы ежедневно продает ее за один талер, то ее продажная цена равна ее стоимости, и, по нашему предположению, владелец денег, сне­даемый желанием превратить свой талер в капитал, действительно упла­чивает эту стоимость.

Низшую, или минимальную, границу стоимости рабочей силы образу­ет стоимость той товарной массы, без ежедневного притока которой носи­тель рабочей силы, человек, не был бы в состоянии возобновлять свой жизненный процесс, т. е. стоимость физически необходимых жизненных средств. Если цена рабочей силы падает до этого минимума, то она падает ниже стоимости, так как при таких условиях рабочая сила может поддер­живаться и проявляться лишь в хиреющем виде. Между тем стоимость всякого товара определяется тем рабочим временем, которое требуется для производства товара нормального качества.

Способность к труду еще не означает труд, подобно тому как способ­ность переваривать пищу вовсе еще не совпадает с фактическим перева­риванием пищи. Для того чтобы мог состояться этот последний процесс, недостаточно, как известно, иметь хороший желудок. Кто говорит о спо­собности к труду, тот не отвлекается от жизненных средств, необходимых для ее поддержания. Стоимость ее как раз и выражает собой стоимость этих жизненных средств. Если способность к труду не может быть прода­на, рабочему от нее нет никакой пользы. Более того, в этом случае он вос­принимает как жестокую естественную необходимость тот факт, что его способность к труду потребовала определенного количества жизненных средств для своего производства и все снова и снова требует их для своего воспроизводства. Он делает тогда следующее открытие: «Способность к труду... есть ничто, раз она не может быть продана».

Своеобразная природа этого специфического товара, рабочей силы. выражается, между прочим, в том, что по заключении контракта между покупателем и продавцом его потребительная стоимость не переходит еще фактически в руки покупателя. Его стоимость, подобно стоимости всякого другого товара, была определена раньше, чем он вступил в обращение, потому что определенное количество общественного труда уже было за­трачено на производство рабочей силы, но ее потребительная стоимость состоит лишь в ее позднейших активных проявлениях. Таким образом, отчуждение силы и ее действительное проявление, т. е. наличное бытие в качестве потребительной стоимости, отделяются друг от друга во време­ни. Но при продаже таких товаров, формальное отчуждение потребитель­ной стоимости которых отделяется во времени от ее фактической переда­чи покупателю, деньги покупателя функционируют обыкновенно как

средство платежа. Во всех странах с капиталистическим способом произ­водства рабочая сила оплачивается лишь после того, как она уже функ­ционировала в течение срока, установленного договором при ее купле, например в конце каждой недели. Таким образом, везде рабочий аванси­рует капиталисту потребительную стоимость своей рабочей силы; он пре­доставляет покупателю потреблять свою рабочую силу раньше, чем по­следний уплатил ее цену, одним словом — везде рабочий кредитует капи­талиста. Что этот кредит не пустая выдумка, показывает не только потеря кредитором заработной платы в случае банкротства капиталиста, но и це­лый ряд фактов, оказывающих более продолжительное влияние. Однако характер самого товарообмена не изменяется от того, функционируют ли деньги в качестве покупательного средства или в качестве средства пла­тежа. Цена рабочей силы установлена при заключении контракта, хотя реализуется, подобно квартирной плате, лишь впоследствии. Рабочая сила уже продана, хотя плата за нее будет получена лишь позднее. Но для того чтобы исследовать данное отношение в его чистом виде, полезно предпо­ложить на время, что владелец рабочей силы одновременно с ее продажей получает всегда и обусловленную контрактом цену.

Мы познакомились теперь с тем, как определяется стоимость, уплачи­ваемая владельцем денег владельцу этого своеобразного товара, рабочей силы. Ее потребительная стоимость, которую владелец денег, в свою оче­редь, получает при обмене, обнаружится лишь в процессе действительно­го использования, в процессе потребления рабочей силы. Все необходи­мые для этого процесса вещи, как сырой материал и т. п., владелец денег покупает на товарном рынке и оплачивает полной ценой. Процесс потреб­ления рабочей силы есть в то же время процесс производства товара и прибавочной стоимости. Потребление рабочей силы, как и всякого друго­го товара, совершается за пределами рынка, или сферы обращения. Оста­вим поэтому эту шумную сферу, где все происходит на поверхности и на глазах у всех людей, и вместе с владельцем денег и владельцем рабочей силы спустимся в сокровенные недра производства, у входа в которые начертано: No admittance except on business [Посторонним вход воспреща­ется]. Здесь мы познакомимся не только с тем, как капитал производит, но и с тем, как его самого производят. Тайна добывания прибыли должна, наконец, раскрыться перед нами.

Сфера обращения, или обмена товаров, в рамках которой осуществля­ется купля и продажа рабочей силы, есть настоящий эдем прирожденных прав человека. Здесь господствуют только свобода, равенство, собствен­ность и Бентам. Свобода! Ибо покупатель и продавец товара, например рабочей силы, подчиняются лишь велениям своей свободной воли. Они вступают в договор как свободные, юридически равноправные лица. До­говор есть тот конечный результат, в котором их воля находит свое общее юридическое выражение. Равенство! Ибо они относятся друг к другу лишь

51 аровладельцы и обменивают эквивалент на эквивалент. Собствен-1 11и< > каждый из них располагает лишь тем, что ему принадлежит. im! Ибо каждый заботится лишь о себе самом. Единственная сила, т.нощам их вместе, это — стремление каждого к своей собственной И своекорыстие, личный интерес. Но именно потому, что каждый пня только о себе и никто не заботится о другом, все они в силу ■ I гановленной гармонии вещей или благодаря всехитрейшему прови-о осуществляют лишь дело взаимной выгоды, общей пользы, общего

юса,

[ОКИДая эту сферу простого обращения, или обмена товаров, из кото-|> ритредер vulgaris черпает все свои взгляды, понятия, масштаб всех ч суждений об обществе капитала и наемного труда, — покидая эту \, мы замечаем, что начинают несколько изменяться физиономии |\ dramatis personae [действующих лиц]. Бывший владелец денег ше-•I впереди как капиталист, владелец рабочей силы следует за ним как Ибочий; один многозначительно посмеивается и горит желанием при-И11. к делу; другой бредет понуро, упирается как человек, который.in на рынке свою собственную шкуру и потому не видит в будущем КОЙ перспективы, кроме одной: что эту шкуру будут дубить.

МАКСВЕБЕР (MAX WEBER) (1864 — 1920)

Краткий биографический очерк

Макс Вебер (21.04.1864, Эрфурт— 14.06.1920, Мюнхен) — немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893—1896), Гейдельбергском (1896—1898, 1902—1919) и Мюнхенском (1919—1920) университетах. Начинал как исследователь в области эконо­мической истории. Изучая вопрос о взаимоотношениях экономики с дру­гими сферами человеческой деятельности — политикой, правом, религией и др., М. Вебер пришел к необходимости специально заняться социологи­ей, разрабатывая ее главным образом как социологию экономического поведения.

В ходе методологического переосмысления первоначальной функции экономических понятий историческая политэкономия превращалась у М. Вебера в историческую социологию, в рамках которой он пытался вы­явить роль протестантской «хозяйственной этики» в генезисе западно­европейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества, материальных и духовных интересов различных социальных групп с рели­гиозным сознанием. Его работы сыграли значительную роль в становле­нии и развитии социологии религии как специальной области знания. В то же время идеи М. Вебера были подвергнуты критике, в одних случаях за преувеличение «хозяйственной роли» религии вообще, в других — за преувеличение роли протестантской «хозяйственной эти­ки» в становлении западно-европейского капитализма. Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии М. Вебера, наиболее отчетливое воплощение получила в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 — 1905).

Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональности, нашедшая свое последовательное выра­жение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением, рацио­нальным денежным обращением и др., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позво­ляющими добиться предельной экономической эффективности. Дальней­шую разработку веберовская идея рациональности получает в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей, по его мнению,

высшее воплощение капиталистической рациональности («Хозяйство и общество», 1921).

Эпоха ставила перед М. Вебером вопросы о том, что такое современ­ное капиталистическое общество, каковы его происхождение и пути раз­вития, какова судьба индивида в этом обществе. Характер вопросов пре­допределил методологический инструментарий М. Вебера — создание типов социального действия, основные признаки которого — наличие субъективного смысла и «ориентация на других». Это — целерациональ-ное действие, направленное к достижению ясно осознаваемых целей и использующее для их достижения адекватные средства; ценностно-рациональное — определяемое через сознательную веру в этическую, ре­лигиозную или иную ценность поведения независимо от его успеха; аф­фективное, особенно эмоциональное — определяемое через актуальные аффекты и чувства; традиционное — определяемое через привычку. Пеле-рациональное действие служит у М. Вебера образцом, с которым соотно­сятся остальные виды социального действия, указанные в порядке убы­вающей рациональности. В реально протекающем поведении индивида, по М. Веберу, имеют место и целерациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. В разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в традиционных обще­ствах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации дейст­вия, в индустриальных — целе- и ценностно-рациональный с тенденцией вытеснения первого вторым. К середине 1970-х гг. интерес к М. Веберу, нараставший в русле различных социологических ориентации, вылился в своеобразный «веберовский ренессанс», наложивший свой отпечаток на дальнейшее развитие социологии в целом и экономической социологии в частности.

За Зак. 2195

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 70—91. _____________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.