Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейно-бытового насилия






ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О предупреждении и профилактике

семейно-бытового насилия

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона.

Настоящий закон определяет порядок предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, основы правового регулирования в области социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия, профилактическую деятельность правоохранительных органов, социальных служб и некоммерческих организаций по предупреждению совершения насилия в семейно-бытовой сфере, воспрепятствование повторному совершению семейно-бытового насилия.

 

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

Отношений в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, а также настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) пострадавший — физическое лицо, которому семейно-бытовым насилием причинен моральный, физический и (или) имущественный вред либо нарушены его права, свободы или законные интересы;

2) семейно-бытовое насилие — умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние ущемляет права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Не является семейно-бытовым насилием реализация права на необходимую оборону;

3) семейно-бытовые отношения — круг отношений между лицами, находящимися в брачно-семейных отношениях, отношениях свойства, либо имеющих общего ребенка (детей), лицами, проживающими совместно либо ранее проживавшими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения и ведущими (ведшими ранее) совместное хозяйство, а также между бывшими супругами, бывшими родственниками, свойственниками;

4) физическое насилие – умышленные насильственные действия, причинившие вред здоровью и (или) физическую боль, любое иное использование физической силы (лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и другое), попытки такого насилия, а также умышленный отказ в удовлетворении основных потребностей в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности пострадавшего, неспособного в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, защитить себя от насилия, что может привести к смерти, причинить вред его физическому или психическому здоровью, физическую боль, нанести ущерб чести и достоинству его личности, а также психическому, физическому или личностному развитию;

5) психологическое насилие - умышленное унижение чести и (или) достоинства путем оскорбления или клеветы, высказывания угроз совершения насилия по отношению к пострадавшему или его родственникам, бывшим родственникам, свойственникам, знакомым, домашним животным, преследование, изъятие документов, удостоверяющих личность, а также умышленное воздействие на психику человека, принуждение посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению преступлений и (или) правонарушений, аморальному поведению или деяний, представляющих опасностьдля жизни или здоровья пострадавшего, а также ведущих к нарушению психической или психологической целостности, умышленное уничтожение или повреждение имущества с целью причинения моральных страданий;

6) сексуальное насилие – деяние, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу пострадавшего, в том числе принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа;

7) экономическое насилие – умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, лекарственных препаратов, медицинских изделий или иных предметов первой необходимости, имущества, денежных средств, на которые он имеет предусмотренное законом право, умышленное уничтожение или повреждение имущества, либо иное причинение имущественного вреда, а также злоупотребление преимущественным положением для присвоения вещей; запрет или создание препятствий во владении, пользовании общим имуществом; отказ содержать нетрудоспособных лиц, находящихся на иждивении; принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, а также иные подобные действия, вызывающие негативные материальные последствия для пострадавшего;

8) семейно-бытовой нарушитель (нарушитель) – лицо, совершившее акт семейно-бытового насилия;

9) профилактика семейно-бытового насилия — комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики бытового насилия, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;

10) субъекты профилактики семейно-бытового насилия — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, осуществляющие профилактику семейно-бытового насилия;

11) защитное предписание – документ, выданный органом внутренних дел, который определяет меры защиты пострадавшего;

12) судебное защитное предписание - судебный акт, который определяет меры защиты пострадавшего;

13) преследование - неоднократное угрожающее поведение, направленное на пострадавшего вопреки его воле, выражающееся в розыске пострадавшего, ведении устных, телефонных переговоров, вступлении с пострадавшим в контакт через третьих лиц либо иными способами, посещении места работы, учебы пострадавшего, а также места его проживания, в том случае, если пострадавший находится не по месту совместного проживания с нарушителем, а также любые иные действия, направленные на пострадавшего, вызывающие у него страх за свою безопасность.

14) Семейно-бытовое дебоширство, то есть действия гражданина, нарушающие права членов его семьи, а также лиц, проживающих с ним совместно на здоровье, честь или достоинство, на покой в жилом помещении, в том числе сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества или шумом.

Статья 4. Принципы профилактики бытового насилия

Профилактика бытового насилия основывается на принципах:

1) законности;

2) соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) гуманизма;

4) поддержки и сохранения семьи;

5) соблюдения конфиденциальности в целях защиты неприкосновенности частной жизни;

6) приоритета превентивных мер профилактики семейно-бытового насилия над репрессивными;

7) комплексности и системности.

 

Статья 5. Право на защиту

Право на защиту в соответствии с настоящим законом имеют:

1) пострадавший;

2) родственники пострадавшего, совместно проживающие с ним лица, свидетели семейно-бытового насилия, включая несовершеннолетних, социальный работник и иные лица, в случае, если имеются основания полагать, что семейно-бытовой нарушитель может причинить им моральный, физический, имущественный вред, либо воспрепятствовать их законной деятельности, реализации прав, либо высказывает угрозы, оскорбления в их адрес.

 

Статья 6. Права пострадавшего

Пострадавший от семейно-бытового насилия имеет право на:

1) обращение в органы государственной власти, в том числе суд, для привлечения лица, совершившего насилие, к ответственности, предусмотренной законом;

2) транспортировку в медицинскую организацию и оказание медицинской помощи в порядке, предусмотренном законодательством Росиийской Федерации;

3) транспортировку в безопасное место либо в специализированные учреждения социального обслуживания с согласия пострадавшего;

4) получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации;

5) обращение за защитным предписанием и (или) судебным защитным предписанием в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) возмещение имущественного ущерба и компенсацию морального вреда, причиненного семейно-бытовым насилием;

 

Глава 2. Субъекты профилактики семейно-бытового насилия

Статья 7. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области профилактики семейно-бытового насилия;

2) формирует федеральные целевые программы в области профилактики семейно-бытового насилия;

3) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики семейно-бытового насилия и координацию их деятельности;

4) один раз в четыре года составляет Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации:

1) разрабатывают и утверждают региональные и межмуниципальные программы в области профилактики семейно-бытового насилия и рассматривают отчеты об их исполнении;

2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики семейно-бытового насилия в субъектах Российской Федерации;

3) создают государственные учреждения и иные организации по оказанию помощи в ситуациях семейно-бытового насилия и обеспечивают их функционирование;

4) организуют предоставление необходимой помощи пострадавшим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления:

1) имеют право разрабатывать и реализовывать программы в области профилактики семейно-бытового насилия в муниципальных образованиях;

2) имеют право создавать муниципальные учреждения и иные организации по оказанию помощи в ситуациях семейно-бытового насилия и обеспечивать их функционирование;

3) имеют право организовывать выявление и учет пострадавших от семейно-бытового насилия;

4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

Статья 10. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел:

1) разрабатывает и реализует совместно с иными уполномоченными государственными органами программные документы в области профилактики семейно-бытового насилия;

2) принимает ведомственные нормативно-правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;

3) утверждает форму защитного предписания, акта профилактической беседы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) организует ведение профилактического учета семейно-бытовых нарушителей;

5) осуществляет меры по профилактике семейно-бытового насилия;

6) организует обучение сотрудников органов внутренних дел по вопросам профилактики семейно-бытового насилия;

7) осуществляет криминологическое прогнозирование в области профилактики бытового насилия;

8) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику случаев семейно-бытового насилия, принятых по ним мерам, количестве жертв, их родственной связи с нарушителем, собирают иные данные в области семейно-бытового насилия.

2. Сотрудники территориальных органов внутренних дел:

1) рассматривают заявления и сообщения о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе их совершения и принимают меры по их пресечению;

2) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль в области семейно-бытового насилия;

3) направляют пострадавших в специализированные учреждения социального обслуживания, медицинские организации или иные организации по оказанию помощи пострадавшим;

4) проводят профилактическую беседу с нарушителем;

5) производят доставление нарушителя в органы внутренних дел;

6) выносят защитные предписания;

7) подают заявление в суд о вынесении судебного защитного предписания в интересах пострадавших и иных лиц;

8) осуществляют контроль за соблюдением нарушителем защитных предписаний и судебных защитных предписаний.

 

Статья 11. Обязанности сотрудников территориальных органов внутренних дел

1. При наличии оснований для принятия мер индивидуальной профилактики в случае семейно-бытового насилия сотрудник территориального органа внутренних дел обязан:

1) немедленно прибыть к пострадавшему;

2) принять правовые меры по прекращению семейно-бытового насилия;

3) собрать письменные объяснения с пострадавших, очевидцев, нарушителей.

4) разъяснить пострадавшему от семейно-бытового насилия его права, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона и порядок их реализации;

5) с согласия пострадавшего, обеспечить его транспортировку в медицинскую организацию;

6) с согласия пострадавшего обеспечить его транспортировку в безопасное место либо в специализированное учреждение социального обслуживания или иную организацию по оказанию помощи пострадавшему;

7) в случае перевозки пострадавшего в другое место, по возможности обеспечить наличие предметов первой необходимости и документов пострадавшего;

8) заботиться о безопасности лица, сообщившего о совершении семейно- бытового насилия;

9) вынести защитное предписание в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

2. По итогам проверки заявления, либо сообщения, сотрудник территориального органа внутренних дел составляет рапорт о принятых мерах на имя руководителя территориального органа внутренних дел.

 

Статья 12. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

1) разрабатывает и принимает образовательные и воспитательные программы в целях профилактики семейно-бытового насилия;

2) обеспечивает ведение мониторинга и проведение анализа потребностей обучающихся и воспитанников, подвергшихся семейно-бытовому насилию, в предоставлении специальных социальных услуг в соответствии со стандартами оказания специальных социальных услуг;

3) участвует в разработке нормативных правовых актов в области профилактики семейно-бытового насилия;

4) разрабатывает и внедряет в практику работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся и воспитанников.

2. Работники органов образования сообщают в органы внутренних дел о ставших им известными фактах семейно-бытового насилия или угрозах его совершения.

 

Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения:

1) разрабатывает и внедряет в практику работы организаций здравоохранения методические рекомендации по оказанию медицинской и психологической помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия и семейно-бытовым нарушителям;

2) разрабатывает нормативные правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;

3) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику обращений за медицинской помощью в связи с семейно-бытовым насилием, собирает иные необходимые данные;

4) организует обучение сотрудников медицинских организаций по вопросам профилактики семейно-бытового насилия.

 

Статья 14. Полномочия медицинских организаций

Медицинские организации:

1) оказывают наркологическую, психологическую, психиатрическую, медицинскую помощь и проводят реабилитацию пострадавших и нарушителей;

2) незамедлительно сообщают в органы внутренних дел о ставших известными фактах семейно-бытового насилия или угрозах его совершения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.