Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И обеспечении






Правовая политика государства — система правовых принципов, теорий, концепций, идей, положенных в основание правовой деятельности государства и определяющих степень взаимных обязанностей и ответственности государства и лич­ности. Правовая политика государства является разновид­ностью и составной частью единой социальной политики государства наряду с экономической, внешнеэкономической, бюджетной, налоговой, таможенной, монетарной, антиинфляци­онной и т.п. Без такой политики невозможно реализовать мно­гообразие задач и функций государства.

Как стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования правовая политика является особой формой выра­жения государственной политики. Она направлена на обеспечение нормального функционирования гражданского общества и его политической системы, является способом узаконения, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официаль­ных лидеров и властных структур. Другие виды политики могут быть успешно осуществлены только совместно с правовой политикой.


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 53

Правовая политика государства реализуется в трех основ­ных направлениях: 1) правотворчество; 2) применение права; 3) развитие правосознания и правовой культуры населения. Эле­менты этих направлений многообразны: усовершенствование стратегии и практики законотворчества, четкое установление сфер правового регулирования, реформирование судебной систе­мы, специализация юридической практической деятельности, раз­работка и утверждение государственного стандарта подготовки юриста, повышение уровня правовой информированности насе­ления, обеспечение механизма привлечения к юридической ответ­ственности должностных лиц в судебном порядке и др.

Правовая политика государства пребывает в постоянном движении, динамике, поскольку она находится под влиянием мно­гих факторов объективного (экономических, политических и др.) и субъективного (имидж президента и др.) характера, которые изменчивы. Возможны новые аспекты ее развития или изме­нение приоритетов на каком-то этапе. В сущности своей она призвана быть стабильной: ее основу должны составлять демок­ратические, гуманистические принципы. Такая стабильность по­литики, при всей ее подвижности, обеспечивает с помощью права надежность формирования и функционирования правовой системы государства.

Приоритетами правовой политики в Украине являются первоочередные задачи, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе:

1) построение правового государства, гражданского обще­
ства;

2) совершенствование законодательства и практики его
применения;

3) создание надежной правовой базы государственных
реформ;

4) поддержание самостоятельности и независимости отече­
ственного правоведения;

5) борьба с преступностью;

6) создание системы правовых средств, направленных на
борьбу с коррупцией;



Раздел II Юрист, гражданское общество и государство


7) укрепление охраны и защита прав человека;

8) преодоление правового нигилизма, поднятие уровня пра­
вовой культуры населения и т.п.

Правовая политика государства детализируется в ее различных правовых подсистемах (видах): уголовно-правовая, судебная, уголовно-исправительная, правоохранительная, граж­данско-правовая, информационно-правовая и др. Векторами развития каждой из них являются принципы верховенства пра­ва, соединения интересов человека и государства, законности и справедливости.

Правовая политика государства находит свое выражение в программно-правовых документах (программа проведения право­вой реформы), проектах (проекты Конституции), концепциях (кон­цепции гражданского, уголовного, административного и других кодексов), заявлениях, законодательных актах, в том числе тех, которые касаются правоприменительной сферы — области при­ложения труда юриста-специалиста (суд, прокуратура, милиция, нотариат и др.). С помощью этих документов реализуется пра­вовая политика государства.

Правовая политика в Украине формируется Президентом, Верховной Радой, Кабинетом Министров, Конституционным судом, Верховным судом, парламентскими комитетами, депу­татским корпусом, научными учреждениями, представительны­ми и исполнительными органами власти на местах. В ее форми­ровании принимают участие политические партии, общественные организации, движения, объединения, а также граждане как через органы государственной власти и местного самоуправления, так и непосредственно. Ответственная роль в этом процессе принадлежит органам юстиции, судебным, про­курорским, следственным и иным органам, обладающим значи­тельной правоохранительной, правоприменительной и правовос­питательной практикой. Они не только формируют правовую политику, но и выступают ее реализаторами.

Большая ответственность в разработке и проведении пра­вовой политики государства возложена на Министерство юсти-


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 55

ции Украины и его органы на местах1. Они являются основны­ми генераторами и координаторами государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений. От эффективной деятельности Министерства юстиции Украины зависит органи­зационное обеспечение деятельности судов, исполнение поста­новлений, решений и определений судей, организационного и кадрового обеспечения деятельности военных судов, а также су­дов, которые отправляют правосудие на режимных объектах.

Министерство юстиции осуществляет в соответствии с действующим законодательством легализацию всеукраинских объединений граждан, регистрацию политических партий, меж­дународных общественных организаций, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций иностранных государств, контролирует соблюдение ими положений их уставов. К его ведению относится регистрация всеукраинских и международных благотворительных организаций, всеукраинских творческих объединений, Торгово-промышленной палаты Украины, всеукраинских профессиональных союзов, их объединений и символики соответствующих объединений граж­дан и благотворительных организаций и т.п.

На Министерство юстиции возложены обязанности по сис­тематизации законодательства и подготовке предложений о его кодификации, разработке проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведению правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Оно регулярно информирует общественность о тех про­ектах законов, постановлений Кабинета Министров и указов Президента, которые прошли правовую экспертизу.

1 Министерство юстиции Украины осуществляет свои полномочия непосред­ственно и через образованные в установленном порядке Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские управления юстиции, рай­онные, районные в городах (городов областного подчинения) управления юс­тиции, предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к сфере его управления (См/ Закон Украины «О Министерстве юстиции Украины» от 31 06 2000 г с изменениями)



Раздел П. Юрист, гражданское общество и государство


Одной из основных задач Министерства юстиции являет­ся планирование (по предложениям других центральных органов исполнительной власти) законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству Ев­ропейского Союза, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль над осуществлением такой деятельности.

Министерство координирует деятельность центральных и местных органов власти, предприятий, учреждений и организа­ций по правовому образованию населения, формированию у граждан правового мировоззрения. Вместе с Министерством образования и науки оно принимает участие в подготовке, пе­реподготовке и повышении квалификации профессионалов по специальности «Правоведение» в учебных учреждениях незави­симо от формы собственности и подчинения. Оно осуществляет методическое руководство организацией юридического обуче­ния в стране: вносит в соответствующие органы предложения о совершенствовании работы, связанной с изучением права в не­юридических высших, профессионально-технических, общеобра­зовательных учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров; разрабатывает и рас­пространяет образовательные программы в сфере защиты прав человека.

Правовая политика государства основывается на конкрет­ном понимании права и закона, правовых принципов. В Украи­не основополагающим требованием осуществления правовой политики является принцип верховенства права, закрепленный в ст. 8 Конституции Украины. Это означает, что правовая по­литика Украины имеет гуманистическую направленность — общегосударственную целевую установку на охрану и защиту прав и свобод человека, на ответственность не только личнос­ти перед государством, но и государства перед личностью. Как писал украинский юрист начала XX в. Б. Кистяковский, «право только там, где есть свобода личности». Эта целевая установ­ка, соответствующая международным документам о правах и


Раздел II Юрист, гражданское общество и государство 57

свободах человека, призвана пронизать всю правовую систему государства, прежде всего такие формы его деятельности, как создание законов и иных нормативно-правовых актов, примене­ние законов, охрана прав человека и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.