Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опорные сигналы для усвоения темы и самоконтроля знаний. Криминалистическое учение о следах– это система научных положений и разрабатываемых на их основе средств и методов собирания и исследования следов в целях




 

Криминалистическое учение о следах– это система научных положений и разрабатываемых на их основе средств и методов собирания и исследования следов в целях раскрытия и расследования преступлений.

Следы (в широком смысле слова) – это любые изменения обстановки, предметов на месте происшествия, причинно связанные с событием преступления,

Следы (в узком смысле слова) – это результат отображения (отпечатка, оттиска) одного предмета на другом в процессе контактного взаимодействия между ними; материально-фиксированное отображение признаков внешнего строения одних объектов на других.

Следы-предметы (отражают признаки объекта посягательства и характер преступных действий) – замки, пломбы со следами разрушения; осколки фар;

Следы-вещества (исследуются для установления механизма их образования, групповых и иных признаков) – частицы ГСМ, лакокрасочного покрытия, наслоения пыли и т.п.

Возможности трасологических исследований:

· выяснение отдельных обстоятельств происшествия (направления движения преступника, транспортного средства, взлома преграды, положение деталей механизма замка в момент повреждения и т.п.);

· установление анатомических, функциональных и иных признаков преступника (пол, возраст, особенности походки , физическая сила, размер обуви и др.);

· определение групповой принадлежности идентифицируемого объекта (марка автомашины, вид транспорта, , вид инструмента, какой рукой и т.п.);

· идентификация объекта (конкретного лица по следам рук, ног, зубов и т.д., конкретных предметов, изъятых у подозреваемого или обнаруженных на месте происшествия по их следам и т.п.).

Механизм следообразования – процесс образования следов-отображений, включающий в себя объекты следообразования (следообразующий, следовоспринимающий, вещество следа), результат взаимодействия между ними (следовой контакт), приложенную к этим объектам энергию.

Следообразующий объект – это объект, оставляющий следы. Следовоспринимающий объект – это объект, на поверхности которого остаются следы.

Контактные поверхности – это непосредственно соприкасающиеся поверхности объектов следообразования; следовой контакт – это факт взаимодействия объектов следообразования.

Условия отражения в следе наибольшего количества идентификационных признаков: плотность контакта; перпендикулярное направление движения следобразующего объекта по отношению к следовоспринимающему объекту; более мелкая структура поверхности следовоспринимающего объекта по сравнению с контактной поверхностью следообразующего объекта.

Следы (по характеру возникающих на воспринимающем объекте изменений):

объемные – трехмерное отображения рельефа контактной поверхности следообразующего объекта:



· остаточная деформация следовоспринимающего объекта (след обуви на грунте, след от рабочей поверхности отвертки на древесине);

· частичное разрушение воспринимающего объекта (следы сверления, резания);

· формование частиц следовоспринимающего вещества (след шины на россыпи песка на асфальте);

· перемещение частиц следов воспринимающей поверхности (следы «юза» на сухом грунте).

поверхностные – двухмерное отображение признаков контактной поверхности следообразующего объекта:

· наслоение на воспринимающий объект частиц самого следообразующего объекта или вещества, которое на нем находится – следы-наслоения (потожировой след пальца на стекле);

· удаление следообразующим объектом с поверхности следовоспринимающего объекта частиц находящегося на нем вещества – следы-отслоения (следы шины на ранее запыленной поверхности асфальта, пальцев рук, обуви на пыльной поверхности предмета);

· термические, химические и фотохимические явления (окисление металлического предмета, находившегося на влажной поверхности).

Следы (в зависимости от состояния объектов в момент следообразования):

· статические – отображения, возникающие в момент, когда взаимодействующие объекты находились в состоянии покоя (следы-оттиски, следы качения);

· динамические – отображения, возникающие в процессе движения взаимодействующих объектов или одного из них (следы скольжения, сверления, резания);

Следы (в зависимости от локализации, возникающих на следовоспринимающем объекте изменений):

· локальные– отображения, образующиеся в результате изменений контактной поверхности следовоспринимающего объекта;



· периферические– отображения, образующиеся в результате изменений на следовоспринимающем объекте за пределами его контакта со следообразующим объектом.

Следы (в зависимости от вида следообразующего объекта):

· следы человека (рук, ног, зубов, других частей тела, обуви и др);

· следы орудий и инструментов;

· машин и механизмов;

· иные.

Следы (в зависимости от степени восприятия):

видимые – отображения, различимые невооруженным глазом при обычном освещении;

невидимые и маловидимые – отображения неразличимые или слабо различимые невооруженным глазом при обычном освещении.

Слабовидимые(бесцветные потожировые) следы рук – это следы, которые можно обнаружить визуально.

Невидимыеследы рук – следы, которые можно обнаружить только путем окрашивания порошками, парами йода или растворами химических препаратов.

Дактилоскопия –раздел трасологии, изучающий строение и свойства папиллярных узоров с целью использования их следов-отображений для идентификации личности в процессе раскрытия преступлений.

Основные способы фиксации следов рук:

· фотографирование;

· копирование поверхностных следов;

· закрепление поверхностных следов непосредственно на объекте;

· использование слепков с объемных следов;

· описание следов в протоколе.


.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал