Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод фокальных объектов






Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является Метод Фокальных Объектов (МФО). В первоначальном виде этот метод стал известен как метод каталога. Он был предложен в 1926г. немецким профессором Кунце, а затем в 50-е гг. усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Суть метода объясним на следующем примере: пусть перед нами, как в фокусе, находится некоторый объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Желательно, чтобы это были существительные. Затем признаки этих слов «примеряются» к объекту, находящемуся в фокусе. Неожиданные сочетания объектов и признаков, а также человеческое воображение дают интересные результаты.

Этот метод позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого потребления, различных сувениров, игр, реклам и т.д.


Синектика.

Слово " синектика" - греческого происхождения и буквально означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов. Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач. Метод основан, на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности.

Метод предложен У. Гордоном (1961 г. в США вышла книга Уильяма Гордона " Синектика: развитие творческого воображения"), который буквально восстал против традиционной точки зрения на природу творческих возможностей, согласно которой природа творчества - это главенство индивидуального гения. Гордон не отрицал великой роли " индивидуального озарения" в поиске новых творческих решений и при этом стал автором дуалистического взгляда на природу творчества. С одной стороны непостижимая стихийность, уникальность каждой личности, с другой - необходимость системы " направленного поиска решений". Попытка объединить эти взгляды и привели Гордона к идее " группового мышления".

В ситуации когда люди - " синекторы" - объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов. Расторможенность мышления в группе синекторов приводит к стимулированию подсознания и к проявлению творческой интуиции. Феномен " инсайта" проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более или менее нерациональной основе своих рассуждении по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.

Особенностью этого метода, отличающей его от метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование участников имеет в группе синектеров большое значение - каждый стремиться " взять на себя" наибольшую часть выдвигаемых творческих решений. Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющихся у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей.

Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синекгики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же, совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.

Часто в состав группы включают авторитетного креативщика, который призван играть роль " третейского судьи" или " адвоката" при столкновении " непримиримых" творческих позиций, а так же он должен помочь участникам группы говорить " на одном языке", примирять чрезмерные творческие амбиции отдельных синектеров. В режиме " адвоката" авторитет сразу же - в процессе работы группы - выявляет и


отвергает слабые стороны выдвигаемых идей, концепций, подходов.

Итак, синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Два слова об " операторах синектики". Операторы синектики - суть конкретные психологические факторы, которые ведут, вперед творческий процесс. Операторы предназначены для пробуждения, активизации сложных психологических состояний. Идеологи синектики исходят из предположения о том, что, решая какую - либо творческую задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или других людей быть творческим, вовлеченным в творчество, интуитивным или же - допускать в своих творческих фантазиях очевидные несуразности, несоразмерности, несовместимости. То есть - необходимо дать инструменты, средства, позволяющие человеку делать это.

Обобщенно, синектика включает в себя два психологических оператора, два базовых процесса:

• превращение незнакомого в знакомое;

• превращение знакомого в незнакомое.

Человеческое сознание в основе своей консервативно. Поэтому любое странное, оригинальное творческое решение как бы угрожает ему и отвергается им подсознательно. Необходим анализ, который поможет " проглотить" эту странность, подвести ее под определенную, уже знакомую базу, дать объяснение оригинальной идеи в рамках привычной для сознания модели. Таким образом, превращение неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений. Ведь непременное в творчестве требование новизны предлагаемых решений - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на предметы и явления окружающего мира. Превратить знакомое в незнакомое - означает перевернуть, переменить, исказить, если хотите, повседневный, рутинный, общепринятый, будничный взгляд и реакцию на вещи. Вспомните хотя бы летающих слонов из рекламы " Аэрофлота".

В " стандартном мире" предметы и явления имеют свое определенное место, назначение, функции. Вместе с тем, является вполне очевидным то, что разные люди могут видеть один и тот же объект " с разных колоколен" и их взгляд, порой, может казаться неожиданным для других. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного - основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:

• Личная аналогия;

• Прямая аналогия;

• Символическая аналогия;

• Фантастическая аналогия.

По мнению Гордона, без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения творческих задач. Эти операторы являются " специальными орудиями активизации творческого процесса". То есть, синектеры рассматривают творческую активность как результат сознательных усилий.

Личная аналогия предполагает способность творческой личности поставить себя на место рекламируемого предмета или даже - услуги, образа. Это значит - найти в себе какой - то отзвук на то, что " делает" этот предмет или образ, понять его


трудности, достоинства и недостатки как свои собственные. Вхождение " в образ" -сложный и довольно трудный процесс.

Прямая аналогия - это оператор, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих образов, творческих решений в близких областях. Он требует от человека активации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в чужом или своем предшествующем творческом опыте или в жизни природы, общества подобия того, что требуется " изобразить" в рекламе. Фактически применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием жизненного опыта членов группы. Скажем, избитая прямая аналогия - орел или тигр как символы могущества и преуспевания.

Символическая аналогия в отличие от предыдущих операторов использует для описания предметов или явлений объективные и неличные образы. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном явлении парадокс, удивительное противоречие. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Это определение неожиданное. Яркое, показывающее предмет или явление с необычной стороны. Достигается это тем, что эти слова характеризуют предмет и одновременно - образуют противоречие, то есть они являются противоположностями. " Живой труп", " человек в футляре" - всего-то два-три слова, а воображение рисует яркий, полный образ. Есть еще одно название такой пары слов - " заглавие книги". Необходимо в лаконичной форме показать всю суть того, что кроется за " названием". Синекторы утверждают, что символическая аналогия - эффективнейший инструмент для того, чтобы увидеть необычное в обычном.

Фантастическая аналогия - это " творческий бред". То есть снова " летающие слоны" Таким " чудесным" путем создается художественный образ некого идеала. Суть этого инструмента состоит в том, чтобы воспользоваться в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.

К теме 1.4. «Методы систематического поиска решений»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.