Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики элементов эвристической деятельности






 

Рассмотренные элементы эвристической деятельности (правдоподобные рассуждения, эвристические правила, операции и стратегии) описаны изолированно (изоляция - создание барьеров, препятствующих взаимодействию каких-либо объектов) и обособленно, хотя в реальном эвристическом поиске они настолько взаимосвязаны, что при решении конкретной задачи часто трудно выделить даже ведущий из них. Для описания системного применения элементов эвристической деятельности как процедуры (процедура - механизм установления и реализации порядка некоторой целенаправленной деятельности) проведем их классификацию и идентификацию (идентификация - установление тождества) на основе главных характеристик и выявим ведущую.

Элементы эвристической деятельности как мыслительные операции рассматриваются в традиционных подходах к обучению. Но там не учитываются многие их характеристики, в совокупности определяющие картину продуктивной мыслительной деятельности. К таким характеристикам можно отнести: характер деятельности, информационную динамику и эвристические функции. Итак:

Определяющая характеристика

 

Характер деятельности

1. регулируют оптимальное протекание эвристической деятельности.

2. задача сводится к частным характеристикам-компонентам, в которых исследуются еще более элементарные части.

3. формулировка задачи (системы задач) на основе ключевых признаков исходной задачи.

4. сведение исходной задачи к системе вспомогательных, менее результативных.

5. переход к более результативной задаче.

6. сведение к сходной задаче.

7. переход к более результативной задаче.

8. переход к менее результативной задаче.

9. переход к менее результативным задачам, объединенное решение которых позволяет найти полное решение исходной.

10. переход к эквивалентной задаче на основе выявленного сходства.

11. переход к видоизмененной задаче, решение которой может навести на решение исходной.

12. выявление сходства и различия, могущих определить сходства и различия в исходной задаче.

13. формулировка и решение менее результативных задач.

14. интегрирующая деятельность по выработке эвристического плана.

 

Характер информационной динамики

1. регулируют оптимальность информационного обеспечения
эвристического поиска.

2. информация задачи детализирована в виде осознанной схемы.

3. расширенно информационное обеспечение.

4. попытка решить задачу на основе дискретной информации.

5. выявление общих закономерностей.

6. использование информации квазиэквивалентной задачи.

7. формулировка задачи, охватывающая более емкое множество объектов.

8. увеличение информационного обеспечения эвристического поиска.

9. объединение информации о решении частных задач.

10. увеличение информационного обеспечения эвристического поиска.

11. перегруппировка или комбинирование информации.

12. выявление и перенос сходной информации.

13. увеличение информации с увеличением числа проб.

14. интеграция имеющейся достоверной информации в эвристическую стратегию.

Рассмотренные и систематизированные (систематизация - классификация и упорядочение предметов или явлений соответственно принятому принципу) по основным характеристикам элементы эвристической деятельности позволяют глубже понять их сущность, а также возможности применения их в продуктивном учебно-познавательном процессе, творчестве, научной деятельности в кибернетике (эвристические методы в кибернетике - методы решения сложных задач, не допускающих алгоритмического решения, с применением ЭВМ на основе всеобщих законов мышления).

Все рассмотренные характеристики определяются природой и сущностью элементов эвристической деятельности. Природа их основана на предметной деятельности человека, а сущность - на обобщении этой деятельности, абстрагировании ее от конкретных проявлений.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.