Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяин крана






 

Несколько поутихли страсти, связанные с пуском третьего блока. Уверен, что решение о подготовке третьего блока к пуску было крайне неразумным и сопряженным с огромными жертвами. Однако, такое решение приняли кто-то сверху, а нам – «винтикам» и «шестеренкам» оставалось лишь исполнять его, проявляя мужество, героизм и самопожертвование, то есть именно то, что начисто отсутствовало у тех, наверху. И проявляли, не считаясь с потерями в своих рядах.

 

Но вот третий блок пущен. Что дальше? Нельзя же на этом останавливаться! Вот бы – четвертый! Что вы смеетесь? Думаете, таких мыслишек и планов не было? Ошибаетесь. Уже через пол года после аварии сотрудники строительно-монтажного управления, которое вело все работы в зоне, несколько осмелели и позволили себе выдать «страшнейшую тайну» своего ведомства. А ведомство это, кстати, не простое, а очень военизированное: секретность в нем – на первом месте. Так вот, сотрудники по секрету рассказали мне, что в первые же дни после взрыва реактора их шеф вызывал их и интересовался их мнением о том, сколько времени потребуется на восстановление четвертого блока. Опять смеетесь? И зря. Я ничуть не сомневаюсь, что так оно и было.

 

Но если бы и в этом случае не восторжествовал разум, то оставалось бы лишь одно – крест поставить на само существование разума в нашей стране (уж, в руководстве ее – точно!). Тут все было слишком очевидно. А мыслишки-то о «четвертом» не покидали «умные» головы. Вот и решили: «не мытьем, так катаньем!» Почему бы строившийся пятый блок третьей очереди не переименовать в четвертый и не достроить его? И пошла крутить контора.

 

В третью очередь строительства ЧАЭС входило два блока. Один из них был построен процентов на 70, а второй – не больше, чем на 40. Вот за первый из них и решили взяться. Здание блока уже было практически подготовлено к монтажу реактора. Элементы конструкции реактора были уже завезены на станцию. Кран, необходимый для установки реактора, уже был готов к выполнению этого ответственного поручения.

 

Кстати, о кране. Это огромнейшее сооружение так называемого козлового типа высотой за 80 метров. Кран вместе с грузом прямо пристыковывался к подкрановым путям мостового крана в строящемся реакторном цехе. Груз, то есть элемент реактора, непосредственно «переплывал» с крана в цех и там устанавливался на свое место. Вот это грандиознейшее сооружение было еще «до войны» подготовлено к работе. Но взрыв «четвертого» не только нарушил все планы, но и основательно «загрязнил» всю территорию вокруг. Досталось и крану.

 

Поступило задание -- дезактивировать кран. Естественно, что для начала потребовалась «рекогносцировка», то есть составление карты загрязненности. Поднимаемся с дозиметристом по лестничному маршу крана. Погода мерзкая, холодный ветер забирается даже под телогрейку. Но хуже всего -- его резкие порывы. Ощущение высоты и так доставляет мало удовольствия, а тут еще словно дергает тебя кто-то. Добрались до первой площадки на высоте 20 метров. И тут нас остановили странные звуки: вроде похожи на карканье, но какое-то совсем необычное. Осматриваемся, и обнаруживаем прямо в фермах стойки крана уютное воронье гнездо с четырьмя птенцами. Птенчики уже порядочного размера и, похоже, очень прожорливые. Почувствовав наше присутствие, они раскрывали свои огромные по сравнению с их размерами клювы и требовали от нас пищи. И каркали, каркали, каркали … От удивления мы смотрели на них, тоже раскрыв рты. Подходим поближе, чтобы разглядеть эти чуда природы. И вдруг … что-то с приличной силой ударило меня в плечо. Хорошо, что я крепко держался за ограждение (от страха, наверное), иначе этот удар мог закончиться для меня плачевно. Только успел повернуть голову, и заметил быстро удаляющуюся от меня огромную черную птицу. Огромной она, наверное, показалась от страха, но был этот ворон действительно крупных размеров.

 

Так и началось наше знакомство с «Хозяином крана». Кстати, очень интересно выглядело жилище Хозяина. Оно построено было … Ну, ни за что не догадаетесь! Сдаетесь? Оно изготовлено из … обрезков провода! После монтажа под краном осталось большое количество обрезков монтажного провода. И вороны, как птицы мудрые, решили воспользоваться приготовленным для них строительным материалом. Гнездо получилось не хуже, чем из прутиков и палочек. Тем более, что куски алюминиевого провода очень удобно подгонять под форму гнезда. Но оставим пока в покое жилище наших будущих соседей и их прелестное потомство.

 

Больше никаких ЧП на этот раз не было, и мы смогли оценить фронт предстоящих работ. Подбор рабочей бригады вызвал серьезные трудности из-за приличной высоты рабочих площадок (до 76 метров). Без привычки работать на такой высоте, мягко выражаясь, не очень приятно. В бригаду вошли добровольцы из цеха дезактивации. Появились и трудности технического порядка. Оказалось, что подать на такую высоту моющий раствор и пар не так-то просто. Даже шланги пришлось на нескольких уровнях намертво закреплять, чтобы они своим весом не оборвали себя.

 

Наконец, технические проблемы были разрешены. За дело! Вскарабкались на самый верх, затащили туда шланги и приспособления для дезактивации, подогнали к крану мощные БелАЗы с насосами и емкостями для раствора, машину с генератором пара. И началась работа. Но … тут нам опять дали понять, кто Хозяин крана.

 

Выше площадки, на которой мы работали, по ее концам поднимались две стойки крана. На их вершинах заняли свои посты два большущих черных ворона. Они внимательно следили за нами, словно контролировали выполнявшуюся нами работу. Забыв о них, мы продолжали свое дело. Но забыть о них на долго никак не удавалось. То ли мы что-то делали не на требуемом уровне, то ли вели себя слишком вольготно, но наши хозяева периодически напоминали нам о себе. Когда мы в очередной раз, увлекшись работой, забывали о них, один из воронов пикировал на кого-то из нас: над самой головой, наверное меньше чем за пол метра, раздавались резкое хлопанье крыльев и истошный, горластый клекот. Наверное воины диких племен подобными звуками устрашали своих противников. А тут еще -- высота, на которой находишься в постоянном напряжении. Можете себе представить состояние человека! Даже находясь вдали от места «атаки», весь передергиваешься от неожиданности и ужаса. А что же говорить о самом «атакуемом»?!

 

«Операция» была хорошо спланирована. Вороны нападали на нас по очереди. Они молча выжидали подходящей ситуации, и очередной «истребитель» буквально сваливался на нас. В первые дни для нас это было самым страшным. Через каждые 10-20 минут это повторялось. Один из наших ребят почему-то пользовался особым «вниманием» хозяев. Ему так часто доставалось, что в первый же день он взмолил о пощаде. Пришлось искать нового добровольца.

 

Но было и нечто приятное в нашей работе. С первого же знакомства нам очень понравилась горластая компания воронят. И мы сразу же решили принять их на довольствие. Не подумайте только, что мы пытались подмазаться к хозяевам. Нет, это совсем разные вещи. Но чем же их кормить? И мы решили угостить их кусочками хлеба, распаренными предварительно паром. Благо, с этим проблем у нас не было. Да, но наши подопечные быстро привыкли к нашему хождению и перестали в нашем присутствии раскрывать свои вместительные клювы. Опять проблема! Но преодолимая. Стоило только кому-то каркнуть, как все клювы оказывались готовыми к приему пищи. И теперь мы кормили их вдвоем: один каркал, а другой старался успеть вложить пищу в ненасытные клювы птенцов. Так мы кормили их по несколько раз в день. Благо, что работали мы без выходных.

 

И что интересно, сначала вороны опасливо наблюдали за этими процедурами, устраиваясь неподалеку от гнезда. А потом, видимо успокоившись, перестали контролировать процесс кормления. И пост на вершинах сооружения все чаще покидали. Наверное поняли, что мы не претендуем на роль хозяев этой частички чернобыльской зоны. Установился режим взаимного благоприятствования друг другу.

 

Похоже на то, что этот кран навечно останется хозяйством строгого Ворона и его благородного семейства. Всплеск желания достроить блок быстро прошел. Готовые элементы реактора запрятали в стоящее рядом здание. А из одного элемента даже вырезали часть, потребовавшуюся для какого-то другого реактора на какой-то другой АЭС.

 

А мы еще раз убедились в том, что вороны – умнейшие создания.

 

 

Чернобыль, третья очередь, весна 1988г.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.