Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка состояния регионального энергетического комплекса






В связи с огромными масштабами Российской Федерации, различием уровня экономического развития, природных и климатических условий на территории страны существенно отличаются структура и масштабы региональных энергетических комплексов. Однако при всем многообразии условий региональных энергетических комплексов их можно разделить на три основных типа:

энергокомплексы мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, а также субъектов РФ с крупными промышленными центрами с населением более 1 млн чел. (Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород и др.), с высокой степенью концентрации населения и разви-

тыми системами централизованного теплоснабжения. Принципиальной особенностью функционирования указанных энергокомплексов являются особо высокие требования к надежности и безопасности тепло и газоснабжения населения и социальной сферы;

энергокомплексы большинства субъектов РФ с достаточно высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства и наличием на территории ряда городов с населением менее 1 млн чел. и крупных поселков городского типа;

энергокомплексы субъектов РФ с относительно низким уровнем развития экономики и невысокой плотностью населения.

На территории указанных энергокомплексов в различных пропорциях действуют следующие хозяйствующие субъекты электроэнергетики:

вертикально-интегрированные акционерные энергетические компании (АО-энерго), осуществляющие энергоснабжение, как правило, на территории одного субъекта РФ (за исключением ОАО «Мосэнерго», ОАО «Ленэнерго» и ОАО «Тюменьэнерго», действующих на территории ряда субъектов РФ). АО-энерго совмещают функции генерации, транспорта и сбыта электро и теплоэнергии;

муниципальные предприятия электрических и тепловых сетей (перепродавцов электро и тепловой энергии), осуществляющих электро и теплоснабжение населения, мелких и средних промышленных, коммерческих и бюджетных потребителей в городах и крупных населенных пунктах на территории субъектов РФ;

независимые поставщики электро и тепловой энергии, в качестве которых преимущественно выступают блок-ТЦ и котельные промышленных предприятий;

независимые поставщики услуг по транспорту электрической энергии (в отдельных случаях тепловой энергии), в качестве которых, как правило, выступают промышленные предприятия, имеющие в собственности электрические и тепловые сети.

Исторически действующее законодательство и нормативные акты федеральных органов власти были сформированы в условиях переходного периода трансформации плановой экономики и государственной собственности к рыночной экономике с преобладанием частной собственности, в том числе в сфере энергетики. Для указанного периода характерно:

наличие существенных диспропорций в ценах на отдельные виды продукции энергетического сектора;

сохраняющийся диспаритет в ценах на продукцию энергетического сектора и ценах на промышленную продукцию и услуги;

низкий уровень платежеспособности большинства категорий потребителей, за исключением экспортно-ориентированной промышленности.

В рассматриваемых условиях нестабильной экономики и значительной степени социальной напряженности государство при формировании нормативно-правового обеспечения в области энергетики с целью обеспечения надежного энергоснабжения экономики и населения страны и сохранения контроля за функционированием систем энергоснабжения ориентировалось на сохранение достаточно сильных рычагов управления в энергетическом комплексе через систему государственного антимонопольного регулирования и ограничение рыночной конкуренции на рынках электроэнергии и газа.

Для целей настоящей работы используем следующие основные понятия.

Электроэнергетика отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Единая энергетическая система России совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Субъекты электроэнергетики лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство

электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии.

Потребители электрической и тепловой энергии лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее -оптовый рынок) сфера обращения особого товара электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Субъекты оптового рынка юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Розничные рынки электрической энергии (далее розничные рынки) сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Объекты электросетевого хозяйства линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Услуги по передаче электрической энергии комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами.

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике комплекс мер по централизованному управлению тех-

нологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

Энергосбытовые организации организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Двусторонний договор купли-продажи электрической энергии -соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой -категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы (потребления электрической энергии) влияют на качество электрической энергии, надежность работы Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной договорной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций. Указанные потребители могут оказывать и иные согласованные с ними услуги на условиях договора.

Комбинированная выработка электрической и тепловой энергии режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии.

Зона оптового рынка территория, которая определяется Правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка (далее ценовая зона оптового рынка).

Гарантирующий поставщик электрической энергии (далее гарантирующий поставщик) коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно

принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Веерное отключение обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергетических установок.

Территориальная сетевая организация коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Установленная генерирующая мощность мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта.

Максимально доступная генерирующая мощность часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, неиспользуемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов.

Рабочая генерирующая мощность часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации.

Объекты электроэнергетики имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

В сфере газоснабжения на территории регионов действуют:

транспортные и сбытовые подразделения РАО «Газпром» (Трансгазы, Межрегионгазы), обеспечивающие оптовые поставки газа в региональные газораспределительные организации и крупным промышленным потребителям;

региональные газораспределительные организации (как правило, акционерные общества), осуществляющие транспорт и сбыт при-

родного и сжиженного газа населению, жилищно-коммунальному хозяйству и прочим категориям потребителей.

Региональные энергокомплексы являются крупнейшими потребителями энергоресурсов, их надежное функционирование существенно зависит от условий топливоснабжения, а в Европейской части страны прежде всего от газоснабжения.

В настоящее время региональные энергокомплексы взаимодействуют с федеральными оптовыми рынками:

электроэнергии и мощности (ФОРЭМ, организатором которого является РАО «ЕЭС России»);

природного газа организатор РАО «Газпром».

Указанные оптовые рынки функционируют в условиях жесткого государственного регулирования, осуществляемого Федеральной энергетической комиссией в части:

формирования баланса поставок мощности и электроэнергии с ФОРЭМ;

установления тарифов на поставки мощности и электроэнергии с ФОРЭМ для региональных АО-энерго и отдельных крупных потребителей, выведенных на ФОРЭМ;

установления оптовых цен на поставки природного газа для нужд населения, промышленности и прочих потребителей и тарифов на услуги по транспорту природного газа.

Государство не осуществляет прямой контроль за формированием баланса поставок природного газа в стране, передав функцию согласования объема поставок газа РАО «Газпром».

Действующие в стране рынки органического топлива (угля, мазута и сжиженного газа) в целом являются конкурентными. Государство осуществляет косвенное регулирование этих рынков через лимитирование хозяйствующим субъектам объемов поставки мазута на внутренний рынок, установление экспортных пошлин на нефть и мазут, установление цен па поставки сжиженного газа для нужд населения, выделение льготных кредитов для создания сезонных запасов топлива в отдельных субъектах РФ и др.

Региональные рынки электроэнергии, тепловой энергии и природного газа также функционируют в условиях жесткого государственного регулирования.

В регулировании участие принимают также регулирующие комиссии муниципальных образований в части установления тарифов

на отпуск теплоэнергии потребителям от предприятий теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности.

В сфере электроснабжения характерной особенностью большинства региональных рынков электроэнергии является значительная доля покупки электроэнергии с федерального оптового рынка. На рис. 7.1 приведена схема энергоснабжения.

За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, объем потребления электроэнергии населением и приравненными к населению потребителями не превышает 12-15% общего полезного отпуска энергии энергоснабжающих организаций. Основными потребителями электроэнергии на территории большинства субъектов РФ являются

крупные и средние промышленные предприятия (с годовым потреблением электроэнергии 100-1000 млн кВт ч и более) и электрифицированный железнодорожный транспорт. Их доля в общем полезном отпуске достигает 40-50% и более.

В период после экономического кризиса 1998 г., обусловившего девальвацию российского рубля, существенно снизилась стоимость энергоресурсов, электрической и тепловой энергии в валютном выражении как в стране в целом, так и в большинстве регионов России, как это иллюстрируется на примере Ленинградской области. В 1998-2000 гг. этому способствовала политика Правительства РФ на сдерживание роста цен на продукцию естественных монополий. Следствием этого явилось заметное снижение доли энергетических затрат в себестоимости промышленной и сельскохозяйственной продукции, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий с отечественным и иностранным капиталом и соответствующий рост объемов производства и энергопотребления. Так, в Ленинградской области в 2002 г. по сравнению с 1998 г. рост потребления электроэнергии составит почти 26%.

Стабилизация экономического и финансового состояния в промышленности в сочетании с жесткими мерами РАО «ЕЭС России» по обеспечению платежей за поставки электро и тепловой энергии и ликвидации бартерных схем расчетов привела к заметному улучшению финансового положения энергоснабжающих организаций, резкому снижению их дебиторской и кредиторской задолженности. Так, если в 1999 г. дебиторская задолженность потребителей Ленинградской области перед ОАО «Ленэнерго» превышала 65% годового объема реализации электро и теплоэнергии, то в 2002 г. прогнозируемая на конец года дебиторская задолженность снизилась до месячного объема реализации, что соответствует стандартной схеме расчетов с потребителями в стабильных экономических условиях.

Рост объемов энергопотребления, исключение бартерных операций из расчетов за электроэнергию и повышение общего уровня платежей в сочетании с резким ростом цен и тарифов на электро и тепловую энергию в 2001-2002 гг. обусловили существенный рост объемов инвестиций энергоснабжающих организаций. Важным фактором роста инвестиций явилась проведенная в 2000-2001 гг. переоценка основных фондов АО-энерго. В частности, если в 2000 г. объем освоенных инвестиций по ОАО «Ленэнерго» по Ленинградской

области составил 145 млн руб. (5, 2% от годового объема реализации электроэнергии), то в 2002 г. объем инвестиций составил порядка 700 млн руб., или 12% от объема реализации электроэнергии.

В то же время начавшийся в 2000 г. резкий рост тарифов на электрическую энергию обусловил достаточно быстрое повышение доли затрат на электроэнергию в общих затратах на производств' промышленной и сельскохозяйственной продукции. Так, по Ленинградской области доля затрат на электроэнергию выросла в промышленности с 3, 7% в 1999 г. до 5, 0% в 2002 г. (8, 9% в 1997 г.), в сель ском хозяйстве с 0, 68 до 1, 87%.

В указанных условиях обостряется проблема перекрестного субсидирования между группами потребителей, и для поддержания экономического роста и повышения конкурентоспособности промышленности региональными энергетическими комиссиями в 1999 2002 гг. проводилась политика поэтапного сокращения перекрестно-го субсидирования и сдерживания роста тарифов для промышленных потребителей, прежде всего энергоемких. Так, в Ленинградской области при росте среднесистемного тарифа с 1998 по 2002 г. на 212% рост тарифов для городского населения составил 438%, сельскохозяйственных потребителей более 500% (доведением до среднесистемного уровня, для крупных промышленных предприятий 198%, мелкой промышленности и коммерческого сектора 252%).

Для сферы теплоснабжения большинства субъектов РФ характерно:

наличие большого количества поставщиков тепловой энергии, прежде всего мелких муниципальных и ведомственных котельных. Так, при общем объеме производства теплоэнергии в Ленинградской области в 2001 г. свыше 21 000 тыс. Гкал, 18% объема (3 900 тыс. Гкал) производится на 2 ТЭЦ ОАО «Ленэнерго» и Ленинградской АЭС. На 107 ведомственных ТЭЦ и котельных производится 10 600 тыс. Гкал. В то же время на 530 муниципальных котельных производится только 7 200 тыс. Гкал;

избыточность имеющихся тепловых мощностей при установленной тепловой мощности источников в Ленинградской области 11 764 Гкал/ч подключенная нагрузка потребителей составляет 6 240 Гкал/ч при годовом числе использования установленной мощности 1 840 ч.;

значительный физический износ большей части ведомственны;. и особенно муниципальных котельных, тепловых сетей в муници-

пальных образованиях с высокими уровнями потерь теплоэнергии (до 30-40%);

отсутствие приборного учета у коммунальных и бюджетных потребителей, что создает условия для отнесения сверхнормативных потерь на тарифы для конечных потребителей;

низкий уровень компенсации затрат теплоснабжающих организаций населением по установленным тарифам. В I квартале 2002 г. в Ленинградской области указанный уровень возмещения затрат по теплоснабжению составил всего 37, 2% при доле затрат на теплоснабжение в общих затратах на жилищно-коммунальные услуги 63% и доле платы за отопление и горячую воду в суммарной плате населения за ЖКУ 48%.

В условиях дефицитов бюджетов субъектов РФ, в особенности бюджетов муниципальных образований, имеет место недофинансирование дотационных предприятий тепло и водоснабжения, которые, как следствие, формируют основную часть задолженности по оплате за энергию и энергоресурсы, поставляемую топливоснаб-жающими и энергоснабжающими организациями регионов. При этом формирование задолженности усугубляется вынужденным завышением тарифов на тепловую энергию вследствие наличия избыточных установленных мощностей поставщиков и значительных тепловых потерь в тепловых сетях.

Также следствием недофинансирования предприятий тепло и водоснабжения является отсутствие средств на реконструкцию и модернизацию систем тепло и водоснабжения с целью повышения эффективности их работы и сдерживания роста тарифов для потребителей.

В сфере газоснабжения в региональных энергокомплексах можно выделить следующие основные проблемы:

значительный физический износ газораспределительных сетей;

высокая степень перекрестного субсидирования в оптовых ценах на газ и в стоимости услуг по транспортировке природного газа для населения, с одной стороны, и промышленных и коммерческих потребителей с другой, а также между розничными ценами на природный и сжиженный газ;

убыточность поставки сжиженного газа населению;

закрепление функций согласования лимитов на поставки природного газа потребителям за монопольной сбытовой организацией на территории субъектов РФ при отсутствии конкуренции по по-

ставке и сбыту газа на федеральном оптовом и региональных рынках газа;

существенное различие между действующими оптовыми ценами на природный газ и экономически обоснованной ценой на газ, составляющей по данным Института энергетических исследований РАН порядка 35-40 долл./1 000 м3;

сложность процедур согласования и установления инвестиционных надбавок к стоимости транспортных услуг.

Сложившаяся ситуация в газоснабжении ограничивает привлечение инвестиций для модернизации, реконструкции и развития региональных систем газоснабжения, создает неравные условия конкуренции для отдельных потребителей в зависимости от возможностей получения лимитов газа, не стимулирует участие независимых производителей в поставках газа на рынки, искажает вследствие низких цен на газ ценовые сигналы о реальной стоимости энергоресурсов, электрической и тепловой энергии, не стимулируя тем самым реализацию мер по энергосбережению, включая установку приборов учета потребления газа у потребителей и использование местных энергоресурсов в региональных системах теплоснабжения.

В целом резкое снижение объема мероприятий по обновлению и реконструкции основных фондов в региональных энергетических комплексах в течение последних 15 лет в сочетании с проводимой тарифной политикой в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, не обеспечивающей привлечение необходимых инвестиций в энергетику, ставит под угрозу надежность и безопасность функционирования региональных энергокомплексов, в первую очередь в сфере теплоснабжения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.