Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве




Для реализации энергоресурсосбережения предусматривается целый комплекс мер экономического, организационного и технологического характера, но в первую очередь рассматриваются вопросы экономического стимулирования, проведения организационных мер и привлечения инвестиций для перехода к энергоресурсосберегающим технологиям.

Совершенствование системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги предусматривает постепенный переход к экономически обоснованным тарифам для всех групп потребителей; сокращение

бюджетных дотаций жилищно-коммунальному сектору по мере роста платежей потребителей; упорядочение централизованного финансирования жилищного сектора путем развития систем государственного и местного стандартов; активное внедрение мер по энергоресурсосбережению, снижению себестоимости производства жилищно-коммунальных услуг; расширение возможностей ЖКХ на получение дополнительных финансовых ресурсов путем выхода на финансово-кредитный и фондовый рынки; повышение эффективности мер по социальной защите населения путем выделения компенсаций (субсидий) малоимущим гражданам и упорядочения льгот по оплате жилья. Предусматривается включение в оплату населения расходов на капитальный ремонт жилых зданий и платы за найм жилых помещений (для неприватизированных квартир).

Основной идеей программы жилищно-коммунальной реформы, принятой в ноябре 2001 г., является передача бюджетных ресурсов, выделяемых в настоящее время на дотирование отрасли непосредственно гражданам, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Для этого предусматривается создание системы персонифицированных социальных счетовграждан, на которые будут направляться все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг. В результате расходование бюджетных средств станет прозрачным и адресным. Необходимо последовательно реализовать законодательный принцип дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в государственном и муниципальном жилищном фонде на основе установления платы за найм в зависимости от качества и местоположения жилья.

Основным направлением деятельности в данной сфере является упорядочение тарифной системы. Для его реализации необходимо предусмотреть следующие меры.

1. Разработка и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения.

2. Выравнивание коммунальных тарифов между основными группами потребителей.

3. Введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения.

Для конкурентных отраслей жилищно-коммунальной сферы (жилищное хозяйство и ремонтно-строительное производство, сбор и



удаление отходов и др.) в качестве экономически обоснованных тарифов могут выступать рыночные цены. В монопольных сферах (во-допроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика и городской электротранспорт) централизованно установленные цены, определенные на основе научно-обоснованной методики с применением соответствующих норм и стандартов.

К основным путям ограничения роста коммунальных тарифов относятся: сокращение реальных потерь в процессе производства, транспортировки и потребление услуг в ЖКХ; исключение из состава себестоимости затрат, не относящихся к издержкам на производство и реализацию услуг; повышение уровня научно-методического обоснования нормативной базы жилищно-коммунальных тарифов; формирование конкурентной среды в процессе жилищно-коммунального обслуживания потребителей.

Процесс формирования тарифов на жилищно-коммунальные услугидолжен быть «прозрачным», адекватным современным экономическим условиям и направленным на решение следующих задач:

снижение себестоимости услуг путем сокращения непроизводительных потерь водных и энергетических ресурсов, строгого учета расхода ресурсов и обоснования затрат;

планомерная ликвидация перекрестного субсидирования;

рациональная дифференциация стоимости услуг в зависимости откачества и фактических объемов выполненных работ,нормативов потребления, времени года и времени суток, а также других факторов;

разработка нормативной базы формирования и регулирования тарифов на ЖКУ с учетом полномочий каждого уровня управления;

деполитизация механизма утверждения цен на основепрофессионального подхода к их формированию.



Для решения поставленных задач необходим гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования с соблюдением основных принципов установления цен и тарифов. При едином методологическомподходе к установлению тарифов целесообразно учитывать местные климатические, экологическиеи иные условия производствауслуг, что должно быть отражено в нормативных и методических документах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов РФ. В частности, целесообразно на уровне субъектов Федерации раз-

работать Положения по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также обосновать и принять процедуру формирования, представления и утверждения цен и тарифов. При этом функции различных уровней управления должны быть четко разграничены:

федеральный уровень создание нормативно-правовой и методической базы ценообразования, установление цен и тарифов на услуги, регулируемые на федеральном уровне, проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по субъектам РФ;

уровень субъектов Федерации разработка региональной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, определение перечня услуг, цены на которые регулируются на региональном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ;

уровень муниципального образования разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей;

уровень предприятий и организаций ЖКХ формирование цены на основе действующей нормативно-правовой и методической документации, проведение финансового и технологического аудита, расчет плановой себестоимости и прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программ развития предприятия, внесение предложений в регулирующий орган об утверждении величин цен и тарифов.

Для создания эффективной системы регулирования необходимо отделить функции управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством от функций регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, т. е. создать независимую, постоянно действующую комиссию, в которую должны войти представители различных структурных подразделений исполнительной и представительной власти муниципального образования, независимые эксперты.

Основанием для пересмотра и утверждения тарифа должно быть либо окончание установленного срока его действия, либо изменение объективных обстоятельств, связанных с предоставлением услуги, либо неудовлетворительная работа коммунального предприятия, установленная по результатам мониторинга.

При рассмотрении расчетного значения тарифов (цен) на услуги предприятий естественных локальных монополий регулирующий орган должен обращать внимание как на структуру себестоимости затрат, так и на уровень устанавливаемой прибыли. При этом право сохранения или изменения существующего порядка определения уровня рентабельности должно оставаться за регулирующим органом. Схемы формирования цены и сложившаяся практика предоставления коммунальных услуг предприятиям направлены, как правило, на завышение себестоимости и увеличение объема отпускаемых ресурсов. Альтернативой этой методологии может служить установление регулирующим органом предельной величины тарифа на коммунальные услуги. В этих случаях при формировании цены будет учтен определенный (сложившийся или расчетный) уровень рентабельности.

Схема финансирования ЖКХ города приведена на рис. 5.1.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал