Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качество продукции (услуг) в городском хозяйстве и его стандартизация






Качество продукции является основным в любой производственной деятельности. Это совокупность свойств и характеристик объекта, уровень которых формируется при его создании с целью удовлетворения потребностей.

Качество создается в процессе производства. Следовательно, качеством, как и производственным процессом, так и предприятием, можно управлять (управление качеством). В ГХ оказываются услуги.

Услуга это итог деятельности и непосредственного взаимодействия производителя (поставщика) и потребителя по удовлетворению его потребностей.

Продукция (услуги) ГХ предоставляется в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая, электрическая энергия, вода), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка, ремонт).

В ГХ имеются две группы показателей качества: качество собственно продукции (услуг) и качество обслуживания населения.

Для ГХ характерно разделение объекта обслуживания (жилой фонд, дороги и т. п.) и потребителей услуг (население, организации).

Качество складывается из технико-эксплуатационного уровня продукции и способности продукции удовлетворять потребности, т. е. из полезности для потребителя. Такой уровень, выраженный набором показателей, закрепляется в стандартах.

Стандарт это нормируемый, юридически закрепленный результат деятельности. Он представляет собой нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству

продукции. Деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов (стандартизация) регулируется Законом Российской Федерации «О стандартизации» (1993 г.).

Согласно Закону стандартизация осуществляется в целях установления обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции по ее потребительским характеристикам, исходя из необходимости повышения качества продукции и экономии ресурсов.

Центральным органом государственного управления стандартизацией в Российской Федерации является Госстандарт России. Он имеет право принимать стандарты во всех областях, за исключением строительства и промышленности стройматериалов.

В области строительства и жилищного хозяйства право принятия стандартов имеет Госстрой России.

Стандарты качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) существуют в виде следующих нормативно-технических документов:

государственные стандарты (ГОСТ) и отраслевые стандарты (ОСТ); '

строительные нормы и правила (СНиП);

стандарты предприятий (СТП);

руководящие документы на предприятиях (РД).

Технические условия нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные требования к качественным показателям продукции.

Критерием качества услуг является качество материального носителя, которое определяется степенью достижения действующего стандарта на продукцию. Так, состав и свойства воды должны отвечать требованиям ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая».

Требования к качеству основных фондов, инженерных систем водопровода, канализации, газоснабжения, отопления содержатся в СНиП 2.04.01-85, 2.04.08-88, 2.04.07-86.

Для отраслей ЖКХ, которые оказывают влияние на окружающую среду (ВКХ, санитарная очистка), важным критерием качества является экологическая безопасность, т, е. степень соответствия предельно допустимому уровню загрязнения окружающей среды.

Показателями оценки здесь являются: процент сброса неочищенных сточных вод; площадь территории и водоемов, загрязненных отходами.

Качество обслуживания населения характеризуется показателями обеспечения нормативной потребности в услугах (объем удельного потребления в соответствующих измерителях и процент охвата территорий данными услугами).

В Санкт-Петербурге нормативы потребления электроэнергии, горячего и холодного водопотребления устанавливаются распоряжением губернатора.

Важными показателями качества являются надежность и устойчивость.

Надежность это вероятность получения услуги в нужный момент времени, которая определяется показателем интенсивности аварий или их количеством, а также выполнением графиков снабжения потребителей.

Устойчивость работы предприятия это способность объекта функционировать после выхода из строя или в случае отказов его элементов. Оценивается количеством времени восстановления функциональных свойств (время ремонта).

Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга «О порядке предоставления коммунальных услуг» устанавливается допустимая продолжительность перерывов в ресурсоснабжении в связи с авариями на сетях 24 часа.

Вопросы качества продукции (услуг) в ЖКХ являются одним из важнейших направлений реформирования данной сферы. В условиях децентрализации управления субъекты Российской Федерации могут самостоятельно устанавливать стандарты и критерии качества ЖКУ на основе рекомендуемых стандартов Госстроя.

Требования по качеству содержания и ремонта жилищного фонда и качеству коммунальных услуг, утвержденные органами местного самоуправления на основе стандартов являются неотъемлемой частью договоров подряда на обслуживание жилых домов любой формы собственности и договоров социального найма.

Обеспечение высокого качества продукции (услуг) в любой сфере, в том числе и в ГХ, невозможно без создания эффективной системы управления качеством.

Система качества это совокупность структур, оказывающих наибольшее влияние на качество продукции (услуг) организации.

Первой формой управления качеством продукции является контроль качества, который лежит в основе любого процесса управления. Контроль имеет два недостатка:

не улучшает выпущенную продукцию, но повышает затраты;

только фиксирует качество, но не влияет на его повышение.

Поэтому контроль и ОТК не могут заменить систему качества.

На современном этапе новый инструмент управления качеством -сертификация продукции и систем качества.

Сертификация это деятельность органов по сертификации, дающая гарантию, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации были разработаны стандарты ИСО 9000, которые обобщают опыт организации работ по качеству и созданию систем качества. Создание системы качества проводится для каждого предприятия.

В настоящее время идет процесс перехода от сертификации качества продукции к сертификации систем качества.

В сфере ГХ потребитель имеет дело с монополистами и не может отказаться от их услуг. Поэтому обеспечить хорошие потребительские качества ЖКУ возможно путем развития конкуренции и государственного нормативного регулирования. Необходима разработка стандартизированной системы качества жилищно-коммунальных услуг.

Контрольные вопросы

1. Обобщающие критерии и показатели экономической эффективности.

2. Отраслевые критерии и показатели экономической эффективности.

3. Содержание норматива экономической эффективности в современных условиях.

4. Сущность и виды экономической эффективности.

5. Методы сравнительной эффективности затрат.

6. Особенность экономической эффективности в ГХ.

7. Прямой и косвенный экономический эффект в ГХ.

8. Методы оценки социального результата инвестиций в ГХ.

9. Показатели бюджетной эффективности мероприятий в ГХ.

 

10. Показатели коммерческой эффективности инвестиций в ГХ.

11. Чистый приведенный доход в ГХ.

12. Понятие качества продукции (услуги) в ГХ.

13. Понятие стандарта и виды стандартов в ГХ.

14. Характеристика услуг в ГХ.

15. Показатели качества обслуживания населения.

16. Надежность и устойчивость в ГХ.

17. Система качества продукции (услуг) в ГХ.

18. Сертификация продукции (услуг) в ГХ.

5. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ

Вопросы к теме

5.1. Научные основы и опыт социально-экономического реформирования.

5.2. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы.

5.3. Повышение эффективности управления и создание конкурентной среды в ЖКХ.

5.4. Финансово-экономические основы и тарифная политика в

ЖКХ.

5.5. Социальная политика в жилищно-коммунальной сфере.

5.1. Научные основы и опыт социально-экономического реформирования

Реформа существенные преобразования в социально-экономической сфере, затрагивающие отношения собственности, хозяйственный механизм, систему управления, имущественные права и другие важнейшие аспекты функционирования общества.

В табл. 5.1 приведена классификация реформ.

Таблица 5.1

Классификация реформ

 

Признак Виды
1. Характер реформы 2. Степень охвата 3. Уровень реформирования 4. Сфера реформирования Эволюционные и революционные Глобальные (общие) и частные Страна, регион, МО Налоговая система, банковская система, образование, медицина, ВПК, ТЭК, пенсионная, ЖКХ и др.

Основные вопросы реформы: Зачем? Что? Как? Для кого?

Элементы реформирования.

1. Причины и необходимость реформы объективные и субъективные.

2. Условия проведения реформы благоприятные и неблагоприятные.

3. Принципы целенаправленность, системность, комплексность.

4. Приоритеты, цели и задачи реформы ожидаемые результаты.

5. Направления и мероприятия пути и содержание реформирования.

6. Механизм реформирования ресурсы и эффективность их применения.

7. Результаты реформы степень достижения целей.

8. Причины удач и неудач объективные и субъективные.

Базовые реформы в России.

1. Освободительная (1860-е гг.) освобождение крестьян и создание правовых основ развития страны.

2. Финансовая (конец XIX в.) укрепление финансовой системы страны.

3. Аграрная (начало XX в.) попытка перехода к фермерскому типу ведения хозяйства.

4. Новая экономическая политика (1921-1927) многоукладное^, возрождение элементов рыночного хозяйства.

5. Управленческая (1957-1963) переход от отраслевого к территориальному управлению.

6. Планирование и стимулирование (1965-1968) введение экономических стимулов и материальной заинтересованности.

7. Перестройка (1986-1990) попытки реформирования и разрушение административной системы.

8. Рыночная (1992-2002) переход к рыночной экономике.

Рыночная реформа в России (1992-2002 гг.)

Цель реформы повышение эффективности и качества хозяйственной деятельности путем перехода к рынку. Направл ения реформы:

стабилизация экономики, включая финансовую стабильность; приватизация государственной собственности;

формирование товарного, финансового, трудового, земельного, жилищного рынков;

создание нормативно-правовой основы рыночной системы;

социальная ориентация и поддержка населения в условиях реформ.

В табл. 5.2 приведены важнейшие социально-экономические проблемы, характерные для страны в различные временные периоды: до проведения реформ и в процессе их реализации. Как видим, несмотря на многочисленные трудности реформирования прослеживается тенденция постепенного улучшения социально-экономической ситуации в стране.

Таблица 5.2 Социально-экономические проблемы (+, -)

 

Проблемы      
1. Нарушение экономического роста:      
темпов + + + -
пропорций + + + +
2. Дефицит + + + - -
3. Долги + + + +
4. Инфляция - + + + +
5. Безработица - + + +
6. Монополизм + + + +
7. Бюрократизм + + + + +
8. Технико-технологическая отсталость + + + + + +
9. Теневая экономика + + + + + +
10. Низкий уровень и качество жизни + + + + + +
Итого      

Что сделано? Экономика стабилизирована, проведена приватизация, сформированы рынки, созданы основы нормативно-правовой системы, действует система социальной поддержки населения.

Что надо сделать? Провести налоговую и пенсионную реформы, реформу социальной политики, местного самоуправления, здравоохранения и образования, военную и жилищно-коммунальную.

Задача государства создание условий для повышения качества жизни населения путем формирования конкурентоспособной экономики.

Сценарии развития административный или демократический.

Стратегические ориентиры развития страны:

разделение собственности и власти;

равные права всех участников рынка;

четкий налоговый и таможенный режим, бездефицитный бюджет:

ограничение вмешательства государства в конкурентный сектор экономики:

повышение роли государства в финансах, регулировании естественных монополий, социальной поддержке населения.

Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы

Системный кризис жилищно-коммунального хозяйства и низкий уровень предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер механизма хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.

Проблемы жилищно-коммунальной сферы возникли не сегодня. Они существовали и в советский период, но лишь в самое последнее время актуальность проведения жилищно-коммунальной реформы стала очевидной и была осознана на всех уровнях руководства, включая федеральный, что выразилось в принятии соответствующих документов и методических материалов. К числу важнейших из них относится Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ» № 425 от 28.04.97, Постановление Правительства РФ «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1997 год» № 621 от 26.05, 97 и др.

Неудовлетворительное положение дел и наличие острых проблем в сфере городского хозяйства определили необходимость его развития на базе реформирования административно-ведомственного механизма хозяйствования и привлечения реальных источников централизованного и нецентрализованного ресурсосбережения. Эффективное проведение реформ возможно лишь на основе комплексного, системного и целевого подходов, т. е. с учетом всех важнейших факторов развития, в тесной взаимосвязи всех принимаемых мероприятий и с учетом наличия определенных принципов, которые и должны

быть положены в основу проведения реформ. Важнейшими среди них являются целенаправленность, системность, эффективность, социальная ориентация и др.

Все эти подходы и принципы хорошо известны, но до сих пор их не удавалось последовательно провести в жизнь в ходе социально-экономического реформирования, что имело негативные последствия. Поэтому научно-методическая проработанность реформ в данной сфере, обоснование принципов, методов и последовательности принимаемых решений является необходимым условием результативности реформирования.

В настоящее время имеются различные подходы к содержанию и проведению реформы ЖКХ, но выделяются два направления. Согласно первому из них приоритет отдается экономии бюджетных средств и постепенно переложению высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, на пассажирские перевозки, на телефонные переговоры и пр. В результате реализации такого стратегического подхода может быть осуществлена структурная перестройка финансовых потоков и повышение эффективности использования бюджетных средств, но негативные последствия таких преобразований будут чрезмерно сильны: отрицательная реакция населения, дальнейшее ухудшение системы городского хозяйства и снижение качества обслуживания потребителей. Ввиду наличия серьезных отрицательных последствий такой подход является нецелесообразным и практически едва ли возможным, так как затрагивает интересы всего населения.

При другом подходе приоритет отдается структурной перестройке хозяйственных отношений в данной сфере путем ее демонополизации, создания конкурентной среды и ресурсосбережения. Повышение тарифов и совершенствование тарифной политики являются важной составной частью реформы, но изменение тарифов должно сочетаться с экономико-организационными и рыночными преобразованиями, а также с учетом уровня доходов широких масс населения.

Важнейшей целью реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города является повышение уровня и качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами путем перевода данной сферы в систему социально-ориентированного рыночного хозяйствования.

Исходя из этой основной цели, формулируются подцели и целевые показатели.

В качестве подцелей рассматриваются:

повышение уровня и качества услуг в данной сфере;

снижение производственных издержек в ЖКХ;

снижение расходов бюджета города на содержание жилищно-коммунального хозяйства;

смягчение для населения негативных аспектов реформы (повышение тарифов, нарушение работы систем ЖКХ).

Для контроля за выполнением целевого блока по каждой подцели предлагается результирующий целевой показатель, который является индикатором ее выполнения. Перечень целей и показателей приведен в табл. 5.3.

Таблица 5.3 Стратегические цели и показатели реформы жилищно-коммунального хозяйства

(количественные значения показателей приведены для города N)

 

 

 

 

Цель и целевыеориентиры Целевой показатель (наименование) Значение целевогопоказателя Примечание
2003 г. 2005 г. 2008 г.
1. Повышение уровня и качества работ и услуг 2. Снижение про изводственных из держек 3. Снижение рас ходов бюджета на содержание жи лищно-коммуналь ного хозяйства 4. Смягчение для населения нега тивных последст вий реформирова ния Уровень и качество работи услуг, баллы Степень снижения издержек, % Степень снижения бюджетных затрат, % Допустимая доля расходов граждан на оплату услуг ЖКХ, % к доходу семей 2, 0 16 3, 0 20-30 30-40 4, 0 40 60 60-80 В соответствии со стандартами По отношению к базовому периоду 11о отношению к базовому периоду В соответствии с концепцией реформы ЖКХ в РФ

Как следует из табл. 5.3, большинство целевых показателей измеряется в относительных величинах, а уровень и качество работ и

услуг рассчитывается в баллах (5 баллов полное соответствие стандарту, а 1 балл несоответствие стандартам по всем позициям). Отметим, что для получения объективных оценок целесообразно организовать постоянный мониторинг хода реформ и привлечения независимых экспертов в сочетании с социологическими опросами населения.

В соответствии с принятыми документами были определены основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства:

повышение эффективности системы управления;

формирование конкурентной среды в данной сфере;

стимулирование энергоресурсосбережения;

упорядочение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг и решение проблем финансирования жилищного сектора города;

социальная поддержка населения в процессе проведения реформы.

По первому направлению реформирования предусматривается разделить функции управления и хозяйствования в жилищной системе и выделить экономическое поле действий для заказчика услуг и работ и подрядных организаций. Одновременно с этим предусматривается развитие договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и усиление функций государственного (муниципального) регулирования и контроля в жилищной сфере.

Формирование конкурентной среды предусматривается путем формирования городского (муниципального) заказа на выполнение работ и услуг и размещения его на конкурсной основе, в результате привлечения в данную сферу подрядчиков различных форм собственности и развития негосударственного сектора в жилищной системе, а также путем проведения антимонопольных мер.

Для реализации энергоресурсосбережения предусматривается целый комплекс мер экономического, организационного и технологического характера, но в первую очередь рассматриваются вопросы экономического стимулирования, проведения организационных мер и привлечения инвестиций для перехода к энергоресурсосберегающим технологиям.

Совершенствование системы оплаты за жилищно-коммунальные услуги предусматривает постепенный переход к экономически-

обоснованным тарифам, обеспечивающим полное покрытие издержек жилищно-коммунальных организаций. Предусматривается включение в оплату населения расходов на капитальный ремонт жилых зданий и платы за найм жилых помещений (для неприватизированных квартир).

Социальная поддержка населения включает меры по разработке стандартов качества на услуги жилищно-коммунального характера, использование федеральных и региональных стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг, формирование рациональной системы компенсаций малоимущим слоям населения с учетом доходов на одного члена семьи в пределах установленных социальных норм и упорядочение системы льгот по оплате за данные услуги.

Для достижения целей и решения задач по реформированию ЖКХ необходимо провести комплекс мер, которые можно разделить на две большие группы. Первая группа мер решает задачи собственно реформирования сложившихся хозяйственных отношений и носит в основном экономико-организационный и правовой характер. Их проведение не требует привлечения значительных ресурсов, но предполагает серьезные научно-методические проработки содержания и технологии реформ, в том числе определение последовательности проведения мероприятий.

Вторая группа мер и проектов решает конкретные задачи развития жилищно-коммунального хозяйства: строительство, реконструкция и модернизация, внедрение новой техники и технологий, других нововведений. Большинство из этих мер и проектов требуют значительных ресурсов. Поэтому задача реформы состоит не только в определении мероприятий, но и в обосновании механизмов их реализации.

5.3. Повышение эффективности управления






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.