Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не рычите на собаку.






О ДРЕССИРОВКЕ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ [25]

 

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или жи­вотное, старого или молодого, самого себя или других — и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением до­машних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить па­мять? Всего этого можно достичь, используя принципы, обу­чения с подкреплением. Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики. Они лежат в основе всех ситуаций обучения, точно так же как па­дение яблока основано на законах гравитации. При попытке изменить чье-либо поведение, будь то собственное «ли чужое, мы используем эти законы, независимо от того, знаем мы их или нет. Чаще всего мы их применяем неправильно. Мы запу­гиваем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, и потом сожалеем об этой грубос­ти. Зная лучшие способы управления поведением, мы достиг­ли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать. Мы попросту не можем при­вести в соответствие те приемы, которыми современные дрес­сировщики достигают успеха, с законами положительного под­крепления. Какой бы ни была наша задача — заставить ли че­тырехлетнего малыша вести себя тихо при посторонних, отучить ли щенка грызть дома все что попало, тренировать ли спортив­ную команду, выучить ли стихотворение — она решается быс­трее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться поло­жительным подкреплением. Законы подкрепления просты: их можно за десять минут записать на школьной доске и за час выучить. Применение их в основном зависит от ситуации, обу­чение с подкреплением подобно игре, в которой надо быстро соображать.

Обучение с подкреплением — это вовсе не система наград и наказаний; современные тренеры даже не используют этих терминов. Награды и наказания приходят обычно после того, как действие совершено, часто спустя длительное время, как, например, в уголовном суде. Они могут повлиять, а могут и не повлиять на будущее поведение, но они, безусловно, не могут воздействовать на уже совершенное действие. Подкрепление — будь то «положительное», то, к чему надо стремиться, напри­мер улыбка или ласка, или «отрицательное» — то, чего надо избегать, подобно рывку поводка или нахмуренным бровям, — происходит именно во время поведения, на которое надо воз­действовать. Подкрепление изменяет поведение только тогда, когда дается в правильно выбранный момент.

Впервые я услышала об обучении с положительным под­креплением на Гавайях, куда в 1963 году я была приглашена старшим тренером дельфинария «Жизнь моря». Раньше rfдрес­сировала собак и лошадей, пользуясь традиционными метода­ми, но дельфины — другое дело; на животное, которое просто уплывает от тебя, не воздействуешь поводком, уздечкой или даже кулаком. Положительное подкрепление — в основном вед­ро с рыбой — единственное, чем мы располагаем. Психологи в общих чертах познакомили меня с принципами обучения с под­креплением. Искусство применения этих принципов я по­стигла при работе с дельфинами.

То, чему я обучилась, работая с дельфинами, я стала при­менять и в дрессировке других животных. И я начала замечать, как эта система входит в мою повседневную жизнь. Например, я перестала кричать на своих детей, потому что заметила, что крик не помогает. Подмечать поведение, которое мне нужно, и сразу подкреплять его — это гораздо более действенно, да к тому же еще и сохраняет мирные отношения в семье.

Тот опыт, который я извлекла из дрессировки дельфинов, имеет солидное теоретическое обоснование. В этой книге я по­старалась держаться подальше от теоретизирования, так как, на­сколько мне известно, правила по применению этих теорий обыч­но не описываются наукой и, с моей точки зрения, ученые часто неправильно ими пользуются. Но основные законы уже твердо установлены и должны приниматься во внимание при обучении.

Основа этой теории по разным источникам известна как мо­дификация поведения, теория подкрепления, оперантное обусловливание, бихевиоризм, психология поведения и т. д.; это тот раздел психологии, который принес мировую известность Б. С. Скиннеру, профессору Гарвардского университета.

Я не знаю другой современной области науки, которую бы в такой степени поносили, не понимали, переиначивали, не­правильно истолковывали и неверно использовали. Одно толь­ко имя Скиннера приводит в ярость тех, кто является поборни­ком «свободной воли» в качестве характеристики, отделяющей человека от животного. Для тех, кто воспитан в гуманистичес­ких традициях, воздействие на поведение человека при помо­щи своего рода осознанной техники кажется непоправимо без­нравственным, несмотря на тот очевидный факт, что все мы пытаемся влиять на поведение друг друга любыми попавши­мися под руку средствами.

Пока гуманисты нападали на бихевиоризм и самого Скин­нера с таким же жаром, с каким когда-то правоверные обру­шивались на еретиков, бихевиоризм превратился в громадный раздал психологии, которым занимаются целые факультеты в университетах, он широко применяется в клинике, бихевиористы издают специальные журналы и созывают международные конгрессы, бихевиоризму обучают на специальных курсах, в нем возникает ряд доктрин и разных течений, ему посвящают­ся целые горы литературы. Это принесло определенную пользу обществу. Некоторые болезни — например, аутизм — оказа­лись более чувствительны к формированию и подкреплению, чем к любым другим воздействиям. Многие врачи успешно раз­решали эмоциональные проблемы своих пациентов, используя приемы бихевиоризма. Большая эффективность простого из­менения поведения по сравнению со скрупулезным копанием в источниках его происхождения — по крайней мере, в некото­рых обстоятельствах, способствовала возникновению семей­ной терапии, в которой рассматривается поведение, каждого члена семьи, а не только того, чье страдание наиболее очевид­но. Обучающие машины и программированные учебники, раз­работанные на основе Скиннеровской теории, были первыми попытками разбить обучение на этапы и поощрять обучающе­гося за правильные ответы. Эти ранние механизмы были не­уклюжими, но именно они были предвестниками компьютер­ного обучения, которое оказалось не только высокоэффектив­ным, благодаря совершенству выбора времени подкрепления компьютером, но и внесло в процесс обучения веселые нотки в связи с забавным характером подкрепления (фейерверки, танцующие роботы). Программы подкрепления, использую­щие жетоны и талоны, которые можно накопить и обменять на конфеты, сигареты или какие-то льготы, были установлены в психиатрических лечебницах и некоторых других учреждени­ях. Нет недостатка в программах аутотренинга, позволяющих следить за весом и изменением других привычек в нужную сторону, и все они основаны на положительном подкреплении. Шопенгауэр сказал однажды, что каждая оригинальная идея сначала осмеивается, потом на нее яростно нападают, и наконец, она принимается как нечто само собой разумеющее­ся. Насколько мне известно, теория подкрепления не является исключением. Несколько лет назад Скиннера повсюду высме­ивали за то, что он продемонстрировал формирование навы­ка, обучив пару голубей играть в пинг-понг...

В теории подкрепления, по-видимому, существует естествен­ный порядок, и в книге главы идут в той последовательности, в которой происходят процессы тренировки, от простого к слож­ному, как при реальном обучении, и это та самая последова­тельность, при которой наиболее легко овладеть профессией тренера. Книга построена таким образом, чтобы постепенно складывалось разумное понимание процесса тренировки при помощи позитивного подкрепления. Однако так как эта тео­рия широко применяется на практике, то в пяти главах книги в качестве примеров приводятся различные жизненные ситу­ации, в которых позитивное подкрепление играет положитель­ную роль.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.