Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема составления характеристики личности.






РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Цели данного задания следующие.

1. Овладение навыками ориентировки в личностных качествах учащегося, их

психологической интерпретации с последующими педагогическими выводами.

2. Формирование умений применения основных методов психолого-педаго-

гического изучения учащегося (организация, проведение, фиксация и обработка

результатов) и составления письменной психологической его характеристики.

Отчетными документами служат дневник наблюдений с протоколами прово-

Димых психологических исследований школьника и психолого-педагогическая

Характеристика ученика.

Студенту-практиканту рекомендуется организовать свою работу в три этапа.

1. Восстановить научно-теоретические знания по курсам “Общая психоло-

гия”, “Возрастная и педагогическая психология”. В этом могут помочь следую-

щие учебники и учебные пособия:

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо. - М.: Про-

свещение, 1984.

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М.:

Просвещение, 1979.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение,

1986.

Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М.: Просвещение; Владос, 1995.

Общая психология /Под ред. А.В.Петровского; 9-е изд., переработ. и доп.-

М.: Просвещение, 1986.

2. Выбрать объект изучения (конкретного ученика начальных классов) и ор-

ганизовать сбор фактических данных с использованием методов психолого-

педагогического исследования (см. соответствующий раздел данных методиче-

ских указаний).

3. Осмыслить, обощить и изложить собранный материал.

Эти этапы взаимосвязаны и в ходе работы могут переплетаться друг с дру-

гом, хотя сами по себе они специфичны и требуют соблюдения соответствую-

щих требований.

Схема составления характеристики личности.

1. Данные об ученике.

Фамилия. Имя. Класс. Возраст.

2. Характеристика семьи.

1) Состав.

2) Родители (профессия, образование, место работы, особенности взаимоотношений в семье, отношение семьи к уче6ной деятельности ребенка и к школе, уровень семейного воспитания).

3. Физическое развитие, состояние здоровья:

Рост, вес, есть ли хронические заболевания, пропуски по болезни. (см. классный журнал)

4. Характеристика познавательной сферы:

1) Особенности восприятия и наблюдательности:

(тип восприятия, устойчивость, объем, избирательность, наблюдательность.).

Методы и методики: наблюдение, тест восприятия «Узнавание фигур»

2) Развитие памяти:

(точность, скорость, объем, ведущий тип, произвольность, временная характеристика, склонность к зубрежке, влияние на успеваемость.).

Методики: изучение объема непроизвольной зрительной памяти, исследование произвольной зрительной памяти, определение роли активной деятельности при непроизвольном запоминании.

3) Умственное развитие:

уровень развития мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования); соотношение житейских и научных понятий, особенности решения мыслительных задач и т.д. Широта, глубина знаний, эрудиция.

Методики: оценка вербально-логического мышления, определение особенностей процесса сравнения, выявление степени сформированности операций обобщения и абстрагирования.

4) Особенности воображения:

(творческая направленность, развитие фантазии, проявление в творческой деятельности, оригинальность и т.д.).

Методики: «Вербальная фантазия», «Волшебные картинки» О.М. Дьяченко (особенности активного воображения), «Изобрази без предмета» (особенности воссоздающего воображения), тест Торренса (изучение уровня воображения в младшем школьном возрасте)

 

5) Речевое развитие:

(фонематические, лексические, грамматические, стилистические особенности, содержательность и понятность; логичность, богатство словарного запаса, наличие речевых «штампов», выразительность, эмоциональность, половые особенности, уровень развития устной и письменной речи.)

Методики на изучение богатства словарной лексики (Какой, Какая, Какое?»

6) Особенности внимания:

(виды, свойства, объем, концентрация, переключение, устойчивость, влияние не успеваемость, соответствие возрастным особенностям).

Методики: переключение внимания, концентрация внимания,

5. Характеристика личностного развития:

- Волевые качества (организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самообладание, наличие волевых привычек и т.д.)

- Эмоциональное развитие (проявление чувств, настроение, глубина переживаний, реакции, преобладающие чувства и эмоции, эмоциональная возбудимость и нестабильность, склонность к аффектам в ситуациях успеха или неуспеха, отношения к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности, фрустрационная толерантность и т.д.)

- Темперамент (тип высшей нервной деятельности, сила, лабильность, реактивность)

Методики и методы: наблюдение (см. приложение 2)

- Характер

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к учебе: прилежание, активность, дисциплинированность, систематичность в работе и др.

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к классу и школе: переживание успехов и неудач своего класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответсвенности и долга перед коллективом за выполненную работу, проявление интереса к общественной работе, другие мотивы участия в выполненной работе.

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность, инициативность и др.

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к товарищам и взрослым: доброта, общительность, внушаемость, коллективизм и др.

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность, неряшливость, бережливое или небрежное отношение к вещам и т.д.

§ черты характера, проявляющиеся по отношению к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, критичность, способность к самовоспитанию.

- Способности (характеристика специальных способностей: конструкторских, художественных, музыкальных, математических, спортивных и т.д.).

6. Взаимоотношения ученика с одноклассниками, учителями, родителями:

(Социометрический статус ученика в классе, межличностные отношения в классном коллективе: симпатии и антипатии, дружба, товарищество, общительность, привычки; отношение к замечаниям (обидчивость, послушание), характеристика обучаемости, воспитуемость.)

Метод исследования: Социометрия. (Дж. Морено). Методика: Межличностные отношения в коллективе, определение микрогрупп в классном коллективе.

7. Успеваемость:

Отношение к предметам, интересы, хобби, направленность, идеалы (любимые книги, кинофильмы, герои и т.д.), мотивация.

8. Другие сведения об ученике

9. Заключение.

§ Общий уровень психического развития учащегося

§ Соответствие возрастным особенностям

§ Необходимость психолого-педагогической коррекции и ее пути реализации

§ Кому адресованы рекомендации (родителям, учителям, ученику)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.