Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим дня школьника






 

Соблюдение режима дня является необходимым условием для формирования правильной осанки у детей школьного возраста. Распорядок дня должен предусматривать чередование умственного труда и физических нагрузок.

При наблюдении за ребенком во время подготовки домашнего задания можно заметить, что малышу трудно сосредоточить внимание. Он часто отвлекается от работы для общения с окружающими. Такое поведение детей младшего школьного возраста закономерно и обусловлено особенностями его нервной системы.

Во время чтения или счета, в клетках коры головного мозга возникает возбуждение, т. е. они работают более интенсивно. Однако у детей 7-летнего возраста клетки коры головного моз­га не могут долгое время находиться в состоянии усиленной работы. Процесс возбуждения очень скоро вызывает истощение нервных клеток и начинается другой процесс - торможение, предохраняющее нервные клетки от перенапряжения. Ребенок уже не может сосредоточиться и успешно продолжать работу - у него развилось утомление. Нервная система первоклассника особенно чувствительна и первые признаки утомления появляются через 15-20 минут умственной работы, а при ослабленном здоровье значительно раньше.

Признаки утомления:

Первая фаза утомления характеризуется рассеянным вниманием, концентрацией его на посторонних предметах, неусидчивостью. Выполняя работу в подобном состоянии, ребенок проявляет двигательное беспокойство, торопливость, допускает много ошибок. На замечания взрослых не реагирует. В этом случае необходимо предложить ребенку смену вида деятельности, активизирующей двигательную активность: игру с мячом, упражнения с обручем или скакалкой. При этом включаются в работу другие нервные центры, а ранее доминирующие восстанавливаются.

Вторая фаза утомления – торможение, наступает в том случае, если ребенку не предоставляется кратковременный отдых после первых признаков утомления. При этом наблюдается вялость, потеря интереса к работе. Ребенок потягивается, зевает, делает много ошибок, перестает держать спину.

Утомление - это естественное следствие напряженной работы и опасаться его не нужно: отдых полностью восстанавливает работоспособность.

При недостаточном отдыхе утомление накапливается и развивается ненормальное, болезненное состояние - переутомление, характеризующееся головной болью, ухудшением памяти, снижением внимания, вялостью, рассеянностью. Переутомление у детей ведет не только к возникновению различных нарушений осанки, н о и к нервным расстройствам. Переутомление, как и любое болезненное состояние, легче предупредить, чем лечить.

Лучшим способом предупреждения утомления является строгий режим дня, а главой задачей взрослых – оказание помощи ребенку в правильном распределении труда и отдыха. В основу построения режима дня входит правильная организация труда, отдыха, сна и питания.

В суточном объеме времени учащихся выделяются следующие основные компоненты: учебные занятия в школе и дома, сон, внешкольные занятия (музыка, искусство, чтение художественной литературы, занятия ино страным языком, просмотр телепередач и т.п.), самообслуживание, выполнение правил личной гигиены, прием пиши, пребывание на свежем воздухе, занятия физкультурой и спортом. День школьника должен начинаться с утренней гигиенической гимнастики (ее часто называют зарядкой). Для ее выполнения школьников надо научить соблюдать следующие гигиенические условия:

- упражнения выполнять в трусиках и майке;

- утреннюю гимнастику выполнять в тщательно проветренной комнате;

- в момент выполнения упражнений следует дышать глубоко и ритмично;

- зарядку начинать с несложных движений, нагрузку повышать постепенно. В комплекс обязательно включать упражнения для формирования правильной осанки, в конце выполнить несколько упражнений на расслабление, чтобы привести к нормальному ритму работу органов дыхания и кровообращения;

- после физических упражнений обязательны водные процедуры (обтирание, обливание, душ).

Детям необходимо обеспечить:

- продолжительный и полноценный сон (в 9-10 часов вечера ребенок должен лечь спать);

- полноценное питание (4-х разовое, в одно и то же время, с достаточным количеством витаминов и разнообразных белков);

- ограничение пребывания у телеэкрана школьников старшего возраста, не более 1-1, 5 часов и не больше 30 минут для детей младшего школьного возраста;

- обязательные прогулки на свежем воздухе 2-2, 5 часа в сутки;

- ежедневные водные процедуры, закаливание и физические упражнения.

С возрастом меняется соотношение отдельных компонентов режима, характер организации и проведения тех или иных режимных моментов, появляются новые виды деятельности, однако общая схема режима дня должна сохраняться.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.