Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы регуляции деятельности






Дифференциация форм регуляции деятельности также подробно описана выше. Первоначально все формы регуляции присутству­ют в виде функций и обеспечиваются инстинктивными механиз­мами (интегрированы в инстинктивной форме). Далее последова­тельно дифференцируются и приобретают физиологическое обес­печение научение, интеллект и сигнальная форма регуляции (ста­новящаяся у человека знаковой).

В регуляции деятельности инстинктивная форма по­степенно теряет свою ведущую роль, локализуясь в начале (эндо­генная регуляция потребностей) и в конце деятельности (консу-маторный акт). Но даже эти механизмы на высшем уровне интел­лектуальной стадии и на стадии сознания в большей или мень­шей степени формируются прижизненно (в пренатальном разви­тии и в форме запечатления и облигатного научения). Врожден­ной остается общая программа этого развития, реализующаяся в механизмах сензитивных периодов и «расчета» на наличие эволю-ционно ожидаемых условий развития.


Научение первоначально представлено в форме привыка-] ния, затем прижизненного образования ассоциативных связей. O6i лигатное научение появляется как «прижизненное достраиваний поведения»: сочетание в целостные поведенческие паттерны врож-з денных ключевых стимулов и ответных двигательных реакций. За-< тем в облигатное научение включается факультативное, что веде! к необходимости организации родительскими особями опыта де-f тенышей, появления ориентировочно-исследовательской и иг­ровой деятельности в онтогенезе на интеллектуальной стадии на-j учения по подражанию. У человека появляется способность к ус­воению готовых способов действия и знаний, для чего возникает деятельность учения.

Интеллектуальная форма регуляции деятельнос-J ти дифференцируется из своей первоначальной функции ориен-1 тации движения по изменению направления и интенсивности сти-1 муляции, затем переходит в ориентировочную фазу научения и| ориентировочные компоненты исполнительной части деятельно-1 сти, и на интеллектуальной стадии приобретает самостоятельность! и физиологическое обеспечение в виде ассоциативных зон коры! головного мозга. Кроме того, появляется период онтогенеза, ког-1 да интеллектуальная регуляция деятельности формируется в про-] цессе ориентировочно-исследовательской и игровой деятельнос-1 ти. На интеллектуальной стадии эта форма регуляции обеспечива-1 ет возможность соотнесения промежуточной цели деятельности с| конечной (появление подготовительной фазы деятельности). На| стадии сознания появляется новая форма интеллекта — вербаль-] ный интеллект или вербальное мышление, которое выполняет ин- j тегрирующую функцию по отношению ко всем когнитивным про-1 цессам.

Сигнальная форма регуляции деятельности возникает как чув- > ствительность — способность субъекта реагировать на небиоти-j ческий стимул (выполняющий сигнальную функцию во взаимо-'J действии субъекта с объектом). Первоначально сигнальная функ­ция этого стимула субъектом не отражается (на сенсорной ста-, дии), затем появляется в условно-рефлекторном научении, на; интеллектуальной стадии сигнальная функция присутствует в об­щении. Коммуникативные средства осваиваются в онтогенезе, по­является возможность их произвольного использования субъек­том. На стадии сознания сигнальная функция приобретает форму знаковой и становится интегрирующей по отношению к другим формам регуляции деятельности.

Таким образом, на каждой стадии эволюции психики опреде­ленная форма регуляции деятельности является ведущей, интегри­рующей все остальные формы регуляции. В ней в качестве функций содержатся эволюционно более прогрессивные формы регуляции деятельности. В процессе развития новые формы регуляции дея-


тельности становятся ведущими, приобретают свой физиологи­ческий механизм, а предыдущие формы теряют свое ведущее зна­чение и переходят в статус элементов новой системы регуляции, регулируя теперь не всю деятельность субъекта, а лишь отдельные ее компоненты.

Прогрессивное развитие последней дифференцирующейся фор­мы регуляции деятельности — сознания — в корне меняет саму логику эволюции психики, переводя ее из дивергентной формы в прогрессивное развитие одного вида. Прижизненно формирую­щийся функциональный орган (вербальное мышление и его фи­зиологическое обеспечение в центральной нервной системе) ДЛЯ функции использования искусственных знаковых средств (созна­ния как формы регуляции деятельности) обеспечивает неограни­ченную свободу в принятии любых таких средств и их развитии.

Потребностно-мотивационная сфера

В развитии потребностно-мотивационной сферы также проис­ходит дифференциация всех первичных составляющих и дальней­шая интеграция вновь возникших ее составляющих. Такой про­цесс дифференциации происходит в нескольких направлениях.

1. Дифференциация функций мотива.

Мотив — это то, что стимулирует субъекта к началу осуЩеСТБ~ ления деятельности и направляет деятельность. В плане генетичес­кого анализа психики мы определили мотив как сигнал о нали­чии предмета потребности в объекте деятельности. Мотив облада­ет двумя основными функциями: побуждающей и направляющей-В эволюции изменяется как представленность мотива в отражени субъекта (что конкретно побуждает и направляет его деятельность), так и соотношение и локализация функций мотива (побуждаю­щей и направляющей). В результате на поздних стадиях эволюции (и тем более у человека) мотив оказывается представленным весьма отличным образом от ранних стадий развития психики, и без по­нимания его трансформаций в эволюции становится невозмож­ным сравнительно-психологический анализ.

Первоначально мотив (на сенсорной стадии) отражается субъек­том как свое состояние, возникающее при воздействии ключевого стимула. Сам стимул не представлен в отражении. Деятельность на­правлена на изменение своего состояния. В данном случае внут­ренний компонент мотива (эндогенный — свое состояние, для деятельности по изменению которого необходим соответствующий внешний стимул) и внешний компонент мотива (экзогенный — стимул, в ответ на который можно осуществлять деятельность по изменению своего состояния) слиты в отражении субъекта, хотя уже разделены объективно: внутреннее состояние возникает под воздействием внешнего стимула. Также оказываются слитыми п буждающая и направляющая функции мотива: деятельность пооуж-


дается возникшим состоянием субъекта и направляющим являете*!
ориентация субъекта на изменение своего состояния. |

На перцептивной стадии мотивом становится свойство объек-j та деятельности (ключевой стимул), которое уже не совпадает coi всеми отражаемыми характеристиками данного объекта. Ключе-| вой стимул является внешним (экзогенным) компонентом моти-1 ва и обладает теперь побуждающей функцией: в ответ на него! возникает соответствующий внутренний (эндогенный) компонент! мотива — потребностное состояние, представленное субъекту В; форме эмоционального значения этого стимула. Таким образом1 дифференцируются внешний и внутренний компонент мотива, и: внешний компонент появляется в отражении субъекта. Это час­тично возникает уже на высшем уровне сенсорной стадии при разделении в отражении внутренней и внешней стимуляции.

При появлении отражения объектного внешнего мира диффе­ренцируются побуждающая и направляющая функции мотива. '< Побуждающая принадлежит теперь самому ключевому сти­мулу, а направляющая — объекту деятельности. Субъект ис-: пытывает влечение (положительное или отрицательное) к клю­чевому стимулу, но ориентирует построение исполнительной ча­сти деятельности в соответствии с отражением объекта, носителя ключевого стимула: его положения относительно себя и его свойств, определяющих построение операций. Однако, хотя субъек­тивно уже появляется отражение ключевого стимула (мотива) и объективное разделение в деятельности побуждающей и направ-, ляющей функций мотива, субъективного разделения этих двух функций еще нет (объект, носитель ключевого стимула, расцени­вается как эмоционально значимый). Возможно прижизненное из­менение взаимосвязи ключевого стимула с объектом-носителем только по научению: создание новой прочной связи (или разрыв, прежней) между ключевым стимулом и объектом-носителем и по­явление нового объекта деятельности. Условия, в которых нахо­дится объект деятельности, оказываются жестко связанными с объектом деятельности и не имеют сами мотивирующей функции.

На интеллектуальной стадии условия осуществления деятель­ности разделены с объектом деятельности в отражении субъекта. В результате выделяются промежуточные объекты цели, которые в данной ситуации (но только в ней) приобретают мотивирую­щую функцию. Это функция направляющая. Побуждаю­щая функция остается за объектом деятельности, а объект цели имеет свою часть мотивирующей функции — направляющую, толь­ко как объективно в деятельности связанный с объектом деятель­ности. Поскольку на интеллектуальной стадии появляются чув­ственные образы-представления, можно говорить о начале обрат­ного перехода мотива во внутренний план: по представлению может актуализироваться образ объекта деятельности (побуждающая


функция), образ желаемого изменения ситуации и даже образ объекта цели (например, образ орудия и его функциональных свойств у высших обезьян), которые выполняют направляющую функцию (на что будет направлена деятельность и как она будет строиться). Однако все это возможно только в актуальной дея­тельности и не предполагает способности актуализации мотива без наличия в данный момент соответствующей потребности. Кроме того, становится возможным приобретение промежуточными ком­понентами деятельности (объектами цели, переживаниями, по­лучаемыми в процессе осуществления деятельности) не только направляющей, но и побуждающей функции, что означает при­жизненное возникновение новых потребностей (функциональных). Один из вариантов этого процесса можно рассматривать как ана­логичный описанному А. Н.Леонтьевым механизму сдвига мотива на цель: в процессе деятельности переживания, связанные с вза­имодействием животного с объектом цели, приобретают статус самостоятельной ценности для субъекта, а объект цели приобре­тает в результате функцию объекта деятельности. В отличие от про­цесса, описанного А.Н.Леонтьевым у человека, у животных это осуществляется по механизму эмоционального переключения и эмоциональной фиксации, без осознания.

На следующей стадии развития психики на основе осознания происходит разделение мотива и потребности и появляется воз­можность переноса мотива не только на объект цели, но и на саму цель (как представляемое планируемое достижение). В ре­зультате окончательно дифференцируются отражение того, на что направлена деятельность, и то, какая потребность удовлетворяет­ся в данной деятельности. Это ведет к возможному производству таких объектов, в которых будет предмет данной потребности и которые будут наиболее пригодны в плане их достижения (живот­ные лишь выбирают таковые из уже имеющихся в природе и из­меняют их в процессе употребления). У человека направляющая функция мотива уже прочно переходит во внутренний план (зна­ние о способах удовлетворения потребности и поиск знаемых объек­тов и средств), побуждающая функция также переносится во внут­ренний план (как побуждение к деятельности на основе пред­ставления о том, что потребность, еще не актуальную в данный момент, надо будет удовлетворять). Это есть новая интеграция внешнего компонента мотива и своего внутреннего состояния (те­перь внутреннего плана деятельности), но с остающимся разде­лением в отражении носителей разных функций мотива и осозна­ния отношений между ними. На основе осознания человек может также отказаться от удовлетворения актуальной потребности (не­смотря на то что влечение остается). Также человек может поста­вить цель и сформировать у себя мотивационное значение тех ком­понентов деятельности, которые до этого таковой не имели, или


имели другую, в отличие от желаемой, мотивационную функ^ цию.

2. Дифференциация составляющих потребноет|
но-мотивационной сферы.

Составляющими потребностно-мотивационной сферы являются потребности, ключевые стимулы и компоненты структуры дея­тельности, имеющие мотивационную функцию. Первоначаль-J но все потребности и ключевые стимулы являются врожденны­ми, и все компоненты структуры деятельности (объекты целей,! объекты операций) имеют свою мотивационную функцию (на-| правляющую или побуждающую) как генетически заданную. Ви-| димо, процесс исполнения деятельности на сенсорной и перцеп-i тивной стадиях вообще не имеет мотивационной функции. На пер-| цептивной стадии возможно прижизненное придание мотиваци-1 онной функции новому сочетанию стимулов, а на интеллектуаль-1 ной стадии — уже прижизненное придание направляющей функ-1 ции ключевому стимулу (облигатное научение) и прижизненное! появление нового мотива и потребности (функциональные по-1 требности). Таким образом, на интеллектуальной стадии мотива--ционную функцию может приобретать уже сам процесс исполне- j ния деятельности, а не только объекты целей и операций. На ста-! дии сознания уже многие потребности формируются прижизнен­но, не говоря уже о ключевых стимулах и их эмоциональном зна­чении. Появляется формирование новых потребностей не только вследствие появления нового субъективного переживания, но и на основе представления о наличии такого переживания и соот­ветствующих ценностях у других субъектов.

3. Дифференциация конкретных потребностно-
мотивационных сфер.

Дифференциация базовых потребностно-мотивационных сфер «внутри себя» и образование новых конкретных потребностно-мотивационных сфер происходит на основе появления новых по­требностей и переноса составляющих (объектов целей, операцио­нального состава) из одной сферы в другую. Первоначально базо­вые сферы (пищевая, комфортная и репродуктивная) относитель­но жестко разделены между собой, имеют закрепленный набор потребностей, ключевых стимулов, объектов деятельностей, це­лей и операций. Затем «общими» для разных сфер становятся опе­рации: при отражении условий, в которых оказывается объект деятельности, операции не зависят от потребности и одинаково осуществляются в зависимости от этих условий и особенностей объектов. На интеллектуальной стадии операции становятся «сво­бодными», а закрепленными за конкретной сферой остаются толь­ко операции консуматорных актов.

В результате сигнального отражения среды с самого начала раз­вития психики появляются «обслуживающие», или промежуточ-


ные, потребности, которые сначала жестко закреплены за опре­деленной сферой (пищевой, комфортной, репродуктивной), а за­тем появляются такие, которые могут быть общими для разных сфер. На перцептивной стадии они могут быть включены как зве­нья в разные инстинктивные цепочки. На интеллектуальной ста­дии это функциональные потребности, часть из которых является видотипичными (игровая, ориентировочно-исследовательская), а часть могут возникать прижизненно и быть факультативными. На стадии сознания возникают самостоятельные, новые конкретные потребностно-мотивационные сферы: общение, познавательная, эстетическая и т. п. При этом если на ранних стадиях эволюции промежуточные потребности несли функцию обслуживания потреб­ностей по обеспечению жизнедеятельности индивида и продолже­нию существования вида (биологически обусловленные), то у че­ловека эти потребности не только становятся самостоятельно зна­чимыми, но могут даже подчинять себе потребности обеспечения жизнедеятельности, и тем более потребности, связанные с выпол­нением репродуктивной функции. Последнее означает изменение межсистемных связей, заложенных законами развития природы: благополучие индивида служит реализации задач продолжения рода. Осознание репродуктивной функции и ее конфликт с необходи­мостью удовлетворения индивидных потребностей и потребностей новых конкретных потребностно-мотивационных может привести к отказу от репродуктивной функции в пользу других потребнос­тей человека (что отражается в содержании индивидуальной цен­ностно-смысловой структуры личности).

3.6.3. Изменение взаимосвязей субъекта психики со средой

'f ^Взаимосвязи субъекта со средой осуществляются посредством двигательной активности (локомоции и манипуляции), направ­ленной на объект деятельности в процессе ориентировочного по­ведения и взаимодействия с другими особями (общение). Взаимо­связи со средой формируются в процессе индивидуального разви­тия субъекта, что на определенном этапе осуществляется при уча­стии родительских особей (забота о потомстве)? ^

Развитие локомоции и манипуляций

-, ^Локомоции и манипуляции — это формы двигательной ак­тивности животных, посредством которых осуществляется пове-дени^Шыполнение локомоторных и манипулятивных функций осуществляется специальными приспособлениями — эффектор-ными органами!)!? филогенезе наблюдаются процессы дифферен­циации и интеграции в развитии этих функций (и органов для их осуществления). На сенсорной стадии наблюдаются две фор­мы соотношения функций локомоции и манипуляции и органов


для их осуществления. У амеб эти функции объединены как по форме движения, так и по исполнительному органу: и локомо-j ции, и манипуляции (захват пищевой частицы) осуществляют-! ся псевдополями (перечная интеграция локомоторной и мани-; пулятивной функции).tY ресничных и жгутиковых эти функции | уже разделены как по форме движения, так и в плане строения | эффекторных систем (первичная дифференциацияЦу жгутико- ] вых локомоторную функцию выполняет жгутик, а манипулятив- j ную — клеточный рот. У ресничных появляется специализация I локомоторных и манипулятивных ресничек (сохраняется и кле-; точный рот). У низших многоклеточных обычно есть специали- < зированные органы для осуществления локомоторной и мани-: пулятивной функции, причем есть виды, у которых эти функ- \ ции строго разделены (локомоторные органы не способны к ма- \ нипулятивной функции, и наоборот), например у гидр, акти-! ний, двустворчатых и брюхоногих моллюсков; а есть такие, у | которых одни и те же органы могут выполнять обе функции с ■ > большей или меньшей специализацией (морские звезды, меду- \ зы)/'У высших беспозвоночных и низших позвоночных также на- j блюдается как специализация локомоторных и манипулятивных ' функций, так и их частичное совмещение}

При узкой специализации альтернативная функция практи- ■ чески вообще не может осуществляться (например, крылья и подкрылки жуков не способны к манипуляциям, а хоботок ба­бочек не способен к выполнению локомоторной функции). Воз­можна частичная способность эффекторных органов к выполне-нию альтернативной функции (тогда она становится дополни­тельной). Чаще всего такая дополнительность весьма бедная и выполняется как измененное движение органов, не свойствен­ное выполнению прямой функции (К. Э. Фабри называет такое соотношение противоречием или конфронтацией функций). На­пример, бабочки могут использовать крылья для удерживания полового партнера при спаривании, рыбы — ударять хвостовым плавником и т. п. Но возможен и вариант совмещения манипуля-тивной и локомоторной функций, когда эффекторные органы устроены так, что выполнение обеих функций не является про­тиворечивым. Такой пример представляют осьминоги. К. Э. Фаб­ри считает, что их необыкновенные способности, граничащие с интеллектуальными, являются следствием такого взаимоусили-вающегося развития обеих функций, что позволяет этим живот­ным расширять и усложнять взаимодействие с объектами среды. Й интеллектуальной стадии практически все животные имеют возможность осуществлять своими эффекторными органами до­полнительную функцию, причем чем выше специализация ор­ганов для выполнения прямой функции, тем ограниченнее воз­можность выполнения дополнительной.^ Особое положение за-


нимают приматы, у которых обнаруживается полное совпадение и в результате взаимное усиление локомоторной и манипулятив-ной функций передних конечностей: обхватывание ветвей при передвижении по деревьям и схватывание и удержание пищево­го объекта рукой (вторичная интеграция функций, что тоже под­робно проанализировано К. Э. Фабри). Именно это позволило им необыкновеннсгразвить манипуляции и способность к использо­ванию орудий.|У, человека наблюдается следующий этап диффе­ренциации (рука теряет локомоторную функцию и специализи­руется на манипуляциях), а затем и следующий этап — интегра­ция этих функций (создание с помощью рук дополнительных средств передвижения),,!

Ориентировочно-исследовательская деятельность

Ориентировочная функция выполняет роль определения сти­мула, как относящегося или не относящегося к потребности субъекта, и роль ориентации относительно условий осуществле­ния деятельности. Первая отнесена к потребностно-мотивацион-ной сфере, вторая — к исполнительной части деятельности. Обе эти части ориентировочной функции последовательно диффе­ренцируются в филогенезе. На сенсорной стадии они были уже разделены объективно, но еще слиты между собой «на полюсе субъекта». Сигнальный стимул одновременно был отнесен к оп­ределенной потребности (характер таксиса по качеству стиму­ла) и выполнял роль ориентации относительно условий деятель­ности (направление таксиса — положительное или отрицатель­ное). Затем ориентация относительно самого стимула стала осу­ществляться как соотнесение актуальных потребностных состоя­ний и выбор одновременно действующих стимулов в соответ­ствии с соотношением напряженности потребности. Позднее появилось соотнесение отражаемых условий деятельности со сво­ими возможностями в данных условиях удовлетворить потреб­ность, что приводит к необходимости выбора разных способов достижения объекта деятельности и даже отказа от деятельности (что особенно ярко проявляется в иерархических отношениях высших животных). У человека появляется иерархически устро­енная система ценностно-смысловых ориентации (и ее культур­но-специфические модели), определяющая не только ориента­цию относительно целей и средств их достижения, но и относи­тельно самих потребностей. Особенности и некоторые стороны эволюции ориентировочной функции подробно анализируются в работах П.Я.Гальперина.

Исполнительная часть деятельности в эволюции прогрессивно расширяется и усложняется за счет выделения в ней и дифферен­циации ориентировочно-исследовательской функции. Первона­чально вся ориентировочная функция в исполнительной части


I

деятельности состояла из простой ориентации движения (направ ленность таксиса). При отражении внешних объектов и условий деятельности появляется ориентация в этих условиях, но стату(ориентирующих стимулов все компоненты среды приобретаю* только как включенные в данную деятельность. Эффект «снятш новизны» и построения новых информационных моделей являет-f ся вторичным, производным от исполнения деятельности по удов-: летворению потребности. При необходимости выполнения само-| стоятельной задачи ориентации (например, запоминание рою­щей осой ориентиров вокруг гнездовой камеры) ориентировоч-J ная функция обеспечивается инстинктивными механизмами (как звено в инстинктивной цепочке деятельностей). На интеллекту-! альной стадии появляется самостоятельный стимул, обеспечи-| вающий выполнение развернутой ориентировочной функцир (фактор новизны), и построение новых информационных моде-| лей становится результатом направленной ориентировочно-ис-1 следовательской деятельности. У человека появляются познава-1 тельный мотив и самостоятельная познавательная потребност-1 но-мотивационная сфера, которая может даже стать ведущей в| индивидуальной структуре всей потребностно-мотивационной| сферы личности.

Общение

В филогенезе преобразуются все составляющие общения: вое- J приятие субъектами информации друг от друга, содержание пе-' редаваемой информации, коммуникативные средства и способы их освоения субъектом.

На сенсорной и частично на перцептивной стадии экспедиент является источником ключевых стимулов для реципиента, при­чем реципиент не отражает эти стимулы как принадлежащие экс-педиенту, а отвечает на них своей инстинктивной реакцией так же, как на другие ключевые стимулы. Эта реакция в свою очередь вызывает ответную реакцию другого партнера по обмену инфор­мацией. Позднее участники коммуникативного акта воспринима­ют друг друга как партнеров по взаимодействию, но коммуни­кативные акты остаются инстинктивными и автоматически вызы­вают ответную реакцию (партнеры в процессе ритуализированно­го общения осуществляют необходимые действия по отношению друг к другу). На интеллектуальной стадии партнеры по общению воспринимают друг друга как участников обмена ин­формацией и учитывают состояния и намерения другу друга в построении своей деятельности. В этом случае экспедиент являет­ся источником информации о самом себе (своем состоянии и го­товности к определенным действиям). На стадии сознания экспе­диент становится источником информации о среде, и реципиент может на основе этой информации регулировать не только свое


поведение относительно экспедиента, но и свои отношения со средой. Партнеры по общению воспринимают друг друга как уча­стников взаимного коммуникативного процесса.

Коммуникативными средствами сначала являются проявления жизнедеятельности индивидов, которые они не адресуют специ­ально друг другу и даже не отражают как принадлежащие другой особи. Затем, с появлением ритуализированного общения, ком­муникативные средства адресуются партнеру и воспринимаются как его проявления, но их наличие у субъектов, формы проявле­ния и способы «понимания» (как на них реагировать) регулиру­ются инстинктивными механизмами. На интеллектуальной ста­дии коммуникативными средствами являются выражение своего эмоционального состояния и проявление готовности к действию. Понимание и использование этих средств осваивается в онтоге­незе. На стадии сознания возникают искусственные знаковые сред­ства, и прижизненно субъект осваивает не только понимание и употребление этих средств, но и сами средства. Коммуникатив­ные средства становятся способом не только общения, но и хра­нения, использования и самого получения необходимой для по­строения отношений со средой информации. Включение общения в овладение опытом и в овладение самими коммуникативными средствами (которые становятся средством отражения) ведет к появлению у человека потребности в общении и деятельности общения.

Онтогенез и забота о потомстве

Преобразование онтогенеза в эволюции (филогенез онтогене­за) — это изменение процесса развития психики в индивидуаль­ной жизни. Как было показано выше, на ранних этапах эволюции (сенсорная — низший уровень стадии) субъект рождается с гото­выми формами поведения, особенностями отражения, структу­рой деятельности и формами регуляции деятельности. Прижиз­ненно происходит лишь накопление индивидуального опыта. Все необходимые для жизнедеятельности механизмы строятся в эмб­риональном периоде. Для развития зародыша в яйце (а также ли­чинок) родительские особи могут подготавливать условия, но само развитие новых особей зависит именно от этих условий (даже если они создаются родителями), а не связано с взаимодействием с родителями. Позднее прижизненно происходит «достройка» ин­стинктивных механизмов (запечатление, облигатное научение, элементы которых появляются уже на высшем уровне перцептив­ной стадии и становятся обязательными на интеллектуальной ста­дии), прижизненное развитие самой структуры деятельности (на интеллектуальной стадии — построение интеллектуальной струк­туры деятельности), а также механизмов, регулирующих деятель­ность субъекта: научения, интеллекта, мотивационных процес-


сов, эмоциональной сферы. Кроме того, прижизненно строится! способность к новому содержанию отражения (в связях и отноше-1 ниях объектов между собой). Появляется период онтогенеза для'| развития всех этих механизмов, в котором детеныши не удовлет- •; воряют свои потребности жизнедеятельности сами и не только ■ ■ накапливают необходимый индивидуальный опыт, но и «зани­маются» построением психики: самой структуры деятельности, содержания отражения, форм регуляции деятельности. Родитель­ские особи не только создают физические условия для такого ■ развития, изменяя и подготавливая среду, но создают условия для развития психики детенышей своим взаимодействием с ними. У человека наблюдается следующий уровень преобразова­ния онтогенеза: взаимодействие со взрослыми становится уело-: вием овладения средств отражения и развития видотипичных по­требностей (в первую очередь привязанности и общения). Пред­посылки этого наблюдаются уже на высшем уровне интеллекту­альной стадии (в отношении развития привязанности). Кроме того, у человека новая форма деятельности — совместная — так­же развивается в онтогенезе в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми.

Можно выделить следующие основные направление преобра­зования онтогенеза в филогенезе.

1. Появление и увеличение временных границ периода онтоге­
неза, в течение которого происходит накопление индивидуально­
го опыта, необходимого для жизни особи:

- накопление опыта путем факультативного научения (только
свои индивидуальные особенности среды, все видотипичные осо­
бенности взаимодействия со средой готовы к рождению);

- облигатное научение (видотипичные формы взаимодействия
со средой частично строятся прижизненно в сензитивные перио­
ды в эволюционно ожидаемых условиях развития);

- весь видотипичный и в большой степени индивидуальный
опыт усваивается в онтогенезе как освоение готовых способов де­
ятельности, предоставляемых взрослыми и в специально органи­
зованной деятельности учения.

2. Появление и усложнение прижизненного построения самой
психики:

- появление периода онтогенеза, в котором психические про­
цессы, содержание и форма отражения, ключевые стимулы и их
эмоциональное значение, а также некоторые ответные двигатель­
ные реакции строятся в процессе взаимодействия развивающего­
ся субъекта со средой (в пренатальном периоде — на основе по­
ступления необходимой стимуляции из среды, постнатально — в
процессе взаимодействия субъекта со средой);

- появление периода онтогенеза (частично пренатального, и в
большей мере постнатального), в котором в процессе взаимодей-


ствия субъекта со средой строятся содержание отражения, струк­тура деятельности, формы регуляции деятельности, мотивацион-ные механизмы;

- появление периода онтогенеза, в котором строится форма
отражения и сами средства отражения (овладение искусственны­
ми знаковыми средствами у человека);

3. Включение родительских особей в развитие психики субъекта:

- родительские (и/или другие) особи способствуют только со­
зданию условий физического развития потомства;

- родительские особи отыскивают или организуют необходи­
мые условия среды для развития и накопления индивидуального
опыта детенышей;

- родительские особи создают условия для накопления и фор­
мирования индивидуального опыта и развития психики детены­
шей своим взаимодействием с ними;

- в заботу о потомстве (выполнение всех функций по созданию
условий развития детенышей) включаются другие особи помимо
родительских;

- родительские особи создают условия для развития средств и
содержания отражения, структуры деятельности, форм регуля­
ции деятельности потребностно-мотивационной сферы детей. В этот
процесс включены другие люди и весь опыт человечества.

3.6.4. Системные изменения в процессе эволюции психики

В процессе эволюции психики трансформации в структуре де­ятельности и дифференциация форм регуляции деятельности про­исходили в системе одного качества: деятельность и все субъек­тивные содержания принадлежали самому субъекту, целью суще­ствования и развития системы было обеспечение субъектно-объект-ных связей, системообразующим фактором являлась потребность субъекта, что предполагало жесткую связь «деятельность—мотив» (мотив, по которому определяется объект деятельности). На ста­дии сознания все элементы структуры деятельности освобожда­ются и все формы регуляции деятельности получают свое диффе­ренцированное обеспечение. Сознание, как форма регуляции де­ятельности, перестраивает логику развития системы на основе того, что переводит дальнейший процесс освобождения в другую плос­кость, в область межсистемных связей нового типа. Прежде меж­системные связи выражались отношением «субъект —> объект». Те­перь эти связи превращаются в отношения «(субъект + субъект) —> —> объект». Это связано с функцией искусственных знаковых средств означивать и отчуждать субъективные содержания от субъекта и делать их достоянием совокупности субъектов, а также вторжени­ем в отношения «деятельность—мотив», в результате чего стано­вится возможным производство новых потребностей.


ПрижшШШММОШ Юзникиоиспие новых — функциональных -потребнООТвЙ МИШГОСЬ уже па предыдущей стадии развития пси­хики — инташтектушп.пой. Но там деятельность по-прежнему былг жестко связано с мотивом как сигналом о наличии предмета по­требности и объекте деятельности, и новые потребности могли] возникнуть только на основе чувственно переживаемых впечатле­ний за счет процессов мотивационного обусловливания. Осозна­ние предмета потребности самого по себе переводит процесс в другое русло: субъект делает свои предметы потребности, а также потребности (их предметы и объекты деятельности) других субъек­тов объектом преобразования, т. е. проектирует и активно изменя­ет свою потребностно-мотивационную сферу. Онтогенез также, качественно изменяется: другие субъекты сознательно, ориенти-руясь на имеющуюся конкретно-культурную модель, формируют потребностно-мотивационную сферу ребенка.

Теперь вновь вернемся к структуре деятельности. Она в процес­се эволюции достигла своей полноценной формы: все элементы дифференцированы и свободны. То же касается и форм регуляции деятельности. Система полностью реализовала свои возможности (в логике закономерностей изменения ее внутрисистемных свя­зей). Сама структура деятельности, как состоящая из операций и: действий, уже не изменяется. Дальнейший процесс освобождения касается уже системообразующих связей: субъект—его субъектив- • ные содержания и деятельность —мотив. Это ведет к тому, что качественно изменяется сама система. Ее качественное изменение выражается в том, что принадлежность субъекту его субъективно­го содержания и его деятельности уже недостаточно для поддер­жания самости субъекта, его сохранения как равного себе. Са­мость субъекта перестает быть его индивидуальным качеством. До сознательной стадии развития субъект приобретал содержание своих субъективных состояний в индивидуальной деятельности и имел их как свое индивидуальное достояние. На сознательной ста­дии содержания этих субъективных состояний возникают уже в совместной деятельности с другими субъектами, более того, сами средства, в которых даны субъекту эти состояния, осваиваются также в совместной с другими субъектами деятельности. Отчуж­денные с помощью этих средств от самого субъекта субъективные состояния существуют в совокупной (субъектно-субъектной) субъек­тивности.

Существование такой совместной субъективности, так же как индивидуальной на предыдущих стадиях, возможно только в мо­мент и в процессе существования самих субъектов, являющихся ее совокупными обладателями. Сами содержания субъективного опыта существуют только в сознаниях субъектов, причем это со­вокупность субъектов, имеющих общие способы владения этими содержаниями. Другими словами, субъект из индивидуальной фор-


мы существования переходит в совместную, но эта форма суще­ствования остается субъективной.

Сходная логика преобразований происходит в структуре дея­тельности. Деятельность не изменяется по своей структуре, но изменяется по форме. Из индивидуальной она становится совме­стной, мозаичной не только в плане деятельности одного субъек­та, разорванной во времени, а в плане одной деятельности, по­деленной между разными субъектами, и даже между субъектом и его орудиями. Мозаичность деятельности из «планиметричес­кой» становится «стереометрической». Это касается и преобразо­ваний связи «деятельность —мотив», так как возникновение но­вых потребностей также переходит из индивидуального процес­са в совместный.

Получается, что деятельность, средства отражения и даже сама субъективность, перестав быть индивидуальным достоянием субъекта и перейдя в достояние совокупности субъектов, преоб­разуют единицу жизнедеятельности «субъект —> объект» в другую единицу — «субъект + субъект -» объект». Но эта новая единица тем не менее остается пусть новой формой, но все же формой существования единичного субъекта. Отчуждение и переход в со­вместное владение касается только информационной стороны субъективности — содержания отражения. Субъективное пережи­вание (форма отражения) остается индивидуальным достоянием самого субъекта, оно по-прежнему — та форма и тот процесс, в котором возникает и существует субъективное психическое отра­жение. Таким образом, налицо дальнейшая дифференциация содер­жания и формы психического отражения, сходная с логикой транс­формации структуры деятельности: содержание отражения не толь­ко приобретает разные формы данности субъекту, но и отчужда­ется от самого субъекта и переходит в субъектно-субъектное вла­дение и даже вообще в несубъектную — материальную — форму существования.

Возможно, этот процесс дальнейшего развития материали­зованного содержания психического отражения и можно рас­сматривать как дальнейшее развитие отражения, но уже не пси­хического, так как системообразующей характеристикой послед­него является представленность содержания отражения субъек­ту в форме субъективного переживания. В целом такой взгляд соответствует логике развития самого психического отражения, в котором первоначально содержание и форма были слиты: простое ощущение одновременно представляло собой содержа­ние (отражаемое качество стимула), форму (данность субъекту как ощущение), когнитивную функцию (информацию о своем состоянии) и оценочную (отношение этого состояния к по­требности субъекта). В дальнейшем содержание и форма отра­жения последовательно дифференцировались (так же как и ког-


нитивная и эмоциональная функции психики), и в конце со держание психического отражения (как в когнитивной, так и эмоциональной сфере) отъединилось от субъекта и стало суще| ствовать в материализованной форме, что позволило ему стал достоянием совокупности субъектов. Как было видно выше| такая дифференциация начиналась со способов взаимодействия субъекта со средой (первая отделилась от субъекта операция) закончилась материализацией средств отражения (появление h кусственных знаковых средств), которые и стали «внесубъект-v ными» (по сравнению с чувственными образами и представле­ниями) носителями содержания психического отражения. ^ новая форма отражения (существование содержания психичес-j кого отражения отдельно от его носителя) имеет две отличи* тельные особенности.

1. Она имеет источник развития в самой себе: искусственные
знаковые средства развиваются «сами из себя», подчиняясь зако-*
номерностям собственного строения, что ведет к появленю
новых знаковых систем (информационных технологий), создавае­
мых уже не для использования непосредственно человеком, а док
искусственных носителей и «пользователей» информации.

2. Создает новую среду для существования субъекта психики, т. е.:
задает ему способы взаимодействия с собой, изменяя таким об-|
разом межсистемные связи «субъект—объект». С этой точки зре-|
ния информационная система становится ведущей системой в|
межсистемных связях.

На этот путь человек вступил давно, в тот момент, когда по-| явилась культура — созданная человеком «прослойка» между при- < родой и им самим, и определяющая собой способы субъектно-J объектного взаимодействия. Качественные изменения новой ин-' формационной среды состоят в том, что она не только является! «помогающей» во взаимоотношениях человека со средой, но и| требует для своего использования и развития овладения челове- ] ком специальными знаниями и умениями. В этом случае способ­ностей к распредмечиванию, заложенных в предметах культуры и способах действия оказывается недостаточно, необходимо овла- 1 девать новой информационной системой, которую «использует» искусственный носитель.

Конечно, представления о дальнейшем развитии психическо­го отражения (внутри ее высшей формы — сознательной) и даль­нейшего развития форм отражения вообще требуют глубокой фи­лософской и психологической разработки. Это является перспек­тивной задачей развития сравнительной психологии. В рамках дан­ного курса нас интересует последний из вопросов, входящих в предмет зоопсихологии и сравнительной психологии: возникно­вение последней из ныне существующих стадий развития психи­ки — сознания человека.


Как теперь становится ясно, все преобразования, произошед­шие на стадии сознания, связаны с появлением искусственных знаковых средств. Эти средства, возникнув как коммуникативные, включаются в регуляцию взаимодействия субъекта с миром и в само построение психического отражения. На интеллектуальной стадии развития отражение строится без этих средств. Мы уже рас­смотрели процесс включения сигнальной функции в общение и приобретение коммуникативными средствами сигнальной функ­ции на субъективном уровне. Однако это еще не ведет к появле­нию сознания. Надо, чтобы сигнальные средства включились в осуществление исполнительной части деятельности, которая на предчеловеческой стадии уже регулируется интеллектуальными механизмами. Однако такое включение возможно только при при­обретении сигнальной функцией знаковой формы, что позволит означивать цель действия и переводить его во внутрен­ний план. Возникнуть такое означивание может только в том слу­чае, если понадобится передать другому информационное со­держание своего субъективного опыта как знание о внешнем мире, а не только эмоциональное как свое состояние и намере­ние к действию (которое передавалось выразительными средства­ми общения). Именно для передачи сведений о внешнем мире нужны средства, кодирующие объекты, их положение относи­тельно друг друга и т. п., а не только эмоциональное состояние животных, и их намерения к действию, как это было на предыду­щих стадиях.

Таким образом, ни развитие интеллектуальной формы регуля­ции деятельности, ни коммуникативные средства сами по себе еще не «производят» сознания, сколь бы сложными они ни были. Л. С. Выготский поэтому говорил о «разных корнях мышления и речи» в эволюции и обязательном процессе пересечения и объ­единения этих линий развития, которое и является психологи­ческой сущностью антропогенеза. Для понимания этого процесса необходимо подробно проанализировать саму предчеловеческую стадию развития психики, к которой в настоящее время можно отнести высших антропоидов — понгид. Этому и посвящена сле­дующая часть учебного пособия.

ВЫВОДЫ

Развитие психики происходит как преобразование в эволюции формы и содержания психического отражения. Такое преобразование осуществля­ется по закону ведущей роли функции по отношению к органу. Механиз­мом развития психики в эволюции является дифференциация элементов (всех составляющих психики) и последовательное приобретение ими само­стоятельности на каждом следующем уровне развития системы. Диффе­ренцирующиеся элементы впоследствии вновь интегрируются, что обеспе­чивает новый, более адаптивный уровень функционирования системы.


Все развитие психики в эволюции можно разделить на четыре стадии| сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и стадию сознания. Ста дии развития психики в эволюции выделяются по трем основным к р и«| терия м:

- особенности психического отражения (содержание и форма отражен
ния);

- особенности структуры деятельности;

- особенности форм регуляции деятельности.

В психическом отражении, структуре деятельности и формах регуля-1 ции деятельности, которые сами являются подсистемами психики как об-| щей системы, происходят дифференциация и последующая интеграция!! их составляющих. Изучение особенностей этих процессов в каждой из вы- '< деленных подсистем и особенностей внутрисистемных связей между ними ■ позволяет разделить стадии развития психики на уровни и выделить ne-'i реходные фазы между самими стадиями. Такое разделение зависит от? степени изученности психики и поведения животных и будет частично из­меняться при появлении новых данных в зоопсихологии и сравнительной;! психологии.

Преобразование в психике в процессе эволюции ведет к преобразова-! нию субъекта психики и выходу его на новый уровень развития. Движу- 1 щей силой развития психики в эволюции является взаимодействие субъекта психики со средой. В начале развития психики ведущая роль в межсистемных связях субъекта со средой принадлежит среде. В процес­се развития на определенном его этапе прогрессивное изменение самого субъекта психики преобразует межсистемные связи субъекта со средой, в результате чего ведущим в межсистемном взаимодействии становится субъект.

Такое преобразование позволяет говорить о завершении цикла разви­тия данной формы отражения {психического отражения) и постановке во­проса о дальнейшем развитии форм отражения в целом. Эта проблема является перспективной в изучении эволюции психики и процессов отра­жения.

Вопросы для обсуждения

1.Что входит в характеристику филогенетических стадий развития
психики?

2.По каким критериям выделяются стадии развития психики в эво­
люции?

3.Какие основные преобразования происходят в содержании психи­
ческого отражения в процессе эволюции психики?

4.Какие основные преобразования происходят в структуре деятель­
ности в процессе эволюции психики?

5.Как изменяется в эволюции инстинктивная форма регуляции дея­
тельности?

6.Какую роль играет научение и как оно выражено на разных стадиях
эволюционного развития психики?

7.Какие преобразования в психическое отражение и структуру дея­
тельности человека вносят искусственные знаковые средства?


Рекомендуемая литература

Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития и антропогенез // Ис­копаемые гоминиды и происхождение человека. — М., 1966. — С. 497 — 555.

Вагнер В. А. Сравнительная психология. — М., 1998.

Вацуро Э. Г. Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе). — М., 1948.

Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта. К проблеме антропогенеза. — М.; Л., 1949.

Выготский Л. С, Лурия А. Р. Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок). — М.; Л., 1930.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб., 2001.

Дарвин Ч. Сочинения. — М., 1953.

Дембовский Я. Психология обезьян. — М., 1963.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов (этологичес-кий анализ в связи с проблемами антропогенеза). — М., 1986.

Дерягина М.А. Эволюционная антропология. — М., 1999.

Джохансон Д., Иди И.Люси. Истоки рода человеческого. — М., 1984.

Догель В. А. Зоология позвоночных. — М., 1981.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. — М., 1981.

Зорина З.А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышле­ние животных. — М., 2001.

Кац А. И. Образование навыка по «изготовлению орудия» у шимпан­зе // Вопросы зоопсихологии, этологии, и сравнительной психологии. — М., 1975.-С. 132-135.

Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. — М., 1998.

Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. — М., 1986.

Крымов А. А. Игра и развитие мотивации поведения у крыс // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1981. — № 4. — С. 39 — 47.

Лавик-Гудолл Дж. ван. В тени человека. — М., 1974.

Ладыгина-Коте Н. Н. Конструктивная и орудийная деятельность выс­ших обезьян (шимпанзе). — М., 1959.

Ладыгина-Коте Н. К Предпосылки человеческого мышления. — М., 1965.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930.

Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. — М. 1981.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология, эво­люция. - М., 1988.

Новоселова С. Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности при­матов. — М.; Воронеж, 2001.

Рогинский Г. 3. Психика человекообразных обезьян. — Л., 1945.

Тих Н.А. Предыстория общества. — Л., 1970.

Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. — Л., 1966.

Уланова Л. И. Формирование у обезьяны условных знаков, выражаю­щих потребность в пище // Исследование ВИД в естественном экспери­менте / Под ред. В.П.Протопопова. — Киев, 1950. — С.132—135.


Фабри К. Э. Орудийные действия животных. — М., 1980.

Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. — М., 1993.

Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности / Пс ред. А. С. Батуева. — Л., 1986.

Филиппова Г. Г. Интеллект орангутанов и его развитие в онтогенез^ Дис... канд. психол. наук. — М, 1989.

Фирсов Л. А. Память у антропоидов. — Л., 1972.

ФирсовЛ.А. Поведение антропоидов в природных условиях. — Л., 1

Хайнд Р. Поведение животных. — М., 1975.

Хрестоматия по антропологии. — М., 1997.

Хрестоматия по зоопсихологии. — М., 1997.

Хрустов Г. Ф. Критерий человека. — М., J994.

Шовен Р. Поведение животных. — М., 1972.

Элъконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.