Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власов М.И.






Основы дефектологии

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ

для студентов пециальности: 7.01010601

с

Утверждена

на заседании кафедры

«___» ______ протокол № __

 

Зав. кафедрой

__________ Редькина Л.И.

 

Преподаватель: ст.преподаватель

Власов М.И.

Ялта, 2011

 

Пояснительная записка.

Программа курса «Основы дефектологии» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Практическая психология». Основной целью содержания курса является изучение теоретических и прикладных аспектов нарушенного развития, имеющего как врожденную, так и приобретенную этиологию возникновения. Структура программы включает три основных раздела:

1. Введение.

2. Психологические особенности в картине отдельных нарушении развития у детей

3. Виды специальных учебно-воспитательных учреждений

Материал излагается в достаточно традиционной для данного курса систематике и предполагает установление междисциплинарных связей с циклами клинических и педагогических дисциплин. Наиболее отчетливо это прослеживается при рассмотрении вопросов отграничения сходных состояний, классификации дизонтогений детского развития, социальной адаптации детей с нарушениями развития. Логика построения лекционного и практического материала ориентирована также на научно-методическую представленность дисциплины в учебной литературе.

Снижение экономического уровня жизни, ухудшение экологической обстановки привело к резкому снижению физического и психического здоровья нации. Так, по данным за 1995 г. в 1-11 классах массовых школ только 8, 5% детей можно признать гармонически развитыми. Практически здоровых (не имеющих отклонений в здоровье) - 25 -30%. У 40-45% детей выявлены отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям.

Все это приводит к возникновению аномалий физического и психического развития (слепота, глухота, умственная отсталость, речевые нарушения и т.д.), обедняющих возможность участия личности в социальной жизни, производстве и значительно усложняющих ее обучение и воспитание.

Воспитание и обучение аномальных детей входит составной частью в единую государственную систему образования. Научно обоснованная современная система специального образования решает как единые с общеобразовательной массовой школой, так и специфические задачи, заключающиеся в создании благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка.

Дети с психофизическими нарушениями в Украине составляют не менее 4, 5% от общего количества населения, причем эта цифра неуклонно растет, а 2, 5% таких детей обучаются в общеобразовательной школе.

Курс " Основы дефектологии " направлен на подготовку студентов педагогических факультетов высших учебных заведений недефектологического профиля к работе с детьми, имеющими дефекты развития, квалифицированному выявлению аномальных детей с последующим направлением их через медико-педагогические комиссии в соответствующие специальные заведения. Предполагается изучение наиболее распространенных детских аномалий (нарушений интеллектуальной и речевой деятельности, слухового и зрительного анализаторов), комплексных дефектов развития, других дефектов развития (нарушений опорно-двигательного аппарата, психопатических форм поведения). Анализируются причины возникновения, особенности, способы выявления и коррекции различных видов аномалий.

В результате изучения курса студенты должны знать:

- основные аномалии развития;

- причины их возникновения;

- классификации различных групп аномальных детей;

- структуру дефекта и особенности отклонений в развитии психики таких детей;

- основы дифференциальной диагностики;

- особенности содержания, форм, приемов и методов обучения и воспитания детей каждой группы;

студенты должны уметь:

- выявлять детей, имеющих отклонения в развитии;

- на ранних этапах выявлять причины, вызывающие трудности в образовании воспитанников массовых учебно-воспитательных учреждений;

-давать рекомендации родителям таких детей по вопросам обучения и воспитания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.