Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Осмотр и дефектация перед ремонтом






В главе 3 мы говорили о том, насколько важна правильная эксплуатация парусов, как следует обращаться с ними, а также как чистить и хранить их. Теперь же мы поговорим о том, как следует осматривать паруса для определения необходимого ремонта.
Первое, о чем необходимо сказать: не надо бояться небольшой перестраховки. Если шов вызывает подозрения, не следует нерешительно вертеть его в руках — сам он не скажет, насколько он слаб. Хорошенько потяните нитки в отдельных местах ногтями и, если какая-либо из них порвется, вставьте в шов тупой стороной нож или конец пилки для ногтей и проверьте прочность шва. Ранняя весна или осень — самое время для поисков тех дефектов, которые могут сказаться впоследствии. Искать дефекты парусов, когда яхта на плаву, уже поздно. Энергично пройдитесь по подозрительному шву, потягивая за стежки через какие-то промежутки, чтобы определить степень слабины. Я не призываю распарывать весь шов, потому что даже слабая нитка будет держать шов, если добавить к ней несколько стежков. Подобным же образом проверьте ткань вокруг изношенного или потертого места и определите, где кончается износ и начинается крепкая ткань, потому что если вы оставите слабую ткань около новой заплаты, она снова порвется.
Наденьте чистые мягкие туфли или вообще снимите ботинки, потому что вам придется ходить по всему парусу, вставать на колени. Надо приготовить иголку и вдеть в нее нитку контрастного парусу цвета, например красную для белого паруса, белую для синего или красного. Качество нитки не имеет значения, так как она используется только для того, чтобы отметить место, требующее ремонта, а потом будет выдернута.
Просматривайте парус методично. Начав, допустим, с фалового угла, обойдите его по шкаторинам, поползайте по нему вдоль и поперек.

ГРОТ

Расстелите парус на чистом полу в каком-либо просторном помещении. Если помещение мало, то придется рассматривать парус частями.
Фаловый угол. Осмотрите саму фа-ловую дощечку, крепко ли держатся заклепки, крепки ли швы, не сломана ли дощечка. Проверьте отверстие, в которое вставляется мочка фала, чтобы убедиться, что нет износа или деформации. Если применяется мачта с лик-пазом для передней шкаторины, ткань между ликтросом и фаловой дощечкой может быть изношена. Если же применяется мачта с рельсом, надо посмотреть ползунки на фаловой дощечке. На яхте любого размера в этом месте должно быть два ползунка, а поэтому, если там остался или был один ползунок, подумайте о том, что надо пришить второй.
Передняя шкаторина. Осмотрите всю переднюю шкаторину, проверьте, достаточно ли крепко и равномерно пришиты ползунки, люверсы; проверьте и прочность швов на подшивке. Нет ли признаков износа около ликтроса? Внимательно осмотрите риф-кренгельсы с точки зрения деформации как самого кренгельса, так и его заделки.
Галсовый угол. Галсовый угол подвергается большим напряжениям, потому что он растягивается фалом и галс-оттяжкой. Это может быть медный коуш, сделанный вручную, а на некоторых парусах — стальной люверс, заделанный на станке. Внимательно осмотрите его и проверьте, нет ли деформации, не порвались ли швы, наложенные вручную вокруг люверса; в этом месте сам ликтрос может иметь следы износа, если он трется о гик из-за того, что поставлена слишком короткая мочка. Необходимо также осмотреть коуш для оттяжки Каннингхэма (если ее нет, то надо установить это простое, но очень эффективное приспособление).
Нижняя шкаторина. Нижнюю шка-торину осматривают так же, как и переднюю: ползунки, люверсы, износ по лик-пазу и швы подшивки. Если стоит патент-риф и имеются какие-либо выступы на гике, такие, как крепление оттяжки, которые могут истирать парус, когда он наматывается на гик, проверьте парус на износ — он обычно более заметен на ткани паруса, у конца первого витка намотки.
И наконец, не забудьте проверить приспособления для изменения профиля паруса и взятия рифов: недостающие зубья в застежке «молния», швы, которые начали истираться, ржавчина на ползунках или их деформация, люверсы для риф-сезней, имеющие следы деформации от перегрузки, и т. п. — все это не должно остаться без внимания.
Шкотовый угол. Шкотовый угол весьма уязвим. Проверьте, нет ли деформации или трещин в коуше или люверсе, целы ли швы около него, нет ли потертостей или разрывов в парусе непосредственно под коушем или люверсом. В шкотовом углу часто поверх ликтроса делается защитная накладка (обшивка) из кожи или парусины — проверьте, чтобы она была хорошо прикреплена, не потерта и не порвана; убедитесь, что она не закрывает слабого места в самой парусной ткани. Отсутствие защитной оболочки может быть причиной, по которой ликтрос имеет тенденцию выскакивать из лик-паза; поставьте такое приспособление, и дополнительная толщина может устранить этот недостаток. Если на нижней шкаторине паруса установлены ползунки, посмотрите, нельзя ли один из них установить поближе к самому коушу шкотового угла так, чтобы он не мешал грота-шкоту, и пометьте, где это можно сделать. Проверьте прочность крепления ликтроса у шкотового угла. В этом месте ликтрос либо резко обрезан, если он вставляется в лик-паз, либо загибается вокруг угла и заходит на несколько сантиметров на заднюю шкаторину, если на гике установлен рельс.
Задняя шкаторина. Из подшивки над шкотовым углом выходит булинь. Проверьте прочность люверса. Имеются ли какие-нибудь способы быстрого крепления булиня? Если нет, возьмите себе это на заметку (см. главу 6). Затем осмотрите заднюю шкаторину. Особое внимание обратите на подшивку в тех местах, где она трется о бакштаги, топенант или спинакер-шкоты. Здесь наиболее вероятны износ и повреждение швов, поэтому приготовьтесь к тому, что вы обнаружите много слабых или лопнувших стежков. Наружные концы лат-карманов особенно подвержены истиранию не только от самих лат, ведь лата служит твердой основой, способствующей износу при задевании паруса о какой-либо трос. Проследите, чтобы верхний конец булиня был хорошо заделан у задней кромки фаловой дощечки.
Ткань паруса. В главе 3 мы уже говорили о том, каким образом может истереться грот. Теперь настало время применить эти знания на практике. Просмотрите весь парус в поисках следов потертости, обратив особое внимание на швы. Вы увидите уязвимую полосу, которая идет от нижней шкатори-ны вдоль передней в том месте, где парус трется о ванты, когда яхта идет курсом фордевинд. Она почти наверное будет отмечена пятнами от металла, которые оставит на парусе сам металлический трос. Просмотрите риф-банты и не забудьте о номерах на парусе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.