Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок назначения и проведения аудиторской проверки






В связи с действующим законодательством регулирующим аудиторскую деятельность в Республике Беларусь, аудит может быть внешним и внутренним, основанием для проведения внешнего аудита может быть обязательность хозяйствующего субъекта ежегодно, в соответствии с налоговым законодательством проводить аудиторские проверки, а также допущенные нарушения хозяйствующим субъектом при исчислении и уплате налогов, нарушения организации и ведения бухгалтерского учета, нарушения связанные с правильностью учёта затрат на производственные процессы при изготовлении продукции, оказании услуг, работ, расчёта прибыли и её распределение. Инициативный аудит проводится по мере необходимости, по желанию хозяйствующего субъекта. Масштабы, цели и задачи, объём, содержание такого аудита определяются потребностями хозяйствующего субъекта. Также основанием для проведения обязательной аудиторской проверки будет решения налогового органа рассматривающего те или иные материалы о нарушениях хозяйственного, налогового и бухгалтерского законодательства хозяйствующим субъектом.

Для того чтобы провести аудиторскую проверку, хозяйствующему субъекту необходимо определиться с выбором аудиторской организации или аудитором, после чего заключить с ним договор об оказании аудиторских услуг, договориться об существенных положениях договора об оказании аудиторских услуг.

Договор об оказании аудиторских услуг заключается в соответствии с правилами аудиторской деятельности, которые утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 31.03.2006г. №33 «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг». После чего аудиторская организация преступает к проведению аудиторской проверки. В соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 81 от 04.08.2000г. «Об утверждении Правил аудиторской деятельности «Планирование аудита»», аудиторская организация в соответствии с заключенным договором на проведение аудиторской проверки, целями и задачами, составляет план проведения аудита данной организации, данные требования являются обязательными для всех аудиторских организаций, но если по результатам аудита не предусматривается составление аудиторского заключения, эти требования можно не исполнять, п.5 указанных Правил.

В литературе по аудиторской деятельности выделяют следующие этапы аудита:

-подготовительный этап; - оценка системы внутреннего контроля; - оценка постановки ведения бухгалтерского учета; - планирование аудита; - проведение аудиторской проверки; - оформление результатов аудиторской проверки.

Основным этапом проведения аудиторской проверки является организация и непосредственное проведения проверки. При проведении аудиторской проверки, аудитор должен проверить: - полноту бухгалтерского учета; - точность записей; - правильность стоимостных оценок; -достоверность учёта активов и обязательств; - правильность соблюдения границ учетных периодов; - открытость информации.

При проведении аудиторской проверки основное внимание уделяется изучению правильности отражения в документах бухгалтерского учета информации о определении себестоимости продукции, работ, услуг и на основании этого правильность определения прибыли, доходов.

Аудитор, в зависимости от содержания договора на оказание аудиторских услуг, состояния бухгалтерского учёта и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, самостоятельно определяет процедуры получения аудиторских доказательств. Для того что бы получить аудиторские доказательства, аудитор использует общенаучные и специальные методы проверки такие как:

а) документального контроля - формальный; арифметический; экспертный; логический; нормативно-правовой; экономического анализа; встречной проверки документов; контрольное сличение; сопоставление информации на корреспондирующих счетах; анализ баланса и информации инвентаризации, которая предшествовала отчётности; сравнение кассовых документов с выписками по расчётному счёту; обратный счёт; экономическая проверка хозяйственных операций; экспертная проверка;

б) фактического контроля: инвентаризацию; контрольный обмер; обследование объекта; лабораторный анализ; контрольный запуск сырья в производство; контрольную приемку, взвешивание и другие методы фактического контроля.

В настоящее время с целью получения информации о законности хозяйственных операций, которые зарегистрированы в бухгалтерском учёте и отчётности стали широко применятся аудиторами независимые тесты, такие например как:

тесты на соответствие – используются для выявления соответствия процедур внутреннего контроля установленным требованиям законодательства;

ротационные тесты – аудитор выбирает объекты, подлежащие аудиторской проверке по очерёдности, по принципу ротации, выборка осуществляется произвольно;

глубинные тесты – аудитор определяет выборку операций, которые проверяет на всех этапах учётного процесса;

тесты слабых мест – используются аудитором для проверки конкретного направления внутреннего контроля, где предполагает, могут быть ошибки. Если устанавливается несоответствие внутреннего контроля установленным правилам, объём проверки расширяют;

направленные тесты - используются аудиторами для последовательной проверки проведённых хозяйственных операций;

сквозные тесты или ограниченная форма глубинного теста - используется аудиторами для оценки конкретного участка (направления) хозяйственной деятельности, например, бухгалтерской отчётности.

В настоящее время стала применяться методика аудита с использованием компьютеров (ПВЭМ) с наборами прикладных программ. Этот метод аудита наиболее эффективен при выборочном обследовании хозяйствующего субъекта или аналитической проверке.

Вся дальнейшая работа аудитора по проведению проверки регулируется правилами аудиторской деятельности, которые утверждены постановлениями Министерства финансов в этой области, к которым относятся следующие правила:

- «Использование результатов внутреннего аудита» от 07.02.2001г.№ 9;

- «Сущность и аудиторский риск» от06.03.2001г. №24;

- «Аудиторская выборка» от 09.07.2001г.№77;

- «Использование результатов работы другой аудиторской организации», «Проверка соблюдения законодательства при проведении аудита» от 31.10.2001г. №106;

- «Использование результатов работы эксперта» от18.12.2001г №123;

- «Внутренний контроль качества аудита», «Отчёт аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию» от 23.01.2002г. №8;

- «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита» от 11.03.2002г. №35;

- «Понимание деятельности проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя», «Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете» от 19.06.2002г. №86;

- «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Общение с руководством юридического лица или индивидуальным предпринимателем» от 05.09.2002г. №124;

- «Прочая информация в документах, содержащих проверенную бухгалтерскую отчетность» от25.09.2002г. №133;

- «Особенности аудита субъектов малого предпринимательства», «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» от 18.12.2002г. №163;

- «Требования, предъявляемые к правилам аудиторской деятельности аудиторской организации ил и аудитора- индивидуального предпринимателя» от16. 01.2003г. №4;

- «Отражение в аудиторском заключении события, произошедшего после отчетной даты», «Сопутствующие аудиту услуги» от24.06.2003г. №100;

- «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита» от 17.09.2003г. №128;

- «Проверка прогнозной финансовой информации» от15.12.2003г. №165;

- «Оценка риска и внутренний контроль в условиях компьютерной обработки данных» от 23.03.2004г.№38.

В целом так выглядит правовое регулирование непосредственного проведения аудиторской проверки хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Основными субъектами, непосредственно занимающимися аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированные в Госу­дарственном реестре аудиторов и аудиторских организаций.

Аудиторская организация коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг, получившая лицензию на право занятия этой деятельностью. Основным условием создания такой организации является наличие не менее трех человек, включая руководителя, с лицензиями. Руко­водителем аудиторской организации может быть только аудитор, не менее 50% работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Беларуси, а, если руководитель аудиторской организации иностранный гражданин, то не менее 75%.

Основными функциями аудиторских организаций являются:

· экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния иму­щества предприятия;

· контрольно-ревизионная деятельность;

· контроль достоверности бухгалтерского учета и отчетности;

· проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зару­бежными контрагентами, правильность расчетов в иностранной валюте, результатов покупки валюты;

· прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценка перспектив его развития и конечных результатов, разработка мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства;

· научное, методическое, информационное обеспечение деятельности предприятия, постановка бухгалтерского учета в случаях, когда он не организован на должном уровне.

Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются Законом Республики Беларусь «Об аудитор­ской деятельности» и другими законодательными актами Республики Бела­русь, нормативными документами по бухгалтерскому учету и контролю, а также международными и республиканскими стандартами аудиторской деятельности. Государственные органы, заказчики ау­дита, любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора и аудиторской организации. Независимость аудиторов и аудиторских организаций обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в частности ст.8 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

Аудиторам, занимающимся аудиторской деятельностью, запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятель­ности, за исключением преподавательской и научной деятельности. Аудиторским организациям запрещается заниматься другими видами дея­тельности. Лица, имеющие судимость за корыстные и хозяйственные преступления, которая не погашена или не снята в установленном порядке, не имеют права заниматься аудиторской деятельностью.

В соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Аудиторы и аудиторские организации имеют права:

· самостоятельно определять формы и методы проверки;

· проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую документацию фи­нансово-хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого пред­приятия, необходимые для проведения аудита;

· привлекать на договорной основе к участию в аудите специалистов различного профиля;

· отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом хозяйствования необходимой документации.

Обязанности аудиторских организаций и аудиторов регулируются ст. 11 выше названного Закона, и в частности аудиторы и аудиторские организации обязаны:

· выполнять требования законодательства;

· сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки субъекта хозяйствования;

· обеспечивать сохранность документов, полученных на проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных ими в ходе проверки;

· вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

· качественно проводить аудит, оказывать сопутствующие услуги;

· гарантировать заказчику конфиденциальность представленных им и выявленной в ходе аудиторских работ любой информации в том числе, результатов проверки финансового состояния заказчика;

· не использовать в своих целях или в интересах третьих лиц полученную в результате аудиторской проверки информацию, передать аудиторское заключение в срок, установленный договором;

· сообщать собственникам в ходе проведения аудита в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате которых предприятие или государство, физическое лицо понесли либо могут понести ущерб в крупном или особо крупном размере.

Аудитор должен обладать глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом учетно-аналитической или контрольно-ревизионной работы. Это предполагает наличие у него законченного высшего экономиче­ского или юридического образования и не менее пяти лет практической работы, а также сдачу специального экзамена для получения сертификата аудитора. Кроме этого, аудитор должен обладать безупречной репутацией для получения лицензии, дающей право заниматься аудиторской деятельностью.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться ауди­тор, являются: честность, объективность, независимость, профессионализм, компетентность и конфиденциальность. Ответственность аудиторских организаций и аудиторов регулируются ст.12 вышеназванного закона.

Аттестация на право занятия аудиторской деятельностью осуществляется на основании ст. 19, 20 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и «Положения о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ее осуществлением в Респуб­лике Беларусь», утвержденного Постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 08.02.2002 г. № 171, которое определяет порядок аттестации специалистов на право занятия аудиторской деятельностью; порядок выдачи, продления и аннулирования или приостановления срока действия лицензии аудитора или аудиторской организации.

В соответствии со ст.19 выше названного закона, аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора – это проверка знаний физических лиц, претендующих на получение такого аттестата аудитора, в форме квалификационных экзаменов. Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат аудитора.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:

· наличие документов о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученных в учреждениях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию;

· наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров, имеющих государственную аккредитацию по программам повышения квалификации аудиторов согласованных с Министерством финансов Республики Беларусь.

Правовое регулирование порядка и основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», если:

· квалификационный аттестат получен с использованием подложных документов;

· аудитор при проведении аудита систематически нарушает требования, установленные законодательством, или допустил одноразовое грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности;

· установлен факт подписания аудитором заведомо ложного аудиторского заключения;

· при нарушении аудитором требований по повышению квалификации, установленных статьей 19 настоящего закона, квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован.

Мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов Республики Беларусь.

Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе обжаловать решение Министерства финансов республики Беларусь об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения о его аннулировании.

Документом, подтверждающим право на занятие аудиторской деятель­ностью, является лицензияустановленного образца, выдаваемая специалисту сроком на 5 летпосле сдачи им квалификационных экзаменов. В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию; Ф.И.О.; паспортные данные; наименование вида деятельности, на который выдается лицензия; номер регистрации лицензии; дата выдачи и срок действия лицензии.

Решение о выдаче (продлении срока действия) лицензии или об отказе ее выдачи (продлении срока действия) принимается Министерством финан­сов на основании протокола квалификационной комиссии в течение 10 дней с момента сдачи квалификационного экзамена или прохождения собеседова­ния и сообщается в 10-дневный срок со дня его принятия. Отказ в выдаче лицензии или продлении срока ее действия может быть обжалован в судеб­ном порядке. При утере или порче лицензии по заявлению аудитора выдается дубликат.

Причинамиотказа в выдаче лицензии могут быть:

· наличие в представленных документах недостоверной информации;

· не подтверждение в результате квалификационного экзамена необходимой профессиональной подготовки заявителя;

· наличие непогашенной судимости за должностные преступления, а также преступления, совершенные из корыстных побуждений;

· признание гражданина в установленном законом порядке недееспособным;

· обращение за выдачей лицензии до истечения 5 лет с момента аннулирова­ния лицензии.

Аудиторы и аудиторские организации для продления срока действия лицензии на право занятия аудиторской деятельностью за 30 дней до оконча­ния срока действия должны обратиться в Министерство финансов Республики Беларусь с письменным заявлением о продлении срока ее действия. К за­явлению необходимо приложить установленный перечень документов.

В случае нарушения аудитором, аудиторской организацией порядка осуществления аудиторской деятельности, выявленного соответствующими государственными контролирующими органами, проверками Главного управления аудита Министерства финансов, наличия обоснованных претензий заказчиков аудиторских услуг, несвоевременное внесение платы за вы­дачу (продление срока действия) лицензии – действие лицензии может быть приостановленорешением Министерства финансов до устранения до­пущенных нарушений или на определенный срок, но не более чем на 6 меся­цев. Аудитор или аудиторская организация, получившие решение о приоста­новлении действия лицензии, обязаны в установленный этим решением срок представить в Министерство финансов документальное подтверждение уст­ранения нарушения, послужившего основанием для приостановления дейст­вия лицензии.

Срок, на который приостанавливается действие лицензии, включается в общий срок ее действия.

Лицензия также может быть аннулированарешением Министерства финансов. Основанием для ее аннулирования могут быть:

· обнаружение фиктивных или содержащих недостоверные сведения документов, представленных для получения лицензии;

· повторные или грубые нарушения правил осуществления аудиторской дея­тельности;

· осуждение лица, имеющего лицензию за должностные преступления или преступления исходя из корыстных побуждений;

· осуществление аудиторской деятельности в период приостановления дейст­вия лицензии, а также передача лицензии другому юридическому' или физи­ческому лицу;

· невыполнение аудитором или аудиторской организацией предписаний или требований Министерства финансов или других государственных органов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;

· непредставление отчета об осуществлении аудиторской деятельности в ус­тановленный срок и др.

Заявление о повторной выдаче лицензии может быть подано в Мини­стерство финансов не ранее, чем через 5 лет со дня принятия решения об ее аннулировании.

За занятие аудиторской деятельностью без соответствующей лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответствен­ность, установленную действующим законодательством Республики Бела­русь.

Министерство финансов взаимодействует с Министерством по налогам и сборам, Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и другими контролирующими органами по вопросам контроля за аудиторской деятельностью.

Министерство по налогам и сборам, его территориальные органы информируют Министерство финансов о выявленных при проведении проверок нарушениях девствующего законодательства аудиторами и ауди­торскими организациями при осуществлении аудиторской деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.