Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследовательский этап ревизии. Методы ревизии.






В соответствии с п.36 Положения о порядка организации и проведения проверок, в том числе и финансово-хозяйственной деятельности (Указ Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 г.), перед началом проведения ревизии ревизор или руководитель ревизионной группы (бригады), обязан предъявить руководителю проверяемого юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), при его отсутствии - представителю юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), либо индивидуальному предпринимателю, при его отсутствии - представителю индивидуального предпринимателя, служебное удостоверение, предписание на проведение проверки (ревизии), а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).

Полномочия ревизоров в процессе проведения ревизии закреплены в главе 2, Права и обязанности участников контрольной (надзорной) деятельности, п.п. 4-9 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009г. №510. К ним относятся:

- при предъявлении служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки (ревизии) имеют право свободно входить в служебные, производственные и иные помещения проверяемого субъекта для проведения проверки;

- проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;

- требовать письменные объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе ревизии от должностных лиц и участников хозяйственных операций;

- опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей, финансовых документов и ценных бумаг, проводить проверки фактического наличия ценностей в них, требовать от руководителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя проведения инвентаризаций, а также проводить проверки правильности их проведения;

- проводить в порядке, установленным Советом Министров республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, услуг;

- при проведении проверки (ревизии) использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко - и видеозапись, кино- и фотосъёмку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты совершённых правонарушений;

- привлекать экспертов и специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ для проверки фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;

- в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов предпринимательской деятельности, о состоянии счетов и оборотов по ним, состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в ходе ревизии;

- запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов и иных государственных организаций;

- получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учётом требований информационной безопасности;

- вызывать в контролирующий орган представителей хозяйствующего субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы или информацию о деятельности проверяемого субъекта;

- получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, а при необходимости проводить встречные проверки путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета и получать объяснения от должностных лиц и иных работников;

- требовать у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности копии документов и выписки из них, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью этого субъекта, а также подписания акта проверки (ревизии), в том числе промежуточного, или справки проверки (ревизии) руководителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), при его отсутствии - представителем юридического лица (обособленного подразделения юридического лица), либо индивидуальным предпринимателем, при его отсутствии - представителем индивидуального предпринимателя, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (обособленного подразделения юридического лица);

- изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном п.п. 40-42 настоящего Положения, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (ревизии), кроме случаев, когда эти документы передаются в правоохранительные органы в качестве источников доказательства по уголовным делам или материалам проверок или дел которые находятся в их производстве;

- передавать в установленном порядке материалы проверок (ревизий) в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности законодательства, регулирующего экономические отношения.

Проверяющие (ревизоры) в соответствии с п.6 Указа №510 обязаны:

- проводить проверку (ревизию) в соответствии с законодательством и предписанием;

- внести в соответствии с законодательством запись в книгу учёта проверок;

- проводить проверку (ревизию) в рабочее время проверяемых субъектов;

- требовать у проверяемых только ту информацию и документы, которые относятся к вопросам проверки (ревизии);

- производить отбор образцов для проведения экспертиз в количествах установленных Советом Министров Республики Беларусь или Государственным комитетом по стандартизации;

- соблюдать законодательство, права и законные интересы хозяйствующих субъектов, служебную этику;

- ознакомить хозяйствующего субъекта с результатами проверки (ревизии);

- соблюдать охраняемую законом тайну;

- принимать меры по предупреждению, пресечению фактов нарушения законодательства, привлечения лиц нарушивших законодательство к ответственности;

- принимать необходимые меры по возмещению причинённого ущерба;

- передавать материалы проверок (ревизий) в правоохранительные органы в соответствии с п. 76 настоящего Положения;

- вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам допустившим нарушения законодательства и осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством.

Во время проведения ревизии должностные лица хозяйствующего субъекта обязаны выполнять законные требования работников контролирующих органов. За невыполнение требований могут нести дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Ревизорам запрещается:

- оказывать давление на должностных лиц хозяйствующего субъекта, который проверяется;

- использовать обвинительные суждения;

- высказывать угрозы наказанием;

- давать оценку действиям должностных лиц;

- поддаваться на провокации;

- участвовать в увеселительных мероприятиях, организованных должностными лицами проверяемого субъекта хозяйственной деятельности;

- вступать в неделовые отношения;

- в некоторых случаях прикасаться к проверяемым материальным ценностям;

- использовать специалистов организации, где проходит ревизия, в роли экспертов.

В процессе ревизии проверяются запланированные вопросы по организации и управлению хозяйственными процессами в организации. При этом могут быть использованы методы как документального, так и фактического контроля.

Пункт 36 Положения о порядке организации и проведения проверок указывает на то, что проверка финансово-хозяйственной деятельности может осуществляться путем применения методов и способов проверки, установленных законодательством и в пределах их компетенции, проверяющие (ревизоры) самостоятельно определяют методы и способы проведения изучения хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя. К таким способам может относится: алгоритм проверки хозяйственной операции, анализ документов, движение денежных средств, сделок, сопоставления информации первичного бухгалтерского учета с данными отчетности, данных отчетности с плановыми показателями, сопоставления информации документов бухгалтерского учета и данных фактического контроля, а также информации в документах по связанным с ними другими операциями, проведение встречных проверок, информации в выписках из банковских счетов с информацией на счетах бухгалтерского учета: сличение копий платежных документов, хранящихся у хозяйствующего субъекта с платежными документами, хранящимися в банке, контрольные обмеры, взвешивания, контрольного запуска сырья в производство, проверки ведения бухгалтерского учета, внутрихозяйственного контроля, состояния пропускной дисциплины.

Во время проведения ревизии могут быть использованы методы документального контроля. В бухгалтерской литературе отдельное контрольно-ревизионное действие принято называть методом.

Ревизионная практика в Республике Беларусь и других странах СНГ не выработала каких-то строго определенных и закрепленных законодательно методов проведения ревизии. Как правило, используются разные, которые подходят для той или иной ситуации проверки хозяйственной деятельности. К наиболее распространенным методам, используемым во время проведения ревизии, можно отнести следующие:

- алгоритм проверки хозяйственной операции (включает в себя определения содержания хозяйственной операции; определение объекта бухгалтерских правоотношений в хозяйственной операции; правовое основание совершения хозяйственной операции; документальное сопровождение хозяйственной операции; определение участников хозяйственной операции; результаты хозяйственной операции; законность и целесообразность хозяйственной операции).

- экономический анализ хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности. Этот метод позволяет выявить слабые и сильные стороны в хозяйственной деятельности. С помощью этого метода можно определить, на каких этапах, по каким экономическим элементам произошли наиболее важные изменения в хозяйственной деятельности и в каком периоде;

- технико-экономические расчеты. Они позволяют определить законность расходования материалов, сырья, топлива и других ресурсов. При помощи этого метода ревизор может установить, на каком этапе хозяйственных процессов произошло искажение информации об объектах бухгалтерского учета;

- нормативная проверка. С помощью этого метода определяются отклонения фактических затрат в производстве от плановых. Применяется при проверке правильности расхода материальных, трудовых и иных ресурсов;

- формальная проверка. С помощью этого метода изучаются документы бухгалтерского учета, выявляются доброкачественно и недоброкачественно оформленные документы, то есть объективно отражают информацию о хозяйственной деятельности или искажают ее. По информации, содержащейся в первичном учетном документе, их можно разделить на правильно оформленные и неправильно оформленные;

- логическая проверка. При помощи этого метода можно определить реальные направления расходования материальных ценностей, денежных средств, реальность взаимодействия отдельных хозяйственных операций. Использование этого метода предполагает высокую квалификацию ревизора, знание бухгалтерского, экономического законодательства, а также методов экономического анализа;

- арифметическая проверка. С помощью этого метода определяется правильность цифровых показателей в документах, с помощью которых оформляют хозяйственные и финансовые операции. Искаженные арифметические подсчеты в документах могут быть как неумышленные, так и умышленные с целью совершения преступления, злоупотребления с материальными ценностями и деньгами;

- встречная проверка. Этот метод используется для определения правильности отражения информации по одним и тем же хозяйственным операциям у разных хозяйствующих субъектов, или разных подразделениях одного и того же хозяйствующего субъекта. При использовании этого метода сравнивают несколько экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных местах одного хозяйствующего субъекта, или разных хозяйствующих субъектов. Этот метод эффективен, когда сохранился хотя бы один экземпляр документа, регистрирующего хозяйственную операцию;

- взаимный контроль. С помощью этого метода сопоставляют информации различных учетных документов, затрагивающих взаимосвязанные операции хозяйственной деятельности;

- анализ информации о ежедневном изменении товароматериальных ценностей и денежных средств. Этот метод применяется при анализе оборотов и остатков материальных ценностей и денег;

- восстановление количественно-суммового учета. Применение этого метода целесообразно при ревизии предприятий общественного питания, баз, где количественный учет ведется по каждой операции поступления или расхода материальных ценностей и оформляется первичным учетным документом. Определяется движение материальных ценностей за определенный период;

- проверка правильности корреспонденции счетов. Этот метод используется для выявления ошибок или умышленных действий при регистрации информации на взаимосвязанных синтетических счетах бухгалтерского учета, для совершения хищений материальных ценностей и денежных средств, в то же время первичные документы по хозяйственным операциям составлены правильно. Этот метод предполагает хорошее знание бухгалтерского процесса ревизорами;

- проверка регистров бухгалтерского учета. С помощью этого метода сопоставляют информацию регистров бухгалтерского учета с информацией первичных учетных документов. Это позволяет выявить подложные записи с целью маскировки хищений и злоупотреблений. Определяется достоверность и своевременность регистрации хозяйственной операции в бухгалтерском учете;

- исследование неофициальных материалов. С помощью этого метода изучаются черновые записи должностных лиц и сопоставляются с информацией, которая находится в официальных документах;

- исследование и проверка объяснений, полученных в ходе ревизии. Данный метод позволяет более детально анализировать поведение должностных лиц, выявлять соучастников правонарушений, разрабатывать мероприятия по предупреждению экономических правонарушений.

Методы фактического контроля, используемые во время проведения проверки (ревизии):

- инвентаризация;

- лабораторный анализ;

- экспертная оценка;

- контрольный обмер;

- контрольное взвешивание;

- контрольный запуск сырья, материалов в производство;

- обследование;

- наблюдение;

- проверка исполнения принятых решений.

В целом технология проведения проверки (ревизии) регулируется главой 7 «Положения о порядке организации и проведения проверок», утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009г. №510.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.