Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение ревизии. Подготовительный этап.






Законодательство, регулирующее порядок организации, проведения ревизий и проверок требует от контролирующих органов соблюдения Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и других законодательных актов в области экономических правоотношений, принятия необходимых мер по предупреждению, пресечению фактов нарушения законодательства в ревизионной работе, так как это затрагивает интересы многих трудовых коллективов. В соответствии с п.3 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждённого Указом №510 от 16.10. 2009г., контрольная (надзорная) деятельность в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с следующими принципами:

презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействия) проверяющих;

открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при выполнении государственного контроля, постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе и путём их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций;

равенство прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

открытость информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной деятельности на предстоящий период;

ответственность контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля.

Положение о порядке организации и проведения проверок финансово-хозяйственной, утверждено Указом Президента Республики Беларусь № 510 от 16.10.2009г. указывает на то, что проверка хозяйственной деятельности проводится в соответствии с координационными планами, которые формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных планов республиканскими органами государственного управления подчинёнными Правительству Республики Беларусь. При планировании проверок контролирующим органом может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется проверяемому субъекту, отнесённому к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Персональную ответственность за включения хозяйствующего субъекта в сводные и координационные планы проверок несут руководители государственных органов утвердившие сводные планы проверок, а также представившие предложения в сводные планы проверок. В соответствии с п.20 Положения о порядке организации и проведения проверок (далее Положение), руководители государственных органов несут персональную ответственность за организацию и состояние контрольной деятельности в данных государственных органах. В соответствии с Положением п.22, о назначении плановой проверки хозяйствующий субъект должен быть письменно уведомлён не позднее чем за 10 рабочих дней до начала проверки. Уведомление направляется по известному адресу хозяйствующего субъекта, считается полученным им по истечения трёх дней после отправки.

В направленном уведомлении о предстоящей проверке, в соответствии с п.23 Положения должна содержаться следующая информация:

название контролирующего органа, который будет проводить проверку;

название хозяйствующего субъекта или индивидуального предпринимателя, адрес местонахождения;

дату начала проверки;

какой период хозяйственной деятельности будет проверяться;

ссылка на основании проверки;

исчерпывающий перечень вопросов подлежащих проверке.

Форма уведомления устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. В случае если при проведении проверки (ревизии) необходимо проводить контрольный обмер, контролирующий орган должен письменно известить всех участников контрольного обмера о времени и месте его проведения не позднее, чем за три рабочих дня до начала контрольного обмера.

Проверка производится на основании предписания руководителя контролирующего органа или его уполномоченного заместителя, заверенного печатью колирующего органа и оформленного на фирменном бланке (п.24 Положения).

В предписании указываются наименования контролирующего органа, проводящего проверку (ревизию), и субъекта предпринимательской деятельности (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка (ревизия), фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав ревизионной группы), тема проверки (ревизии) исчерпывающий перечень вопросов подлежащих проверке, за какой период будет проводиться проверка и срок ее проведения (начало и окончание), основания проверки. Предписание на проведение внеплановой тематической оперативной проверки содержит свои особенности и регулируется п.85 Положения. При возникновении необходимости проведения проверки третьих лиц связанных хозяйственными операциями с проверяемым субъектом, проверка проводится на основании предписания выданного в отношении основного субъекта хозяйствования. Встречная проверка не проводится, если сумма отдельно взятой финансовой операции на момент совершения хозяйствующим субъектом не превышает 250 базовых величин, иностранными хозяйствующими субъектами и физическими лицами, как индивидуальными предпринимателями не превышает 500 базовых величин. Данные ограничения п.25 Положения не применяются, если вопросы проверки касаются расходования бюджетных средств, государственного имущества, мер государственной поддержки, оформления финансовых операций фиктивными документами, а также если встречная проверка проводится по уголовному делу или по поручению правоохранительных органов.

Если возникает необходимость проведения целевых ревизий нескольких субъектов хозяйствования по конкретным вопросам, предписание выдается на проведение ревизий нескольких субъектов, занимающихся определенным видом хозяйственной деятельности.

Общий срок проведения проверки (ревизии) определяется исходя из объема работы, с учетом конкретных задач и особенностей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности и не должен превышать 30 рабочих дней, индивидуальных предпринимателей, ремесленников, предпринимателей в сфере агроэкотуризма пятнадцать рабочих дней. Данный срок проведения проверок не распространяется на проверки (ревизии) по уголовным делам и материалам которые находятся в производстве правоохранительных органов (п.26 Положения). Указанный срок может быть продлен руководителем контролирующего органа, выдавшего предписание, или его заместителем. Проведение внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного субъекта хозяйствования не должен превышать трёх рабочих дней, контрольной проверки не более пяти рабочих дней, а дополнительной проверки не более десяти рабочих дней. Данный срок дополнительной проверки не распространяется на дополнительные проверки по поручению правоохранительных органов.

В соответствии с п.27 Положения, проведение плановой проверки (ревизии) может быть приостановлено руководителем контролирующего органа на срок, не превышающий три месяца, а при направлении запросов в компетентные органы иностранных государств на срок не более шести месяцев, с одновремённом рассмотрении вопроса о целесообразности отмены ограничений деятельности хозяйствующего субъекта, если к нему применялись какие либо ограничения. Основанием для приостановления проверки (ревизии) может служить проведение исследований (испытаний) или экспертиз,

оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проверки (ревизии);

направления запроса в компетентные органы, в том числе и иностранных государств;

необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений истребованных за пределами Республики Беларусь;

невозможность продолжения проверки (ревизии) из-за временной нетрудоспособности проверяющего (ревизора) или представителя проверяемого субъекта. Период, на который приостанавливалась проверка (ревизия) не включается в общий срок проведения проверки (ревизии).

По общепринятым правилам программа ревизии должна содержать следующие разделы:

- цель ревизии;

- вопросы, подлежащие проверке в ходе ревизии;

- средства и условия, необходимые для проведения ревизии;

- сроки проведения ревизии и место исполнения;

- состав ревизионной бригады, руководитель;

- распределение направление ревизионной проверки хозяйственных процессов между ревизорами;

- формы документального оформления результатов ревизии членами ревизионной бригады (справки, акты) отдельных направлений и сроки представления материалов;

- срок, форма общего документального оформления итоговых результатов ревизии.

В разделе «Цель ревизии» излагаются основные задачи ревизии, указываются объекты ревизии, перечень структурных подразделений.

В разделе «Вопросы, подлежащие проверке в ходе ревизии» указываются направления финансово-хозяйственной деятельности, подлежащие проверке в ходе ревизии, т.е. контрольный список вопросов (чек-лист). Контрольный список вопросов (чек-лист) утверждается Советом Министров Республики Беларусь для определённого субъекта экономического контроля или для определённой сферы контроля, если утверждён такой список вопросов (чек-лист), то он является обязательным при проведении плановой проверки (ревизии), и может применяться при проведении внеплановой проверки (ревизии).

В разделе «Средства и условия, необходимые для проведения ревизии» указывается необходимое количество оргтехники, канцелярских принадлежностей, бланков документов, средств связи, транспорт, условия проживания (если ревизия проводится в другом населенном пункте), время работы и т.д.

В разделе «Сроки проведения ревизии и место исполнения» должно быть указано время начала и окончания ревизии, места дислокации объектов ревизии.

В разделе «Состав ревизионной бригады (группы)» указываются данные лиц, включенных в состав бригады (группы) для проведения ревизии, руководитель этой группы. В этом разделе может быть составлен перечень лиц, включенных в состав бригады (группы), которые имеют доступ к конфиденциальной информации.

В разделе «Распределение направление ревизионной проверки хозяйственных процессов между ревизорами» должна содержаться информация о том, за каким членом ревизионной бригады (группы) закрепляется то или иное направление финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта для проведения ревизии.

В разделе «Формы документального оформления результатов ревизии членами ревизионной бригады (справки, акты) отдельных направлений и сроки представления материалов» указываются промежуточные сроки представления материалов каждым членом ревизионной бригады (группы) по своему направлению.

В разделе «Срок, форма общего документального оформления итоговых результатов ревизии» указываются образцы актов, справок, описей, ведомостей и форма общего (итогового) акта ревизии.

Программа должна быть составлена таким образом, чтобы внимание ревизоров концентрировалось на основных задачах ревизии, раскрывалось их содержание и оказывалась помощь ревизорам в объективной проверке каждого направления финансово-хозяйственной деятельности.

На основании программы ревизии составляется План проведения ревизии, который основывается на направлениях хозяйственной деятельности, специфические организации, где проводится ревизия.

Как правило, план ревизии рекомендуют составлять на месте проведения ревизии с учетом структуры хозяйствующего субъекта, ее управления, географического расположения объектов с имуществом, графика работы и т.д.

В Плане должны быть указаны конкретные исполнители по каждому вопросу, сроки проверки этих вопросов, что позволяет контролировать и управлять работой ревизоров.

План должен быть реальным, исходить из сил и средств, материальных ресурсов ревизионной бригады.

В ходе ревизии план может уточняться. Все зависит от информации, которая будет обнаруживаться в ходе проведения ревизии. Внесение изменений и дополнений в план должно подтверждаться конкретными фактами.

План может корректироваться до тех пор, пока по каждому выявленному правонарушению не будут собраны материалы, дающие объективное представление об изучаемых фактах.

Состав участников ревизии (группы, бригады) оформляется приказом, которым также устанавливается срок проведения ревизии.

Подготовка членов ревизионной бригады (группы) завершается инструктажем (совещанием), которое проводит руководитель ревизии. На данном совещании рассматриваются вопросы, которые необходимо проверить, определяются методы проверки тех или иных направлений финансово-хозяйственной деятельности, выясняют знание ревизорами нормативно-правовых актов, которые регулируют хозяйственную деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта, изучают в обязательном порядке материалы прошлых ревизий по финансово-хозяйственной деятельности данного субъекта. В том случае, если выяснится на инструктаже, что члены ревизионной бригады (группы) плохо знают законодательство, регулирующее деятельность проверяемой организации, недостаточно хорошо изучили ее хозяйственный процесс, рекомендуют ревизию отложить и более тщательно подготовиться. При работе с конфиденциальной информацией во время ревизии должны соблюдаться правила обращения с этой информацией, ревизоры должны использовать средства связи, не зависимые от проверяющего, помещения, в которых работают ревизоры, должны опечатываться и сдаваться под охрану.

Следующее действие, прежде чем приступить к ревизии на подготовительном этапе – это знакомство с объектом, где будет проводиться ревизия. Изучается структура управления организацией, взаимодействие служб (бухгалтерии, финансового отдела (управления), сбыта, снабжения, изучается учетная политика организации, система документооборота, система внутреннего контроля, материалы ревизий, инвентаризаций, порядок подготовки и издания приказов и распоряжений, ксерокопируются образцы подписей должностных и материально-ответственных лиц и т.д. На этом подготовительный этап заканчивается и приступают к проведению ревизии.

3.1 Особенности организации и проведения проверок (ревизий) по инициативе правоохранительных органов.

В соответствии с главой 11 «Положения о порядке организации и проведения проверок», утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009г. №510. Проверки (ревизии) в отношении хозяйствующих субъектов подчинённых государственным органам управления, подчинённых правительству, а также государственно-общественных объединений проводятся ведомственным контрольно-ревизионным аппаратом государственных органов по поручению правоохранительных органов. Организация и проведение проверки (ревизии) в целом не отличается от организации и проведения плановых проверок (ревизий) регулируемое главами 1 и 2 настоящего Положения за исключением некоторых особенностей. Эти особенности заключаются в следующем:

проверки (ревизии) в отношении субъектов не подчинённых государственным органам и не имеющих собственной контрольно-ревизионной службы по поручению правоохранительных органов проводятся Министерством финансов и его территориальными органами;

проверки (ревизии) по поручению правоохранительных органов в государственных органах и руководящих органах общественных объединений проводятся центральным аппаратом Министерства финансов;

при проведении проверки (ревизии) контролирующий орган может уточнять вопросы проверки, по уточнению должен быть составлен согласованный перечень вопросов подлежащих проверке и оформлен соответствующим образом;

акт проверки (ревизии), в том числе и промежуточный представляется на подпись представителю хозяйствующего субъекта после того, как с ним ознакомится работник правоохранительного органа, назначивший проверку (ревизию);

ознакомление с проектом акта проверки (ревизии), в том числе и с промежуточным осуществляется должностным лицом правоохранительного органа назначившим проверку (ревизию), в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки в течении трёх рабочих дней со дня поступления проекта акта проверки (ревизии). С результатами ознакомления с проектом акта проверки (ревизии) делается отметка на проекте акта;

при необходимости проведения дополнительных проверок по этим материалам по поручению правоохранительных органов, дополнительные проверки проводятся тем контролирующим органом, который проводил первоначальную проверку (ревизию), а если контролирующим органом были допущены нарушения в ходе проверки Положения, то вышестоящим органом контролирующего субъекта, при отсутствии такого органа, дополнительная проверка проводится Министерством финансов и его территориальными органами в пределах их компетенции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.