Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины






Этология является специальным курсом, который читается для студентов IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, биологии индивидуального развития, генетике и физиологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Этология» студент должен иметь достаточные знания в области микробиологии, физиологии животных и человека, большого практикума по зоологии, зоологии беспозвоночных и позвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительной анатомии животных и др. в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Этология» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов.

Общекультурные компетенции (ОК) усваиваются в течение всего курса (ОК-1, ОК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции (ПК): ПК-1; ПК-2; ПК-3.

На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ.

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия, термины и определения Этологии, особенности строения нервной системы и органов чувств основных групп животных, системы контроля поведения животных; закономерности эволюции поведения.

Уметь: осуществлять анализ поведения организмов, выявлять его мотивацию, выявлять родственные связи между формами поведения разных групп организмов, оперировать понятиями и аргументировать выводы.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях поведения животных, современных достижений Этологии.

 

5. Структура и содержание дисциплины «Этология»

Объем дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 35 часов.

Виды учебной работы:

Лекционные, практические занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов, подготовка к экзамену).

Календарно - тематический план (34 л)

№ п/п     Раздел дисциплины     Семестр   Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам
Лекции Лабораторные работы Семинары Самостоятельн. работа
1. Тема 1. История и теории этологии. Классификация теорий: Креационные теории этологии. Метафизические взгляды на этологию. Рациональные гипотезы в истории этологии: Психологические теории в зоологии XVIII века. Зоопсихологическая теория эволюции Ж.Б.Ламарка. Теории зоопсихологического антропоморфизма. Теории атомистической зоопсихологии. Теория тропизмов Ж. Леба. Рефлексологическая теория поведения И.П. Павлова. Инструментальные условные рефлексы Б. Скиннера. Бихевиоризм в этологии. Теории, построенные на анализе форм поведения: Объективная биопсихолргия В. Вагнера. Инстинктивно-объектная гипотеза К. Лоренца и Н. Тинбергена.         - -    
2. Тема 2. Проблемы современной теоретической этологии. Коммуникативные и социобиологические концепции. Сравнительный подход в этологии. Когнитивные этологические модели.       - -    
3. Тема 3. Нейробиологические основы этологии. Клеточное строение нервной системы и методы ее исследования. Типы организации нервной системы. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные. Червеоб- разные. Членистоногие и сходные с ними группы. Моллюски.       - -    
4. Тема 4. Происхождение нервной системы хордовых, особенности поведения хордовых: Личинкохордовые или оболочники; Бесчерепные или головохордовые.       - -    
5. Тема 5. Нейробиологические основы этологии. Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Бесчелюстные (круглоротые); Хрящевые и костистые рыбы;       - -    
6. Тема 6. Нейробиологические основы этологии. Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Амфибии (земноводные); Рептилии (пресмыкающиеся). Птицы.       - -    
7. Тема 7. Нейробиологические основы этологии. Особенности нервной системы и поведения позвоночных животных: Птицы; Млекопитающие или звери.       - -    
8. Тема 8. Системы контроля поведения животных. Эндогенные системы контроля поведения: Генетические факторы контроля поведения. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение.       - -    
9. Тема 9. Системы контроля поведения животных. Эндогенные системы контроля поведения: Гормональная система позвоночных. Щитовидная железа. Ультимобран-хиальная и паращитовидные железы. Мозговое и корковое вещество надпочечников. Яичники и семенники. Аденогипофиз. Нейрогипофиз. Эпифиз. Поджелудочная железа. Урофиз. Гормональная регуляция поведения. Гермафродитизм и поведение.       - -    
10. Тема 10. Системы контроля поведения животных. Экзогенные системы контроля поведения: Физические факторы контроля поведения. Ориентация животных. Влияние температуры на поведение. Влияние освещенности на поведение. Адаптивное поведение к переменным факторам среды.       - -    
11. Тема 11. Системы контроля поведения животных. Биологические факторы контроля поведения: Фаунисти- ческие факторы контроля поведения. Межвидовые взаимо- действия. Влияние на поведение паразитизма и коммен- сализма.Влияние стратегий добывания пищи на поведение Психологический и физиологический симбиоз.       - -    
12. Тема 12. Внутривидовые взаимодействия. Поиск, выбор и забота о половом партнере. Копуляция и оплодотворение. Забота о развитии потомства: Забота о потомстве в пренатальный период; Забота о потомстве в постнатальный период. Развитие поведения. Импринтинг (запечатление).       - -    
13. Тема 13. Группы и сообщества животных. Доминирование и иерархия. Типы информационных взаимодействий в группах. Звуковые и вибрационные коммуникации.       - -    
14. Тема 14. Группы и сообщества животных. Зрительные коммуникации. Химические коммуникации. Эволюция поведения.       - -    
15. Тема 15. Эволюция полового поведения. Моногамия. Полигамия. Отклонения сексуального поведения среди животных.       - -    
16. Тема 16. Способности животных к обучению. Спонтанное и социальное обучение. Абстрактное мышление. Альтруизм.       - -    
17. Тема 17. Индивидуализация поведения животных. Обман, недоверие и попрошайничество. Использование животными алкоголя. Асоциальное поведение. Отказ от заботы о потомстве. Агрессия и уничтожение особей своего вида. Каннибализм.       - -    
  Промежуточная аттестация       - -   Зачет
  Всего часов:       - -    

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.