Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Квалификация и должностные инструкции






 

Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

Согласно требованиям, которые выдвигают лицензионные органы, в штате фирмы-турагента должно быть не менее 20% работников, имеющих специальное, среднее или среднее специальное образование в области туризма или стаж работы в туристической сфере не менее 3 лет. Руководитель фирмы должен иметь профильное (т.е. в области туризма) высшее, среднее специальное или дополнительное образование, а также стаж работы в туристической сфере не менее 3 лет.

Эффективному управлению предприятием, тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов, регламентирующих их деятельность, четко определяющих функции, права и обязанности каждого подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности. Например основными направлениями деятельности работников турагентства являются:

- предоставление информации клиентам;

- работа с клиентами;

- бронирование и оформление билетов;

- продажа тура, маркетинг и реклама;

- работа с туроператорами;

- выполнение административных функций.

Объем и характер должностных обязанностей и полномочий менеджеров по туризму различается в зависимости от того, в какой фирме они работают.

Правовое положение работника организации регламентируется должностной инструкцией, устанавливающей функции, права, обязанности и ответственность должностных лиц.

Таким образом, документами, регламентирующим деятельность персонала, являются должностные инструкции.

Должностная инструкция - не только руководство к действию для самого работника, но и основа для проведения оценки результатов его трудовой деятельности, принятия решения о его дальнейшем внутреннем движении и переподготовке. Единых нормативных требований для составления должностной инструкции не существует, но практикой выработана ее оптимальная структура. Как правило, должностная инструкция составляется безотносительно личности, утверждается подписями руководителя и работника.

Далее приведена примерная схема должностной инструкции (работника по должности) и его должностные обязанности.

Должностная инструкция работника (по должности)

1. Общие положения. Указывается, кем работник назначается на должность и по представлении кого, кому непосредственно подчиняется. Необходимо перечислить также основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых сотрудник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия.

Кроме того, перечисляются также квалификационные требования, предъявляемые к работнику, замещающему должность. Здесь же должно быть указано наличие определенной степени образования (среднее, высшее, ученая степень), специальности и квалификации (маркетолог, экономист, юрист и др.), подтвержденной документами (дипломом, свидетельством и др.), необходимый стаж работы по определенной специальности (в определенной должности) и другие квалификационные требования. Указывается, какими профессиональными навыками должен владеть работник и что уметь выполнять.

2. Должностные обязанности. Указываются обязанности работника с учетом задач и конкретного структурного подразделения организации с подробным изложением основных направлений его служебной деятельности.

3. Права. Этот раздел содержит перечень прав сотрудника, определенных законодательством и внутренними документами организации.

4. Ответственность. Здесь указывается мера ответственности сотрудника за несоблюдение своих должностных обязанностей, а также требований законодательства.

В настоящее время для квалифицированной работы в индустрии туризма, помимо технологической подготовки, знаний в области туристского бизнеса, также необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения. Все большее значение приобретают личностные качества работника, его интуиция, опыт, способность и умение оценивать ситуацию с разных сторон, в том числе и с точки зрения своих клиентов, возможность творчески и новаторски подойти к решению возникающих проблем.

Должностью является учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица организации, определяющая содержание, объем обязанностей и полномочий замещающего ее работника — служащего.

Фактически должность представляет собой место в структуре организации, которое занимает определенный работник. Занятие (замещение) должности предполагает закрепление в штатном расписании, оплату выполняемых обязанностей, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей.

В соответствии с принятой классификацией служащие делятся на три категории: руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители). Отнесение к той или иной категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно - административные, аналитико - конструктивные, информационно - технические).

В нашей ситуации предметом рассмотрения являются именно должностные обязанности. Должностные обязанности определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач. Участвуя в трудовых отношениях, служащий за плату лично выполняет определенную работу и сознает свою ответственность перед работодателем.

Основным правовым актом, определяющим трудовые обязанности любого работника, является трудовой договор.

Трудовой договор (контракт) – это соглашение между работником и руководителем организации или учреждения, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности и подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а руководитель обязуется выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Должностные обязанности менеджера.

Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность.

Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес - планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.

Анализирует и решает организационно - технические, экономические, кадровые и социально - психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.

Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.

Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.

Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.

Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.

Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.)

В зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям (участкам) этой деятельности.

Должен знать:

законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;

рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;

конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга;

теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;

теорию и практику работы с персоналом;

формы и методы ведения рекламных кампаний;

порядок разработки бизнес - планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;

основы социологии, психологии и мотивации труда;

этику делового общения;

основы технологии производства;

структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности;

методы оценки деловых качеств работников;

основы делопроизводства;

методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;

основы законодательства о труде;

передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента;

правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области теории и практики менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Индустрия туризма уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта (товара). Анализ экономических исследований в области туристского бизнеса показал, что когда речь идет о совершенствовании управления туристской организацией, то особое внимание уделяется вопросам окружающей среды, рынка, конкурентам, клиентам и т.п., однако главные усилия управления в индустрии туризма должны быть направлены на ее персонал.


Заключение

 

В ходе написания данной дипломной работы мною были проанализированы и определены перспективы развития мирового туризма и современное состояние турбизнеса в Республике Казахстан.

Туризм – по своей сути тенденциозен и как любое другое экономическое явление подвержен динамичным изменениям. Несмотря на все финансовые кризисы в прошлом и настоящем, несмотря на политические сдвиги, на ужасающие природные катаклизмы и социальные конфликты, мировой туризм, тем не менее, продолжает развиваться. Причём сегодня можно наблюдать бурное, стремительное развитие, хоть и с некоторыми стагнациями и отклонениями.

Современный туризм и процессы, связанные с ним серьёзно изучаются экономистами, историками, политиками, учёнными и др.

Рассмотрев историю развития туризма в Казахстане, я пришёл к выводу: в настоящее время в Республике Казахстан туризм оценён по достоинству. Существуют все возможности для развития таких видов туризма, как культурно-познавательный, экологический, деловой, спортивный, приключенческий (экстремальный) и др. И, наконец, космотуризм в мире стал знаковым ответвлением туризма последнего десятилетия и в нашей стране. В 2007 году по инициативе Министерства туризма и спорта Республики Казахстан разработан проект «Казахстан – первая космическая гавань планеты». В стратегии развития государства «Казахстан 2030» туризм признан одним из важных факторов, влияющих на рост экономики. Исходя из этого, основной целью развития данной отрасли является создание конкурентоспособной туристской индустрии страны в целях содействия экономическому росту и повышению занятости населения.

Принимая решения для организации бизнеса, прежде всего, необходимо руководствоваться законодательными документами. Изучив закон «О туристской деятельности Республики Казахстан» и другие нормативные документы в области туризма и предпринимательства мною была охарактеризована нормативно-правовая база в сфере туризма, определены правила и порядок регистрации туристской фирмы.

Туристская деятельность — это организованная деятельность по предоставлению туристских услуг. Рынок туризма характеризуется большим числом субъектов, участвующих в процессе производства и продвижения туристской услуги. При всем разнообразии субъектов рынка (туристские предприятия, объединения, турагенты, туроператоры и т.п.) между ними устанавливаются логические взаимоотношения уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся так, чтобы достичь стратегических целей туристской отрасли. Организационная структура управления туризмом позволяет упорядочить совокупность взаимосвязанных элементов внутри любой туристской организации, туристского рынка. Таким образом, рассмотрев организационные структуры, я определил наиболее оптимальную структуру управления туристским предприятием, как одного из основных элементов управления организацией.

Без высококвалифицированных, культурных, знающих свое дело управленческих кадров немыслимы глубокие качественные изменения в области менеджмента. В дипломной работе я сформулировал квалификационные требования к руководству предприятием и в общем виде наметил должностные инструкции основных категорий работников туристской фирмы.

Определив специфику туристского бизнеса, представленная работа послужит надёжным ориентиром в организации деятельности туристкой фирмы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.