Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно правовая база






 

Согласно стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, туризм определен как одно из приоритетных направлений экономического роста страны. При этом государство оказывает всяческую поддержку деятельности, направленной на развитие туризма в Республике. Прежде всего, государственная политика в сфере туризма предполагает создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.

В любом государстве взаимоотношения сторон " турист - турфирма", " турист - государство", " турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при всё большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон. Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе.

Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном и региональном уровнях. Как известно бизнес не может действовать вне государства и предприниматель, осуществляющий свою деятельность не может обходиться без законов и правил, установленных государством. Нелишне будет сказать - в Докладе о Программе Правительства Республики Казахстан[9] говорится о развитии бизнес-среды и поддержки предпринимательства. Речь идёт о решении задач по упорядочению разрешительной системы, устранению дублирования и сокращению разрешительных процедур, таких как лицензирование, сертификация, стандартизация, аккредитация, а также создание предпосылок для перехода на более высокий уровень развития.

Далее представлен перечень основных документов нормативно-правовой базы туризма:

- ГКРК;

- ЗРК " Об основах туристской деятельности в РК"

- ЗРК " О защите прав потребителей";

- Законы " О стандартизации", " О сертификации продукции и услуг";

- Постановление Правительства PК " О лицензировании международной туристической деятельности";

- Постановление Правительства РК " Правила предоставления гостиничных услуг в РК";

- Постановление Госстандарта РК " Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц".

Многие годы туристская деятельность, по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператорская, турагентская деятельность), а также иная деятельность по организации путешествий (лицензирование, стандартизация этой деятельности, сертификация туристских услуг, услуг гостиниц и др.) не имела надежного правового обеспечения. Такое положение вело к нецивилизованному развитию туристского рынка. Туризм, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других.

И, наконец, туристская деятельность, оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность, которая регулируется Законом о туристской деятельности и различными нормативно-правовыми актами. Профессиональная деятельность специалистов в сфере туризма требует знаний правовых основ, норм направленных на стабильное регулирование. Как известно незнание или непонимание закона ни кого не освобождает от ответственности. Специалист обязан ориентироваться в многочисленных юридических источниках, знать основные нормативные акты соответствующей отрасли права, уметь отстаивать права и интересы своей туристской организации со ссылкой на закон.

Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое количество правовых и нормативных документов, регулирующих туристскую деятельность. Более того, туристская деятельность регламентируется также и многочисленными международными соглашениями и требует более глубокого подхода в изучении этих документов.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

- содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

- лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

- установления правил въезда в РК, выезда из РК и пребывания на территории РК с учетом интересов развития туризма;

- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

- создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

- налогового и таможенного регулирования;

- предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РК и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РК;

- содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

- развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

- содействия участию казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

- обеспечения картографической продукцией;

- иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством РК.

Координацию туристской деятельности в РК осуществляет орган исполнительной власти в сфере туризма.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Государство, как записано в ЗРК " Об основах туристской деятельности", признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Республике Казахстан как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Государственные органы по регулированию туризма в РК.

В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.

Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма С 9 августа 1994 г. стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму.

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму должен обеспечивать:

- разработку основ государственной политики в сфере туризма;

- координацию работ по экспертизе правовых актов и программ в сфере туризма;

- анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Имеются нормативные акты Госстандарта РК о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и т.д.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что на сегодняшний день в Республике Казахстан правовой основой малого бизнеса, к которому, несомненно, относится и туристская деятельность, являются более 15 законов, указов Президента Республики Казахстан, десятки актов Правительства, министерств и ведомств, направленных на развитие. Нормативно-правовая база несовершенна[10], но, тем не менее, закон существует и работает. Более того, законодательные документы в области туризма постоянно дорабатываются, изменяются, дополняются, что позволяет говорить об активном содействии государства.

туристский бизнес сертификация стандартизация






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.