Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туризм как экономическая категория






 

Сейчас уже никого не нужно убеждать, что в современном мире туризм является важнейшей отраслью мировой экономики. Не случайно нынешнее столетие провозглашено ООН Веком туризма. Лидирующие позиции туризма в мире обусловлены, прежде всего, процессами глобализации экономики и все возрастающим интересом людей к достижениям других народов и цивилизаций.[2]

На сегодняшний день специалисты уверенны в том, что туризм является тем самым показательным примером, который доказывает, что многомиллиардные доходы может приносить не только промышленность и сельское хозяйство, но и область, которую причисляют к так называемому рынку услуг.

Туризм не рассматривался в прошлом как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавали особого значения. Длительное время политиков так же не интересовала роль, которую играет туризм. Сегодня, учитывая тот уровень, к которому подошёл туризм, вполне понятна серьёзность его влияния на экономику.

С течением времени туризм начал постепенно развиваться и качественно и количественно. Только тогда экономисты оценили важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть в развитии национальной экономики. В результате экономисты были вынуждены решать конкретные экономические проблемы, возникающие в результате туристской деятельности.

Менее чем за 400 лет путешествия и туризм превратились из времяпрепровождения, которое могли себе позволить только состоятельные люди, в огромную индустрию, являющуюся важнейшим участником мировой торговли. Во многих странах именно поступления от туризма формируют основную часть доходов в иностранной валюте.

Ни одна страна не может произвести всю продукцию и все товары и обеспечить все виды услуг, которые необходимы самой стране и её населению, поскольку каждая страна рассчитывает, прежде всего, на свои природные ресурсы. (Промышленное сырьё, сельскохозяйственные ресурсы, туристские достопримечательности и т.д.)

Раскрывая роль туризма в современной экономике целесообразно рассмотреть некоторые особенности, а также сущность туризма как сектора экономики.

Имея длительную историю, понятие «туризм» до сих пор по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. Существующие определения туризма могут быть объединены в две группы. Одни носят узкоспециализированный характер, касаются отдельных экономических, социальных, правовых и других аспектов туризма или его видовых особенностей и выступают в качестве инструмента для решения конкретных задач (например, в целях статистики). Другие, концептуальные или сущностные, определения охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений, и позволяют отличить его от сходных явлений.

Впервые понятие «международный турист» было сформулировано в 1937 г. Комитетом экспертов по вопросам статистики Лиги Наций и согласно ему туристом является лицо, для которого характерны следующие признаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи с трудом и заработной платой. Данное определение получило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми поправками. На основе этих признаков и формировался понятийный аппарат сферы туризма. В последующие годы определение «турист» обсуждалось на совещаниях Международного союза официальных туристских организаций (Дублин, 1950; Лондон, 1957), на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963), конгрессе ВТО (Манила, 1986) и других, что свидетельствует о теоретической и практической значимости определения туриста, а также о стремлении сделать его более полным и точным с учетом новых тенденций и явлений.

Одно из первых определений туризма, принятое ООН, трактовало туризм как «активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства».

Более широкое определение этого понятия дает Академия туризма в Монте-Карло: «Туризм — общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания», т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.

В настоящее время наиболее широко используется определение, известное как «генеральная теория туризма В. Хунцикера — К. Крап-фа», которое определяет туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.

Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (АИСТ) приняла за основу следующее определение: «туризм - совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы». Производители и потребители туристского продукта имеют свои экономические интересы, таким образом, в туризме возникают производственные и экономические отношения. Данный подход выводит туризм в самостоятельную область бизнеса, но скорее отражает сущность туристского рынка. Несмотря на то что экономисты продолжают работать над понятийным аппаратом индустрии туризма, термин «туризм» уже сложился. Различные определения лишь выделяют или дополняют отдельные его черты.

Так, например, согласно ещё одному из определений, предложенных Статистической комиссией ООН в 1992 г., «туризм — путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью». В данном определении критериями для выделения туризма из других видов путешествий являются: обычная среда путешествующего (местожительство); срок путешествия и мотивация поездки, не относящаяся к поиску постоянной работы или миграции; добровольность совершения поездки; спрос на туристские объекты, в том числе средства размещения. Схожее определение закреплено в законе «О туристской деятельности в Республике Казахстан»: «туризм - путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания»; Очевидно, что данное толкование в первую очередь подчеркивает социальное значение и природу туризма.

В практике туризм все чаще понимается как «специфичная отрасль народного хозяйства, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия».

Такое определение достаточно полно характеризует экономическое содержание туризма:

- туристская услуга является товаром, поскольку обладает потребительской и меновой стоимостью;

- достижение удовлетворения потребности туриста возможно лишь на основе комплексного туристского обслуживания;

- туризм является особой сферой распределения и использования ограниченных туристских ресурсов.

Соответственно, туристский бизнес - это любой вид туристской деятельности, приносящий доход или иные выгоды в результате предоставления туристам различных услуг хозяйствующими субъектами.

Следует отметить так же двойственную внутреннюю природу туризма. Подобная природа заключается в том, что туризм, с одной стороны, представляет собой особый целенаправленный массовый и ограниченный во времени род путешествий, а с другой — это род деятельности по организации и осуществлению названных путешествий.

Учитывая данную особенность, мотивы и цели можно разделить на те, что преследуют непосредственно туристы, и те, что ставят перед собой организаторы туризма (государство, негосударственные структуры и население). Таким образом, туризм, прежде всего, экономическая категория, поскольку он непосредственно связан с продажей услуг туристам, получением от этого доходов, созданием рабочих мест.

В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического развития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов. «Туризм давно играет серьезную роль в развитии общества в целом. В ближайшие годы его влияние может заметно усилиться», – заявил президент ВТО Франческо Франжиалли на 13-й сессии ВТО. (Сантьяго, сентябрь 1999 г.).

Известно, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса. По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития.

Экономическое значение туристской деятельности (например, для развивающейся страны) может быть оценено с точки зрения ее способности генерировать приток иностранных туристов или предоставлять средства для обеспечения более гибких цен в ее экспортной промышленности. В развитой же или индустриальной стране можно отметить способность туристской индустрии содействовать развитию экономики.

Значение туризма для экономики страны можно оценить с учетом ее относительной доли в общемировом числе. Таким образом можно оценить относительное значение отдельных стран для мирового туризма. С другой стороны, значение туризма может быть исследовано с учетом важности туристской деятельности для экономики каждой отдельной дестинации.

Современный туризм как экономическое явление:

· имеет индустриальную форму;

· выступает в виде турпродукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

· создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики;

· представляет собой механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

· является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

· характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

· возникает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

· совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, именно их дифференциация и дискретность создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребность людей к познанию и перемене мест своего пребывания.

Приведенные выше данные о вкладе туризма в мировую экономику создают представление об эффективности туризма только в самом общем виде. К сожалению, все еще не существует единой методики по оценке вклада туризма в национальное и мировое хозяйства, и пока для иллюстрации вклада туризма в экономику (его экономического эффекта) используют следующие переменные:

· вклад туризма в создание национального дохода;

· влияние туризма на региональное развитие;

· туризм и платежный баланс;

· туризм и налоговые поступления в бюджет;

· туризм и рост числа рабочих мест;

Значимость каждой из этих составляющих для оценки эффекта от туризма известна, хотя теоретическая разработка оценки каждой из них требует дальнейших исследований. Особенно слабо обстоит дело с оценкой роли туризма в национальном доходе.

Таким образом, туризм способен оказывать влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

Нужно также заметить, что туризм существенно отличается от других отраслей экономики: это по своему очень сложный сектор, который имеет свои особенности.

На сегодняшний день, являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм (по данным Всемирной туристской организации) обеспечивает 10 % оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, каждое 16 -е рабочее место. Для 38% стран мира туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

По данным ВТО ежегодно одна треть населения Земли принимает участие в поездках. Согласно прогнозам прирост международного туризма будет составлять ежегодно 4%. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма.

Современное развитие туризма и производство туристских продуктов (услуг) невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряженные с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые средства и технические условия производства, т. е. формируют материально -техническую базу туризма, а с другой доводят произведенные туристские продукты до потребителя.

Можно выделить следующие экономические функции туризма:

· производственная функция. Предприятие выполняет производственную функцию, если используются такие производственные факторы, как труд, земля и капитал;

· функция обеспечения занятости населения. Количественный рост кадров в туристской отрасли может быть приостановлен только в результате внедрения технических разработок. Технические средства облегчают деятельность, но не могут заменить личное общение. Говоря о прямом эффекте предоставления занятости в туризме, мы имеем в виду то, что население получает рабочие места непосредственно в туристских предприятиях;

· функция создания дохода. Кто работает, тот, как правило, получает доход от своей деятельности. С функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание национального дохода. Это относится прежде всего ко всем людям, чьё рабочее место напрямую зависит от туризма.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует чёткая связь между тенденциями развития туризма и общего экономического развития. Туризм так или иначе оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества и в свою очередь туризм очень чувствителен к какому-либо экономическому изменению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.