Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мозаики Сирии и Египта 1-4 вв.

Мозаика - это долговечный ковер, состоящий из эмблемы (фигурной композиции), окруженной орнаментальными узорами. Сюжетами греческих и римских мозаик являются главным образом сцены из мифологических сказаний. Из богатейшего арсенала мифологии черпались и занимательные эпизоды и разнообразные образы.

Мозаичные полы с сюжетной композицией появились в классической Греции (IV в. до н. э.). Узоры и фигуры из речной или морской гальки сохранились на полах греческих городов Олинфа и Ольвии. В этой же технике известны превосходные мозаики III века до н. э. во дворце Пеллы, столицы македонских царей.

Художественная традиция и техника эллинистической мозаики продолжала развиваться в римской Сирии. Самые ранние римские мозаики относятся к концу I - началу II века. Особенно много мозаик открыто в руинах Антиохии и ее пригорода Дафнэ. Сохранились мозаики в Апамее, Селевкии Пиерее, Беруте, Библе, Баальбеке, Пальмире, Филиппополе. Находят мозаики и в богатых сельских виллах.

Создание мозаики было делом многих мастеров. В одних местах добывали разные камни и превращали их в тессеры, в других варили смальту и также делали тессеры. Все должно было быть подобрано и упаковано по цветам и тонам и транспортировано по требованию заказчиков.

У всех мозаичистов были альбомы образцов, содержащие либо копии знаменитых картин, либо оригинальные рисунки и орнаментальные комбинации. Для каждой фигурной мозаики приготовлялся картон, по которому и складывалась мозаика. Орнаментальное обрамление сюжетной картины состояло либо из растительных мотивов, либо из геометрических элементов: ромбов, кубиков, кругов и традиционного орнамента - меандра.

Мозаики находились не только в жилых домах, но и в термах, театрах и храмах. Мозаичные композиции располагались в зависимости от назначения и конфигурации помещения. В большом зале эмблема помещалась в центре, ее обрамлял тот или иной узор. В столовой - триклинии, где клинэ, то есть ложе для гостей, составлялись в виде буквы " П", эмблемы, обычно две - три, помещались в форме буквы " Т". В длинные, узкие коридоры укладывали несколько небольших картин.

Прослеживая путь развития мозаики, трудно разграничить ее стилистически по хронологическим отрезкам. Для мозаик конца I - начала III века характерны наиболее точные подражания классическим живописным оригиналам. Доминирующее положение в общем убранстве пола занимает эмблема, легкий ажурный орнамент окружает ее. С III века мозаики, не теряя яркости красок, богатства колорита, отходят от подражания живописи. Не только мельчайшие, до 4 кв. мм, тессеры создают светотеневой эффект объемности, но и более крупные, в один кв. см, не менее выразительно передают пластические формы. В III - IV веках возникают новые стилистические приемы, больше появляется произведений, где мозаичист предпочитает темный четкий контур тонкому переходу из тона в тон при трактовке черт лица, складок одежды. Начинает выступать на первое место графическое начало. Декоративные узоры в эти века становятся очень плотными, даже перегруженными, хотя комбинации их интересны и разнообразны.

Наиболее ранние мозаики сохранились в триклинии " Дома атриума" в Антиохии (Дома с мозаиками в Сирии получили в науке условные названия или по главному сюжету мозаики, или по плану какого-либо помещения, например " Дом портика".). Три композиции построены в виде буквы " Т". Поперечную занимала сцена состязания Диониса с Гераклом. Бог виноделия в образе изнеженного юноши возлежит на ложе и уже бросил пустую чашу. Геракл, грубоватый, некрасивый, еще допивает свой кубок. По вертикали от буквы " Т" расположены две сцены в пышных рамах: суд Париса и Венера и Адонис (последняя мозаика сильно фрагментирована). Остальное пространство пола покрыто легким сетчатым узором. Все фигуры хорошо нарисованы, тонко по цвету подобраны мельчайшие тессеры, передающие оттенки нежной кожи Диониса и загорелой - Геракла. На лице Диониса в 10 кв. см мозаичист уложил пятьсот тессер, чем иллюзорно передал тончайшие мазки кисти.

 

Суд Париса. Мозаика триклиния 'Дома атриума' в Антиохии. II в.

Гармоничная, уравновешенная в массах композиция сцены суда Париса на фоне пейзажа, классически прекрасные фигуры трех богинь говорят о том, что эта мозаика является копией с какого-то оригинала художника эллинистического времени. Особенно следует отметить раму, или бордюр, этой эмблемы: пышные листья аканфа завиваются характерным для эллинистического и римского времени декоративным рисунком, в основе которого лежит бесконечно повторяющийся завиток. В двух местах этой прекрасной гибкой гирлянды вставлены человеческие головки, очень тонко промоделированные. Мы остановили свое внимание на характере этого бордюра, так как именно подобный декоративный мотив разрабатывался сирийскими мозаичистами неоднократно вплоть до V века.

О богатстве и разнообразии колористических решений можно судить по превосходной мозаике из Дафнэ, из так называемого " Дома красного пола". На полу одной из комнат (5, 7 × 5, 8 м) исполнен своеобразный яркий ковер из девяти картин. Пять посвящены драматическим сценам из греческих мифов и легенд, в четырех представлены фигуры крылатых юношей с атрибутами Сезонов, а в центре пола на белом фоне изображена героиня Троянской войны - Андромаха с сыном. Вокруг в прямоугольных полях изображены Атланта в споре с Мелеагром из-за убитого вепря, Афродита, удерживающая Адониса, зная, что ему грозит гибель, Аргус, сторож Ио, Ипполит, отвергающий любовь своей мачехи Федры. Фигуры гармоничны в пропорциях, жесты их сдержанны, но выразительны. Цвета плащей и туник подобраны с большим вкусом. Так, на Федре серо-лиловая туника и желтый плащ, окутывающий фигуру; У Ипполита серая с лиловым в складках туника и красный плащ; старая кормилица, стоящая между героями трагедии, в темно-лиловой одежде. На обнаженное тело Адониса накинут светло-синий плащ, хитон Афродиты светло-зеленый, а плащ лимонно-желтый. Фон всех четырех композиций выложен ярко-красной смальтой, цвет его как бы символизирует сильные эмоции действующих лиц. Мозаичист смело сгармонировал разнообразные оттенки драпировок столь активным фоном.

Федра и Ипполит. Мозаика 'Дома красного пола' в Дафнэ. II в

 

В отличии от центров Сирии, образцов египетской мозаики сохранилось очень мало.

Еще в XVI веке в Италии, в Палестрине (древнем Пренесте), в римском святилище Фортуны обнаружена была огромная мозаика с характерным " Нильским пейзажем". Мозаика до недавнего времени считалась картой Египта, созданной в память путешествия императора Адриана в эту провинцию. Во время второй мировой войны (в 1944 году) строения, воздвигнутые над святилищем, подвергались бомбежке. После разборки в 1952 году развалин определились архитектурные части святилища Фортуны и уточнилась датировка мозаики (время Суллы-I век до н. э.). Новая датировка хорошо согласуется с указанием Плиния Старшего, который в своей " Естественной истории" (XXXVI, 188) упоминает о мозаиках, установленных в Пренесте при Сулле, куда они, скорее всего, могли быть привезены из Александрии.

 

Судить о первоначальном виде мозаики по ее современному состоянию несколько затруднительно, так как еще в XVII веке она была отреставрирована, но общее композиционное решение сохранилось. Разнообразные праздничные и повседневные сцены из жизни египтян в дельте Нила расположены одна над другой; здесь и архитектурные памятники-храмы, дома и хижины, около которых разворачиваются сцены культовых церемоний, сельских работ, рыбной ловли и охоты, прогулок на лодках. Одна из сцен представляет веселый пир под тентом, возможно, происходящий в пригороде Александрии - Канопе, славившемся в древности увеселительными заведениями. Великолепен бледный голубовато-зеленый и желто-коричневый колорит мозаики. На ней реалистически воспроизведены различные животные и птицы, обитающие в устье Нила.

В Музее греко-римского искусства в Александрии хранится часть большой мозаики II - III веков из древнего Фумуиса также с изображением сцены в дельте Нила. Вероятно, представлена семья на берегу реки за столом, на котором расставлены фрукты и напитки. Пирующих развлекает танцовщица. Вдали карлики-пигмеи занимаются ловлей рыбы, и тут же обязательные для " нильского пейзажа" крокодилы и бегемоты.

Уникальна мозаика с подписью мозаичиста Софилоса (первая половина II в.). В образе величественной, с пылающим взглядом женщины символически представлена столица Египта Александрия. Военный плащ на плечах и шлем в виде корабля должны были подчеркнуть силу александрийского флота. В руках богиня держит устройство для абордажа, так называемый " афластон", что, вероятно, указывало на храбрость александрийских моряков. Мозаика, набранная мелкими тессерами, с применением свинцовых прокладок, исполнена яркими цветами с богатыми светотеневыми эффектами. Доминируют белые, серые и зеленые тона. Тени выполнены коричневой смальтой с оранжевыми рефлексами. Весьма выразительны глаза с яркими черными зрачками. Мозаика обрамлена двойной плетенкой.

Мозаик с мифологическими персонажами известно немного. На фрагментах мозаик III века изображены амуры, охотящиеся на лань, а также Алфей и Аретуза. Фигура речного бога Алфея, представленного в виде обнаженного юноши, построена достаточно выразительно. От преследуемой им нимфы Аретузы сохранилась лишь голова с патетическим выражением лица. Мозаики Египта входят в общий круг этого искусства в восточных провинциях и развиваются по технике и стилю, как и мозаики Сирии.

 

Литература:

Чубова А.П., Касперавичюс М.М., Саверкина И.И., Сидорова Н.А. 'Искусство Восточного Средиземноморья I - IV веков' - Москва: Искусство, 1985

Подробней про мозаики можно посмотреть в электронной версии книги: https://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000023/index.shtml

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава двадцать девятая. Вездеход рванул так, что Сиверцев побоялся за устроившихся на броне бойцов — как бы их не сдуло | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.