Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности спроса на общественные блага






Характер формирования спроса на общественные блага существенно отличается от характера формирования спроса на частные блага.

Дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в приобретении разного количества блага по одной и той же рыночной цене. Это связано со свойствами исключаемости и делимости частных благ. Совокупный объем спроса формируется путем горизонтального агрегирования индивидуального спроса, т.к. суммируются объемы спроса для заданной цены вдоль горизонтальной оси. На графике (рис. 2) показано, что если имеются три потребителя и цена блага Р, тогда объем спроса:

, где i = 1, 2, 3.

P

 
 


D

P

D1 D2 D3

 

Q

 

Рисунок 2 – Формирование совокупного спроса на чистое частное благо

Чистое общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть предоставлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения: Qs = q1 = … = qi

Дифференциация запросов потребителей выражается в дифференциации их готовности платить. При формировании индивидуального спроса на чистое общественное благо потребители сами определяют величину платежа, а не являются «получателями» цены, как в случаях с чистым частным благом. Смысл этого условия очевиден: индивидуальному потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме. Фиксированным параметром при суммировании выступает уже не цена, а количество общественного блага, на которое предъявляется спрос, т.е. происходит вертикальное суммированиеиндивидуальных кривых спроса. Процесс формирования кривой общего спроса на чистое общественное благо показан на рисунке 3. Совокупный спрос равен сумме индивидуальных предельных выгод: , где МВ – предельная выгода.

P,

MB

D=

 
 


D3

D2

D1

Q

Qs

Рисунок 3 – Формирование совокупного спроса на чистое общественное благо

Проведенный анализ особенностей спроса на общественные блага позволяет перейти к построению модели оптимального уровня производства общественного блага с учетом различных предпочтений потребителей. На рисунке 4 приведена его графическая иллюстрация. Кривая совокупного спроса (D1+2), полученная при помощи вертикального суммирования кривых индивидуального спроса первого индивида (D1) и второго индивида (D2), показывает, что с увеличением предоставляемого общественного блага потребности в данном товаре постепенно насыщаются, причем у второго потребителя быстрее (в точке Q2), чем у первого (в точке Q1). Это приводит к тому, что кривая совокупного спроса принимает вид ломаной линии Р1+2KQ1, т.к. при объемах, превышающих Q2, второй индивид не желает больше потреблять и оплачивать благо, а первый индивид еще сохраняет готовность платить. Поэтому после прохождения точки K кривая суммарного спроса совпадает с кривой первого индивида D1.

Линия предложения S представляет собой линию предельных общественных затрат, равных сумме предельных частных затрат производителя и положительных (отрицательных) внешних эффектов производства.

Оптимальному объему производства общественного блага соответствует точка Е, в которой пересекаются кривые совокупного спроса (D1+2) и предложение S. В точке E готовность субъектов платить за производство каждой дополнительной единицы общественного блага совпадает с дополнительными издержками на производство этой единицы: МС = МВ, где МС – предельные общественные издержки производства чистого общественного блага, МВ – предельные общественные выгоды от его производства.

P, MB

P1+2

 

E MC = S

P2

 

P1

 

K

D2 D1

Q* Q2 Q1 Q

Рисунок 4 – Модель оптимального уровня производства общественного блага

 

Определение функции спроса базировалось до сих пор на предпосылке точного выявления предпочтений инди­видов, т.е. их готовности платить. Но в реальной действи­тельности существуют мощные стимулы сокрытия собственных оценок. Поэтому функцию совокупного спроса на общественные блага называют еще «псевдоспросом». Воз­никновение данного процесса связано со спецификой общественных благ. Поскольку исключение из потребления в случае неуплаты невозможно, это приводит к разрыву связи между количеством полученного общественного блага и предъявленной готовностью платить. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в их оплате. Такое явление получило название проблемы «зайцев», или эффекта безбилетника (впервые термин «безбилетник» был предложен американским экономистом М. Олсоном в 1965 г.). Люди занижают объемы общественных товаров, которые они хотели бы иметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других.

Проблема «зайцев» приводит к тому, что объем чистого общественного блага при добровольном финансировании оказывается ниже эффективного, т.е. имеет место недопроизводство общественных благ.Тем не менее, отдельный потребитель, став «зайцем», действует рационально, стремясь максимизировать свой выигрыш. Причем, чем больше группа людей, в которой осуществляется коллективное финансирование производства общественных благ, тем меньше вероятность быть разоблаченным и, соответственно, больше соблазн получения выгод без внесения соответствующей доли оплаты. Возникает ситуация рационального иждивенчества.

Из этого следует, что показатели рыночного спроса на общественное благо значительно занижаются либо скрываются вовсе. Поэтому рыночный спрос на такой товар не создает достаточный доход для покрытия издержек производства, хотя коллективная выгода от этого блага может равняться соответствующим экономическим издержкам или превышать их; По этой причине правительственные орга­ны в большинстве стран с развитой экономикой не надеются на добровольные взносы как средство финансирова­ния затрат на производство общественных благ. Общественные товары и услуги обычно финансируются за счет взимания налогов и других обязательных платежей.

Рассмотренные выше особенности спроса на частные общественные блага отражены в итоговой табл. 1.

Таблица 1 – Специфика формирования совокупного спроса

Тип блага Критерии сравнения
формирование совокупного спроса характер предпочтений проявление спроса на рынке форма оплаты
Чистое частное благо Q – изменяется, P – const (горизонтальное суммирование из-за делимости благ) выявленные предпочтения исключаемость из потребления добровольная оплата по рыночной цене
Чистое общественное благо P – изменяется, Q – const (вертикальное суммирование из-за неделимости благ) скрытые предпочтения проблема «безбилетника» принудительное взимание налогов

 

4. Производство общественных благ: возможности рынка и государства

Современные экономические системы являются смешанными экономиками, сочетающими частный и общественный сектора. Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Экономика общественного сектора решает проблемы, связанные с производством общественных и коллективных благ, определением механизмов достижения социальных целей и внерыночным взаимодействием интересов.

Проблемы выявления реального спроса на общественные блага создают серьезные трудности в определении оптимальных объемов предложения и финансирования.

Принцип соответствия предельной выгоды предель­ным издержкам МВ = МС, использованный для определе­ния оптимального количества общественного блага, ана­логичен правилу МR = MC для выпуска продукции и пра­вилу МRР = МRС для определения затрат, необходимых для максимизации прибыли. Однако затраты и выгоды в общественном секторе связаны со значительными внешними эффектами, вследствие чего их нелегко оценить на практике. Поэтому применение анализа издержек и выгод часто наталкивается на серьезные трудности.

Дуализм смешанной экономики постоянно порождает проблему определения «границ» частного и общественного сектора. Поэтому должен решаться вопрос об оптимальном распределении ресурсов между производством частных и общественных благ в условиях общего равновесия. Теоретическое решение данной задачи было предложено представителями «неоклассического синтеза» еще в 50-х годах XX века и получило название модели общего равновесия Самуэльсона. Условие Парето-оптимума для экономики с общественным благом:

,

где МRS – предельная норма замещения;

МRТ – предель­ная норма трансформации;

I – число потребителей.

Следовательно, любое общественное благо может быть произведено за счет фактического или потенциального уменьшения потребления других общественных или частных благ. Парето-нейтральными являются лишь изменения, при которых полезности утрачиваемых и приобретаемых благ уравновешивают друг друга с точки зрения каждого субъекта. «Цены» общественного блага для различных субъектов, точно отражающие дифференциацию предельных норм замещения, в идеале могли бы служить основой справедливого распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом устанавливается на рынке, рассматривается в модели частичного равновесия Линдаля. Модель Линдаля является нормативной, показываю­щей идеальный механизм согласования выявленных предпочтений на основе добровольного обмена и системы «налоговых цен». Поэтому модель Линдаля получила название – модели добровольного обмена, аравновесие – фискального оптимума.

Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественное благо потребляется только двумя индивидами (двумя однородными группами населения). На рис. 5 по оси абсцисс отложен обмен совместно потребляемого общественного блага (Q), а на оси ординат – доля налоговых платежей (t) каждого индивида в полном (100%) финансировании блага.

t

100%

D2

 
 


t1E t2E


t1 D1 t2

Q

Q2 QE Q1 100%

 

t

Рисунок 5 – Достижение оптимального объема производства общественных благ в модели добровольного обмена Линдаля

 

Спрос на общественное благо по Линдалю связан с распределением налогового бремени, т.е. является налоговой долей субъекта в совокупных расходах. Эти налоговые доли играют роль персонализированных цен, называемых «налоговыми ценами». Кривая индивидуального спроса первого субъекта (D1),) показывает, что увеличение доли налогов на финансирование производства общественного блага, выплачиваемых первым субъектом, приводит к тому, что он желает иметь все меньшее количество этого блага т.е. его спрос на благо уменьшается. Кривая индивидуального спроса второго субъекта (D2) также показывает обратную зависимость между количеством желаемых обще­ственных благ и его долей в финансировании. Поскольку индивиды осуществляют финансирование данного блага совместными усилиями, то их доли в финансировании взаимозависимы как две части целого; если снижается доля одного в общем налоге, то растет доля другого. Это является источником противоречий между субъектами. Так, если доля первого субъекта в общем налоге невысока и составляет t1 (%), то он желает иметь большее количество блага (Q1), чем второй индивид (Q2), который платит более высокий процент налогов: (%).

Между субъектами при таком распределении налогов существуют разногласия по поводу размеров налогов и объемов производства, что делает невозможным достижение оптимального уровня производства общественных благ без дополнительной договоренности.

На рис. 5 видно, что если первый субъект согласится на некоторое повышение налогового бремени от t1 до t1E и сокращение желаемых объемов потребления обществен­ного блага от Q1 до QЕ, то второй субъект получит соот­ветствующее росту налогов первого ослабление налогово­го режима от t2 до t2E, что увеличит потребление им блага от Q2 до QE. В точке Е становится возможным достижение Парето-оптимального состояния в сфере производства общественных благ или равновесия по Линдалю. Именно в этой точке полезность от потребления последней единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух потребителей.

Частичное равновесие на рынке общественного блага определяется набором цен Линдаля. По этим ценам каждый субъект предъявляет спрос на одинаковый объем об­щественного блага.

где Рq налоговые цены на общественные блага.

Оптимальной является ситуация, когда налогоплательщик получает адекватную полезность как потребитель общественного блага, для создания которого этот платеж был введен. Данная ситуация имитирует модель совершенной конкуренции на рынке общественных благ.

Однако данная модель не учитывает многие реальные трудности в достижении договоренности (проблемы безбилетного проезда, сокрытия истинных предпочтений, противоречивости интересов), что делает ее нереалистичной. Поэтому распространенной практикой восполнения несостоятельности рынка в предоставлении общественных благ становятся не добровольные соглашения по Линдалю, а государственные меры по производству и финансированию общественных благ.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах благодаря их свойствам неисключаемости и неконкурентности. В большинстве стран государство не
только финансирует поставку подобных благ за счет налогов, но и непосредственно организует их создание силами общественного сектора.

Когда речь идет о смешанных общественных благах, допустима и целесообразна постановка вопроса о минимизации участия государства в их создании и финансировании. Если слабо выражено свойство неисключаемости, следует проанализировать перспективы использования рыночных механизмов и предпринимательской инициативы. Если относительно узки границы несоперничества, ответственность государства за поставку общественного блага следует сосредоточить на локальных уровнях и по мере возможности подключать механизмы добровольных коллективных действий.

Для эффективного удовлетворения потребностей в локальных общественных благах необходимо, чтобы масштабы, в которых они поставляются, соответствовали численности потребителей. Эта проблема решается в рамках определения локального равновесия.Каждый субъект может выбирать наиболее подходящий вариант сочетания оплаты блага (налогообложения) и количества его потребления. Для большинства этих благ возникает проблема переполнения (перегрузки), поэтому их производство рассматривается под углом зрения теории клубов. Клубомназывается ограниченное множество потребителей, которые име­ют возможность свободно потреблять данное благо и выступают как единый хозяйственный субъект. Клуб определяет, с одной стороны, наиболее приемлемое число членов, а с другой – подходящие размеры помещений, оказания услуг. В качестве клубного блага обычно выступают услуги, оказываемые группе потребителей: пляж, парк, бассейн, библиотека, театр и т.д. Теория клубов имеет непосредственное отношение к деятельности государства или органов местного самоуправления, производящих смешан­ные общественные блага.

Понимание природы общественных благ позволяет объяснить причины формирования стратегии развития общественного сектора на основе политических решений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.