Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальный доход: сущность, источники, измерение






 

Национальный доход общества – это чистый продукт общества или вновь созданная стоимость в обществе за определённый промежуток времени (чаще за год). Такое определение дано с точки зрения стоимостных отношений, результативности общественного производства. С точки зрения отношений собственности национальный доход – это сложная система отношений между наёмными работниками, предпринимателями, мелкими товаропроизводителями, другими слоями населения, государством по поводу присвоения необходимого и прибавочного продукта за определённый промежуток времени.

Выражение «национальный доход» встречается уже в 1696 г. в «Аспектах Франции» Буагильбера. Грегори Кинг осуществляет оценку национального дохода в Англии. Известно, что Ф. Кенэ и А. Смит выдвигали свои теоретические схемы, опираясь на расчёты Грегори Кинга.

Между разными школами и направлениями экономической теории уже свыше 200 лет продолжается дискуссия об источниках национального дохода.

Меркантилисты считали, что национальный доход создаётся только в сфере торговли. Физиократы таким источником считали сельское хозяйство. Классики политической экономии А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что национальный доход создаётся в сфере материального производства (сельском хозяйстве, промышленности и т. д.). К. Маркс в сферу создания национального дохода включил также сферу услуг, которая в XIX веке была ещё развита слабо, поэтому это положение не получило в его работах дальнейшего развития.

Согласно концепции предельной полезности в состав национального дохода входят блага созданные в сфере материального производства и в сфере нематериального производства (услуги).

В целом можно выделить два подхода в анализе национального дохода:

­ объективистский (к нему относится и марксистский подход), т. е. НД создаётся только в сфере материального производства;

­ субъективистский – источником НД является труд всех категорий работников, в т. ч. врачей, учителей, военнослужащих, полицейских и т. д.

Расхождение в подходах к анализу национального дохода отражает разделение труда на производительный и непроизводительный. Производительный труд – это труд, который изменяет стоимость предмета, а труд, который не изменяет его стоимость – непроизводительный. Производительный труд воплощается в новых товарах. Представители субъективистской школы не различали производительный и непроизводительный труд, поскольку рассматривали экономику как национальное производство полезностей.

По мнению современных западных учёных любой труд является производительным и, следовательно, создаёт национальный доход. Критерием для них служит получение различными категориями населения дохода. Западная научная мысль научилась измерять производительность труда учителей, педагогов, врачей, учёных и определять их взнос в создание национального дохода. Так, считается, что каждый доллар, вложенный в развитие науки, приносит около 4-5 долларов прибыли.

Вопрос об источнике национального дохода не является чисто теоретическим. От его правильного решения зависит, в частности, обоснованность методики исчисления статистической службой величины произведённого национального дохода в стране. К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62-74% в ВВП, 63-75% – в общей численности занятых и превысила 50% общего объёма капиталовложений (без жилищного строительства). Степень развития сферы услуг отражает степень развития общества и имеет тенденцию к росту. В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. В Украине при подсчёте величины национального дохода почти не учитывается взнос работников нематериального производства в его создание. Это снижает показатели экономического потенциала государства при сравнении с другими странами. Министерство статистики бывшего СССР, сравнивая экономический потенциал СССР и США, уменьшало величину этого показателя в США на 25%.

Общепринято, что национальный доход создаётся в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании (частично), в сфере связи (частично).

Распределение национального дохода охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В процессе непосредственного производства распределение национального дохода предусматривает присвоение необходимого (v) и прибавочного (m) продукта, доли заработной платы наёмных работников в созданном национальном доходе. Эта доля в США в последние два десятилетия составляла около 73%, в то время как в бывшем СССР менее 50%. В течение первой половины 90-х доля заработной платы работников в национальном доходе Украины созданном в промышленности снизилась приблизительно с 50% до 26%.

На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадается на первичные доходы. Первичные (факторные) доходы разделяются на заработную плату (первичную), прибыль, процент, дивиденд, ренту, арендную плату и т. п. Среди этих доходов выделяют трудовые и нетрудовые. К трудовым относят зарплату наёмных работников, доходы от индивидуальной трудовой деятельности и личного подсобного хозяйства. К нетрудовым – часть прибыли предпринимателей, процент, ренту, дивиденд и т. п.

Первичные доходы трансформируются во вторичные (производные) доходы на основе перераспределения национального дохода. Основные формы таких доходов: пенсии, стипендии, пособия многодетным семьям, жалование военнослужащим, работникам правоохранительных органов и т. п. Перераспределение национального дохода осуществляется через механизм ценообразования, уплаты разных видов налогов в государственный бюджет и социальных расходов государства, взносов граждан в общественные, религиозные, благотворительные фонды и организации. Через государственные бюджеты развитых стран перераспределяется от 40-50% национального дохода, в Украине в 1995 г. – свыше 80%. Это свидетельствует о чрезмерном финансовом централизме, отсутствии оптимальной самостоятельности регионов и местных органов власти, уравнительном подходе центральной власти к трудовому взносу областей в создание национального дохода, усилении административно-командных методов управления экономикой.

Основной источник государственных доходов – налоги. Так, из заработной платы среднего американского работника изымается около 33% в форме налогов (личного подоходного налога и налога на социальное страхование).

Перераспределение национального дохода через государственный бюджет может быть демократическим, прогрессивным или реакционным. Наиболее неравномерно среди развитых стран мира национальный доход распределяется в США. В докладе американского президента конгрессу США за 1996 г. отмечается, что с 1979 по 1993 года доход 5% самых бедных семей снизился на 15%, а 5% наиболее богатых семей – возрос на 18%. Ещё большее неравенство существует при распределении доходов от собственности. Так, в 1983 г. 10% семей США, получавшим самые большие доходы, принадлежало 72% акций, 86% облигаций, которые не облагались налогом, 50% всего недвижимого имущества. Значительно возросла имущественная дифференциация в Украине в 90-е годы. Так, в Украине соотношение между денежными доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения в 1999 г. превышало 12 раз. В то время как в странах Западной Европы этот коэффициент не превышает 6 раз.

Перераспределение национального дохода осуществляется официальными (видимыми) и неофициальными (невидимыми) каналами. Официальное перераспределение национального дохода фиксируется официальной статистикой. Оно осуществляется через механизм налогообложения, добровольные взносы в разные фонды, а также частично через механизм ценообразования, когда государство или компании (чаще крупные) официально сообщают о повышении цен на определённую группу товаров или услуг. Одновременно официальное, но невидимое перераспределение значительной части национального дохода осуществляется через механизм косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, налог с оборота и т. д.). Это имеет место в развитых странах. При неофициальном перераспределении национального дохода правительство и компании об этом не сообщают, а осуществляют незначительное и многократное повышение цен, механизм монопольного ценообразования. Это ведёт к постепенному снижению жизненного уровня населения. Такая ситуация была характерна для застойных времён командно-административной системы СССР. Такой метод частично использовался в Украине в период так называемой «либерализации цен». Наибольших масштабов неофициальное перераспределение национального дохода достигает в условиях существования теневой экономики (неучтённые и противозаконные виды деятельности). Согласно оценкам учёных, теневая экономика в развитых странах Запада составляет от 5% до 15%. В то время как в Украине – свыше 40%.

В результате распределения и перераспределения национального дохода образуются конечные доходы, которые используются на потребление и накопление. Между этими двумя величинами должно существовать оптимальное соотношение (пропорция), нарушение которого сдерживает процесс расширенного воспроизводства либо рост личных доходов населения (в этом случае снижаются стимулы к труду, формируется затратный тип экономики). В бывшем СССР оптимальным считалось соотношение между потреблением и накоплением 75: 25. За годы экономического кризиса в 90-е годы в Украине норма накопления сократилась до 9% национального дохода.

Слишком большой фонд потребления тормозит процесс расширенного воспроизводства (строительство новых заводов, электростанций, развитие науки, образования и т. п.). Это через некоторое время приводит к ухудшению жизненного уровня населения, нормального воспроизводства рабочей силы. Чрезмерный фонд накопления сдерживает потребление населения, рост его личных доходов, способствует формированию затратного типа экономики.

Быстрый рост фонда накопления на протяжении определённого периода целесообразен только тогда, когда страна стремиться преодолеть своё отставание от экономически более развитых стран, а также быстро выйти из экономического кризиса.

Таким образом, качественные изменения в экономике Украины требуют такой максимизации фонда потребления, которая согласовывается с оптимизацией производства. Повышение эффективности общественного производства на основе интенсификации производственного процесса разнотипных хозяйств позволит достигнуть оптимального соотношения между накоплением и потреблением в структуре национального дохода. Доля потребления населением в валовом общественном продукте будет возрастать тогда, когда будет, обеспечено рациональное соединение интенсификации общественного производства и его социальной направленности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.