Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность, общение, поведение детей с задержкой психического развития






ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*

Г.В. Грибанова(Дефектология.1986., №5.с.13-20)

В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (Власова Т. А. и Певзнер М. С., Лубовский В. И., Никашина Н. А., ЦыпинаН. А., Лебединская К. С., Лебединский В. В., Марковская И. Ф., ТvекоЫауа Ь., Вепоег Ь., Веn1ег Е., \Уепйег Р. Н., СогЬоz К. 3. и др.).

Актуальность этой проблемы обусловлена в первую очередь вопро­сами, возникающими при обучении этих детей. Классификация за­держек психического развития, предложенная М. С. Певзнер (1971) и К. С. Лебединской (1980, 1983), позволяет дифференцировать таких детей в зависимости от возможностей обучения на две категории: часть из них способны к обучению в массовой школе; дети, имеющие более I выраженную задержку развития церебрально-органического генеза, подлежат обучению в специальной школе.

Подготовка к открытию и начало деятельности этих школ повлек­ли за собой ряд исследований, как правило отражающих состояние познавательной деятельности детей с ЗПР (Лубовский И. В., Никашина Н. А, Егорова Т. В., Подобед В. Л., Дунаева 3. М., Насонова В. И., ШаумаровГ. Б., ЦыпинаН. А., ТригерР.Д., Шевченко С. Г., Капусти­на Г. М., Марковская И. Ф.).

Познавательную деятельность детей этой категории изучали мно­гие зарубежные авторы — А. Р. КаКегЬоег, Е. Вег§ег, Р. Сегдег, В. Сарепа. Важная роль отводилась изучению отдельных психических функций, знаний и некоторых навыков и умений у старших дошколь­ников и младших школьников.

В меньшей степени в литературе отражены особенности эмоцио­нально-волевого и личностного развития (ВласоваТ. А., Певзнер М. С., I Кулагина И. Ю., Белопольская Н. Л., Кузнецова Л. В., Солдатова Н. А., Со11ш'(2 О. и др.). Особенно это относится к подростковому периоду —

одному из важнейших возрастных этапов школьного детства. Ряд аи торов (Палладий В. Ф. иДееваГ. А.) выявляют у многих старшеклассников специальной школы для детей с ЗПР отклонения в поведении и ставят вопрос о необходимости разработки адекватных методов трудового обучения и профориентации как важного средства предупреж­дения нарушений поведения.

В то же время вопросы формирования личности подростка с ЗПР, наиболее актуальные для этого периода, слабо представлены в совре­менных исследованиях. В связи с этим задачей нашей работы было изучение особенностей формирования личности подростка с ЗПР.

В философской и психологической литературе нет единого подхода к понятию «личность». Для нашего исследования наиболее актуаль­ной стороной многочисленных определений личности является ее психологическая сущность, основу которой составляет самосознание. Л. С. Выготский писал: «То же, что принято обычно называть личнос­тью, является не чем иным, как самосознанием человека... Личный ха­рактер приобретают психологические акты только на основе самосоз­нания личности и на основе овладения ими» ([3], с. 488). Умение по­смотреть на себя со стороны, выразить отношение к своему поведению и деятельности, оценить их (самооценка) и проконтролировать (само­контроль), изменить или сохранить прежние формы поведения и дея­тельности (саморегулянии) в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних установок и т. п. — это и есть составляющие самосознания и личности.

Наше исследование предполагало сравнение личностных особен­ностей подростков 13-16 лет с ЗПР, обучающихся в специальной и в массовой школах (группы по 50 человек). Для дифференциации воз­растных особенностей от симптоматики, связанной с самой задерж­кой психического развития, изучались нормально развивающиеся под­ростки того же возраста, обучающиеся в массовой школе (также 50 человек). «Все они обследовались с помощью одной из наиболее универсальных личностных методик — методики многостороннего ис­следования личности (ММР1) [1].

При математической обработке результатов выполнения методики ММР1 были получены числовые показатели, соответствующие 13 шка­лам профиля структуры личности', по которым были вычислены сред­ние значения для каждой группы подростков.

1 Код профиля структуры личности складывается из номеров и буквенных обозна­чений шкал, располагающихся в порядке убывания: от самых высоко расположенных до самых низких. I,, р, К — оценочные шкалы, определяющие достоверность результами

При интерпретации полученных результатов учитывались не столько абсолютные значения по отдельным шкалам, сколько их соот­ношение в профиле структуры личности2. Для уточнения роли повы­шения и понижения показателей по отдельным шкалам личностных, профилей определенное значение имела дополнительная информация, полученная из педагогических характеристик, бесед с родителями и подростками и используемая для иллюстрации личностных особенно­стей, выявленных с помощью опросника ММР1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.