Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные шаги (элементы) алгоритма психодиагностического обеспечения общего процесса консультирования






№ эле­мента (шага) Описание элемента (шага)
  Диагностика межличностных внутригрупповых отношений. Выбор и определение предмета
  Диагностика организационных проблем. Выбор и определение предмета
  Выбор методов: социометрические, референтометрические, диагно­стики корпоративной культуры (Рюттингер, 1992), измерения цен-ностно-ориентационного единства группы, изучения особенностей иерархической структуры группы (методики репертуарных реше­ток, тренинга-диагноза), наблюдения (включенного, структуриро­ванного)
  Групповой анализ общего поля проблем
  Выбор методов: экспертные оценки состояния организации и сис­темы руководства ею
  Социально-психологические методы диагностики возможных эф­фектов от принятия предполагаемых управленческих решений
  Индивидуальная диагностика. Выбор и определение предмета
  Выбор методов: диагностика профессионально важных качеств (про­фессионально ориентированное тестирование); личностные тесты (изучение ценностных ориентаций, смысложизненных ориентации, эмоционально-мотивационной сферы, типа характера, уровня субъ­ективного контроля, систем самооценок, образа «Я», самоотношения и т. д.); самодиагностика компетентности общения через осознание личного опыта участия в социально-психологическом тренинге

В подсистеме «Д» предусмотрено три вида диагностической работы. Это диагностика межличностных отношений внутри орга­низационной нормозадающей группы (шаг 1), диагностика про­блем организации (шаг 2) и индивидуальная психодиагностика (шаг 7). Для каждого вида диагностической работы показаны наи­более эффективные группы методов. Отдельные функциональные элементы подсистемы «Д» относятся одновременно и к другим подсистемам (например, шаг 4 и отчасти шаги 8, 3).

Психологические, социально-психологические проблемы слу­жащих, кадров управления настолько тесно соприкасаются с чис­то служебными, организационными трудностями, что в рамках настоящего алгоритма нельзя не предусматривать привлечение в качестве консультантов специалистов в области финансов, марке­тинга, социологии и т. д.

Выход из подсистемы «Д» предусмотрен прежде всего в под­систему «Г». Здесь находят свое отражение известные положения консультативной психологии о том, что проблемы, затруднитель­ные для разрешения на уровне индивидуального консультирова­ния и индивидуальной психодиагностики, нередко перестают быть безвыходными в групповой социально-психологической ра­боте [14].

Задачи, решаемые с помощью подсистемы «Д», могут быть, как уже указывалось выше, весьма широкими - от диагностики про­фессионально-необходимых качеств претендентов на ответствен­ные должности в различных структурах управления до диагностики корпоративной культуры организационной нормозадающей груп­пы, а также индивидуальной психологической культуры управлен­ческого персонала. Если первая задача непосредственно отвечает первично сформулированному запросу клиента, то вторая находит­ся как бы на противоположном полюсе. Потребность в диагно­стике индивидуальной психологической культуры осознается кли­ентами лишь в ходе активной работы консультанта с нормозадаю­щей группой в целом и индивидуально с отдельными ее членами, включая первого руководителя. В качестве примера использова­ния подсистемы «Д» для изучения корпоративной культуры нор­мозадающей группы уместно привести фрагмент отчета о резуль­татах подобной консультативной работы, проведенной нами с членами правления крупного коммерческого банка по заказу пре­зидента этого банка.

Функционирование всех трех подсистем «Д», «И», «Г» как са­мостоятельных и одновременно взаимосвязанных компонентов в работе консультанта представляется несомненным. Например, ра­ботая по полному алгоритму в подсистеме индивидуального кон­сультирования («И»), консультант может использовать в качестве диагностических приемов методы группового анализа общего по­ля проблем (шаг 5 подсистемы «Г», который совпадает с шагом 4

подсистемы «Д»). Это позволит получить картину субъективного восприятия организационных проблем нормозадающей группой. Осознание и осмысление участниками выявленного ими проблем­ного поля дает возможность проявиться основным эффектам кон­сультирования, связанным с изменением корпоративной культуры нормозадающей группы (шаг 25 подсистемы «Г»). Кроме того, информация о субъективном восприятии группой общего про­блемного поля является чисто диагностическими данными, при­годными для индивидуального консультирования руководителя (шаги 20, 23-26 подсистемы «И»).

Приведенный пример алгоритма показывает, что взаимозави­симость трех основных подсистем, на которых выстраивается его базовый вид, является неизбежным сопровождением практически любой консультативной деятельности психолога, работающего с кадрами управления, служащими и руководителями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.