Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок 6. Тренинг публичного выступления.






Время -9ч (3 трехчасовых занятия).

Цель - обучение участников успешно выступать перед ауди­торией, добиваясь целей, поставленных перед выступлением.

Задачи тренинга:

1) знакомство с теоретическими основами построения выступления;

2) освоение приемов и методов аргументации;

3) изучение и усвоение на практике правил информирования, убеждения и побуждения слушателей;

4) развитие чувствительности к аудитории;

5) развитие уверенности в себе и навыков адекватного само­представления;

6) развитие навыков установления контакта с аудиторией.

Тренинг построен так, чтобы участники и освоили приемы по­строения содержательной структуры выступления, и обучились технике психологического взаимодействия с группой слушающих. Начать следует с такого упражнения, которое активизирует и ла-билизует участников. Следующие два упражнения предложены в работе Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, П. В. Растянникова «Диа­гностика и развитие компетентности в общении».

1. «Разминка» [7].

Цель: включение в активную работу над проблемами публичного вы­ступления, предоставление обратной связи выступающим.

Врем я: 45 мин.

Материалы: видеотехника.

Обучаемым рекомендуется найти такое место в помещении, которое по­зволяло бы им чувствовать себя комфортно при общении с группой. Рекомен­дуется сделать паузу и расслабить мышцы лица, тела, окинуть взглядом при­сутствующих, устанавливая первый контакт. Затем следует обратиться к ауди­тории. Перед каждым выступающим ставится задача найти такую форму об­ращения, которая еще не была использована ранее. Таким образом все участ­ники должны выполнить это упражнение по очереди. Полученная.видеоза­пись просматривается без комментариев и анализа, поощряются только но­визна и особо удачные обращения. Члены группы получают информацию о том, какими их видит аудитория.

Следующее упражнение содержит усложненное задание.

2. «Выступление без подготовки» [8].

Цель: экспресс-диагностика невербального компонента выступления, при­обретение навыка ориентации во времени, тренировка навыка установления контакта с аудиторией, тренировка уверенности в себе во время выступления.

Время: 1, 5 ч.

Материалы: видеотехника.

Каждый участник должен сделать сообщение на заранее неподготовленную тему в течение 2 мин. Возможные темы придумываются группой, группируются в три списка и записываются на отдельных листочках. Желательно, чтобы в списке тем первой группы присутствовали названия всем известных предме­тов, животных и растений: корова, гитара, парашют и т. д. Вторая группа названий содержит слова, обозначающие те явления и процессы, которые не имеют четкой вещной оболочки, но могут быть изображены с помощью тело­движений: бег, плавание, аплодисменты, полет и т. д. Третий список составлен из понятий, обозначающих те явления, которые не имеют внешней фактуры: праздник, ураган, демократия, откровение и т.д. Ведущий предлагает всем ознакомиться с планом составления формального содержания сообщения.

Участники по очереди выходят перед аудиторией и достают листок с на­званием темы из перемешанной стопки. Анализ видеозаписи производится после 4-6 выступлений. Обсуждаются следующие параметры: удалось ли вы­ступающему уложиться во времени (без обращения к часам), удалось ли ему установить контакт со слушателями, как были использованы выразительные средства - мимика, телодвижения, интонации и т.д., справился ли выступаю­щий со своим волнением.

На следующем этапе тренинга ведущий организует дискуссию, в результате которой группа должна составить список основных проблем публичного выступления, на основе которого и приме­няются те или иные техники тренировки необходимых качеств выступающего. В ходе дискуссии ведущий имеет возможность ин­формировать участников о теоретических основах публичного вы­ступления (виды, структура выступления и т. п.).

В качестве и полезного, и развлекательного элемента можно использовать следующие упражнения:

3. «Шутка» [2, 9].

Цель: оптимизация эмоционального климата в группе, осознание значе­ния юмора и шутки в выступлении.

В ρ е м я: 30 мин.

Участники группы делятся на пары. Ведущий дает инструкцию: «Попро­буйте обсудить серьезную тему, например факторы повышения производи­тельности труда или подъема экономики, используя афоризмы, анекдоты, шутки. Ваша задача - организуйте диалог, но так, чтобы после каждой фразы был использован один из этих элементов». Наиболее удачные варианты мож­но представить всей группе.

Следующее упражнение направлено на отработку тактики убеж­дения, побуждения и информирования в речи. Предварительно ве­дущий может прочитать небольшую лекцию о типах выступлений, специальных приемах, используемых в каждом из них.

4. «Типы выступлений» [2, 9].

Цель: отработка на практике приемов и техник различных видов пуб­личного выступления, развитие навыка общения с аудиторией.

В рем я: 1, 5-2 ч.

Материалы: видеотехника.

Эту процедуру можно проводить со всеми участниками группы, а можно отобрать 6-9 человек. Предварительно готовятся списки тем выступления, сгруппированных по типам: сообщение-информирование, сообщение-убежде­ние, сообщение-побуждение. Каждое сообщение не должно занимать более 3 мин. После того как сделано последнее сообщение, ведущий организует груп­повое обсуждение выступлений с учетом материалов лекции, прочитанной им перед выполнением упражнения.

Все это время участники учились произносить «хорошие речи». Дать участникам отдохнуть и парадоксально завершить тренинг, чтобы память о нем сохранилась надолго, позволит следующее упражнение.

5. «Плохое выступление».

Цель: предоставление участникам возможности оценить свои достижения в сравнении, создание положительного эмоционального фона окончания курса.

Время: 1 ч.

Материалы: видеотехника (необязательно).

Каждому или нескольким (по решению ведущего) участникам дается за­дание подготовить и произнести речь, которая отличалась бы вопиющей без-

дарностью. Выступающие должны нарушить в своем выступлении как можно большее количество правил публичной речи. Оценки выставляет вся группа, причем наивысшая оценка дается за самое «плохое» выступление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.