Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики






Социально-психологическая диагностика считалась - и не без оснований - относительно благополучной отраслью отечествен­ной прикладной социальной психологии в отличие от консульти­рования и социально-психологических технологий, которые зна­чительно отставали в своем практическом применении.

Об относительном благополучии социально-психологической диагностики в 70-80-е годы говорят по крайней мере два обстоя­тельства:

а) широта фронта проводимых социально-психологических ис­следований (Г.А.Андреева, А.А.Бодалев, Е.С.Кузьмин, А.В.Пет­ровский, В.Н.Пономарев, H.H.Обозов, Е. В.Шорохова и многие другие);

б) обилие публикаций, посвященных методам социальной пси­хологии. В конце 80-х - начале 90-х годов количество публикаций, посвященных методам социальной психологии, резко возросло. Во многом это было связано с тем, что в это время были сняты идеоло-

гические ограничения, запреты и препоны и хлынул поток пере­водной методической литературы. Начался переход от социально-психологических, зачастую диссертационных, исследований, кото­рые в основном проводились академическими, научными работни­ками и носили во многом идеологический оттенок, к сугубо прак­тической социально-психологической диагностике.

В свою очередь, социально-психологическая диагностика, ис­пользуемая непосредственно на практике, а не в научных диссер­тационных целях, обнажила ряд принципиальных проблем:

1) примитивизм многих социально-психологических методик (в основном тестов), связанный с отсутствием их стандартизации, концептуальной валидности;

2) необходимость привлечения новых, ранее не применявшихся методик в отечественной социальной психологии;

3) необходимость экспансии социально-психологической диаг­ностики за счет ее проведения в области политики, экономики (маркетинговые исследования) и т. д.

Таким образом, благополучная картина в сфере социально-психологической диагностики оказалась во многом мнимой.

Отказ от догм в области методологии, монополизма в сфере тео­рий, переход к научному плюрализму, наконец, переход от диссер­тационных исследований непосредственно к практической социаль­но-психологической диагностике позволили провести переоценку ценностей, избавиться от старого багажа и обратиться к исполь­зованию нетрадиционных для отечественной социальной психо­логии методов и методик. В данном случае под нетрадиционными методами понимаются не абсолютно новые, оригинальные мето­ды, а те, которые ранее в отечественной социальной психологии по тем или иным причинам не применялись активно или вовсе не использовались, а теперь стали внедряться в практику. Иными словами, под нетрадиционными методами понимаются современ­ные методы и методики.

Скажем, при исследовании общения раньше (обычно в рамках диссертационных и лабораторных исследований) решались сугубо научные задачи. При применении социально-психологической диагностики на практике невербальное общение само стало высту­пать диагностическим средством.

Научные фундаментальные исследования предполагали гро­моздкие процедуры. Практика заставила перейти к экспресс-ме­тодикам, компьютерным вариантам, компактным, но информаци­онно емким методикам.

Некогда высшим достоинством социально-психологической теории считались результаты, полученные в лабораторных усло­виях. С переходом к практической диагностике на основе других парадигм потребовались новые методики, например фокус груп­пы, широкое использование визуальной психодиагностики.

В недалеком прошлом о социальном психоанализе говорилось только в критическом плане, но его легализация в отечественной социальной психологии и признание за ним научного статуса по­зволили применять на практике целый ряд не использовавшихся ранее методик.

В то же время широкое использование на практике западных методик поставило перед прикладной социальной психологией за­дачу создания сравнительной социально-психологической диагно­стики, т.е. стандартизации (определение норм и т.д.) применяе­мых методик с учетом российского менталитета.

Данные обстоятельства объясняют появления нетрадиционных методов и методик в арсенале отечественной прикладной социаль­ной психологии. Вместе с тем следует подчеркнуть, что расшире­ние арсенала социально-психологической диагностики не привело к однозначным позитивным результатам. Вопрос не в количестве методик, а в квалифицированном их применении.

Между тем немалая часть практиков пошла по пути количест­венного накопления методик, игнорируя элементарную социально-психологическую теорию. Особенно реально это проявилось в ис­пользовании нетрадиционных для отечественной прикладной со­циальной психологии методик.

К числу нетрадиционных методик следует отнести визуальную психодиагностику. Наиболее значительной работой в этой облас­ти является книга Г. В. Щекина [38].

Визуальная социально-психологическая диагностика - это воз­можность изучения различных социально-психологических явле­ний (личности, групп и т. п.) на основе симптоматики - основного элемента визуальной социально-психологической диагностики.

Однако социальная и социально-психологическая симптоматика не сводима к визуальной психодиагностике. Она гораздо шире и представляет собой установление диагноза на основе идентифи­кации симптома с тем или иным социально-психологическим яв­лением.

Любое социально-психологическое явление на любом уровне имеет свою симптоматику. По симптоматике можно судить о ка­честве, образе жизни, степени социальной напряженности, статусе, эмоциональном состоянии человека и т.д.

Визуальная социально-психологическая диагностика имеет дело с явлениями, лежащими как бы на поверхности. Но это кажущаяся простота. Чтобы идентифицировать симптом с социально-психо­логическим явлением, нужно обладать социально-психологической компетентностью, научными знаниями об обществе, о личности, группах, социальных организациях, институтах и пр.

Визуальная психодиагностика обладает действительно громад­ными возможностями. Не случайно есть группы профессионалов, которые по внешним признакам судят о состоянии здоровья по-

литического деятеля, его положении, т. е. занимаются портрети-рованием и пр. С помощью этого метода изучаются социально-психологические характеристики личности: ее ценностно-смысло­вая сфера, статусно-ролевые параметры и т.д. В данном случае в качестве «единицы» анализа выступают система связей, невербаль­ное общение. Последнее является одним из эффективных диагно­стических средств личности. К средствам невербального общения принадлежат жесты, мимика, интонация, пауза, поза и т. п.

Ниже приводятся значения некоторых групп жестов.

Жесты открытости: раскрытие руки ладонями вверх; рассте­гивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные часто расстегивают или даже снимают пиджак в присутствии друзей) и т. д.

Жесты защиты: жесты, с помощью которых происходит реа­гирование на угрозы, скрещенные на руки и т. д.

Жесты оценки: жесты задумчивости и мечтательности; рука у щеки (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погру­жены в раздумья).

Жесты подозрения и скрытности: рука прикрывает рот; взгляд в сторону; потрагивание шеи, легкое потирание носа - знак сомнения.

Жесты доминантности-подчиненности: например, превосход­ство может быть выражено в приветственном рукопожатии (когда человек крепко пожимает руку другому и поворачивает ее так, что его ладонь лежит сверху, он пытается выразить превосходство).

Жесты готовности: руки на бедрах.

Выделяют несколько типов походок, например: ходульная, дере­вянная походка - зажатость, недостаток контактов, робость, неспо­собность к свободному проявлению; постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) - стремление вверх, чувство превосходства.

А. Штангль в книге «Язык тела» приводит описание различных мимических выражений и дает им соответствующую интерпрета­цию. Например, прямо посаженная голова указывает на уверен­ность личности.

Движение мускулатуры лба тесно связано с активностью глаз и в основном ею определяются. Человеческий взгляд тесно связан с речью и часто является средством установления контакта. Взгляд сбоку свидетельствует о недоверии [38].

Объектом социального психоанализа является сфера бессознатель­ного, но применительно к конкретным социальным субъектам: лич­ности, группе, этносу, народу на основе изучения «коллективного бессознательного» (К. Юнг) и «современного бессознательного» (Э. Фромм).

Ассаджан создал карту-схему в виде яйца «О связи " Я" с " Мы"»:

1) низшее бессознательное («прошлое нашей психики» в форме подавленных импульсов);

2) среднее бессознательное («наши психологические состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания»);

3) сверх сознательное («из этой области нам являются внешние формы интуиции и вдохновения»);

4) поле сознания;

5) личное «Я»;

6) надличное «Я». Личное «Я» представляет собой отражение подличного «Я» на «поле сознания». Цель - «дать нам ощущение своего центрального положения в личности и чувство самотожде­ственности (Я - это Я)». Такое отождествление - «высшая точка многолетней работы над собой»;

7) коллективное бессознательное. Психика человека не изолиро­вана. Ее омывает море, которое К. Юнг назвал «коллективным бес­сознательным». Механизм взаимодействия «Я» с «Мы»: «отождест­вление», «замещение», «компенсация», «защитный пессимизм» и т.д.

В настоящее время более актуальны прикладные методы соци­ального психоанализа, разработка и применение методик. Впро­чем, отдельные проективные методики уже сейчас широко приме­няются. Близки к ним и методики, разработанные в русле психо­семантики (В. Ф. Петренко).

Возможно использование аналитической психологии К. Юнга, его теории о психотипах применительно к анализу российского менталитета, а также логотерапии В. Франкла.

Наше общество нуждается в изучении «социальных неврозов» (Э.Фромм) в зависимости от состояния культуры (К.Хорни) [25].

В последнее время все чаще стали использоваться методики, связанные с изучением жизненного пути личности. На первый взгляд, если исходить из названия, эти методики близки одному из традиционных методов - биографическому.

Однако на деле выясняется, что эти методики имеют существен­ные различия.

В основе изучения жизненного пути личности лежат не просто ретроспектива, хронологическая реконструкция, а восстановление жизненного пути на основе учета общения личности со значимы­ми другими, биография значимых отношений, участия в собы­тийных группах.

Существенной характеристикой жизненного пути личности яв­ляется степень ее причастности к судьбам других людей, мера уча­стия этих других в их осуществлении. Событие превращается в эпицентр круга значимого общения, создает событийную малую группу. Событийные группы можно назвать кратковременными, ситуативными, оперативными референтными группами.

На основе приведенных положений разработана методика, по­лучившая название «совместная каузометрия». (Подробное изло­жение ее содержится в книге: Головаха Е.И., Кроник A.A. Психо­логическое время личности. - Киев, 1994.)

Сущность данной методики заключается в следующем. Для вос­создания жизненного пути личности требуется назвать 15 собы­тий. Меньше - нежелательно, больше 20 существенно осложняет последующую работу. Каждое событие записывается на отдель­ном небольшом блокнотным листке в любой удобной формули­ровке. После этого в каждом листке-карточке рядом с названием события указывается его дата - время, когда оно произошло или, вероятнее всего, произойдет. Кроме того, указывается год, месяц и число события. Затем карточки раскладываются в хронологиче­ском порядке.

В работах Е. Мелибруда подчеркивается тот факт, что два осно­вополагающих желания самоидентичности и ощущения собствен­ной личностной ценности могут реализоваться только в том случае, если человек находится в позитивных отношениях со значимыми другими. Лишь благодаря значимому другому человеку личность может осознать свою слабость, избежать одиночества, поддержать свое психическое здоровье, т. е. обрести подтверждение.

Стремление к подтверждению постоянно. Получение подтверж­дения более глобально, чем формирование «Я-концепции», «Я-образа» и т. д. В результате подтверждения личность развивается. В свою очередь, для подтверждения необходим истинный диалог, в процессе которого между партнерами рождаются отношения партнерства, взаимной поддержки и взаимопомощи, сосредото­ченные вокруг значимой для них проблемы. Подтверждение свя­зано с афиляцией, т. е. процессом принятия или отвержения.

Антипод подтверждения - неподтверждение.

Подтверждение не может произойти без событийных групп. Это взаимосвязанные понятия (см.: Менджерицкая Ю.А. Феномен под­тверждения-неподтверждения и развития личности // Психологи­ческий вестник. - М., 1996. - Вып. 1. - Ч. 2). Поэтому при изучении жизненного пути личности должен учитываться и этот феномен.

В настоящее время, как уже отмечалось, идет процесс станов­ления таких теоретико-прикладных отраслей социальной психо­логии, как политическая психология, этническая психология, со­циальная психология организаций (управления), экономическая психология, экологическая психология.

Происходит уточнение их предметов, а также методической части. Применение неадекватной методики для изучения соци­ально-психологических явлений в сфере политики, экономики и национальных отношений приводит к ошибкам. Так, невозможно сделать корректный вывод о политической стабильности на осно­ве изучения только индивидуальных особенностей, хотя и это об­стоятельство имеет важное значение и сбрасывать его со счетов нельзя [40].

Наиболее распространена сейчас практика изучения рейтинга политических деятелей партий. Малоизученной остается проблема

власти, стратификации, качества жизни, политических конфлик­тов и т.д.

В социально-психологической практике все чаще применяется моделирование. Причем не в строгом, математическом смысле с применением теории игр, экстраполяции, но тем не менее как спо­соб прогнозирования вероятностного развития событий. Такой подход получил название «Построение сценария». Как правило, готовятся несколько сценариев, включая пессимистический и опти­мистический варианты развития событий. Делается это на основе экспертных оценок.

Свою несомненную спецификацию имеют и маркетинговые ис­следования (изучение спроса, эффективности рекламы и т. п.). Со­циально-психологическое измерение этих и других явлений долж­но быть отточено до мелочей.

Крайне актуальной для отечественной прикладной социальной психологии является проблема спецификации социально-психоло­гической диагностики этнических общностей, т. е. кросс-культур­ных исследований. Однако несмотря на жизненно важную потреб­ность в диагностике этнопсихологических явлений, методов и мето­дик, пригодных для этих целей, в арсенале отечественной приклад­ной социальной психологии, по существу, нет. В данном случае можно рекомендовать к использованию лишь методики, разрабо­танные B.C. Мухиной: 1) проективный метод депривации струк­турных звеньев самосознания своего и другого этноса; 2) рефлек­сивное оценочное описание своего и другого этноса (с последую­щим анализом частотного словаря оценочных значений и смы­слов); 3) диагностика расовой и этнической идентичности.

Для изучения этнических стереотипов - относительно устойчи­вых, эмоционально окрашенных образцов своего и другого этно­са - используют методики Катца и Брейли.

Достаточной популярностью при проведении социально-пси­хологической диагностики этнопсихологических явлений пользу­ется и опросник В.А.Лабунской «Психологические трудности об­щения» (1989).

Специфика социально-психологической диагностики, в част­ности, заключается и в том, что она имеет дело с изучением явле­ний на разных уровнях и в разных условиях. В связи с этим возни­кают проблемы не только организационного, но и методического характера. Одно дело изучать массовые явления, другое - социаль­но-психологические характеристики личности. В первом случае используется и программа, и соответствующие методы. Во втором случае, как правило, практические психологи обходятся и без программы, и без громоздких методик, делая акцент на визуаль­ной психодиагностике, опыте, использовании экспресс-методик. К сожалению, приходится констатировать, что пока компактных методик крайне мало.

Одна из существенных проблем диагностики социально-психо­логических явлений - изучение их не только в нормальном, но и в деформированном состоянии. Диагностика деформации личности, социальных отношений, общения и групп требует создания соот­ветствующих методик или адаптации существующих. Изучать, на­пример, преступные общности с помощью традиционных методов нельзя. Кроме того, изучение социально-психологических явлений в осложненных или экстремальных условиях, скажем, социальных конфликтов с применением оружия, требует их ретроспективного изучения. Впрочем, даже социальная напряженность (остановка производства, психологическая усталость, массовая безработица) накладывает серьезный отпечаток на процедуру проведения соци­ально-психологической диагностики и может приводить к отка­зам от участия в анкетных опросах.

В экстремальных условиях социально-психологические явления можно изучать с помощью ограниченного числа методов и ме­тодик, например, видеосъемки, регистрации фактов, событий. По­этому встает вопрос о создании ретроспективных методов изуче­ния социально-психологических явлений, позволяющих реконст­руировать, восстанавливать, моделировать имевшие место в прош­лом ситуации. Здесь полезно обратиться к опыту криминалистики, судебно-психологической экспертизы, особенно в той части, когда они занимаются изучением социальных причин происходящих со­бытий.

Так, одним из отклонений от норм являются нарушения поло­вой идентичности личности, приводящие к такому состоянию, как транссексуализм. Проблема транссексуализма представляет боль­шой интерес как малоизученный, особенно в отечественной науке, феномен. Личностная дисгармония у лиц с инверсной половой идентичностью ведет к выраженной социальной дезадаптации, пе­реживаемой на личностном уровне как неразрешимое внутреннее противоречие. Зачастую это создает суицидальную готовность, ко­торая чревата суицидальным поведением.

Наибольшую диагностическую ценность для исследования по­ловой идентичности при транссексуализме представляют следу­ющие приемы и процедуры исследования: MMPI, КИСС, кине­тический рисунок семьи, тест Векслера, тест Розенцвейга, кли-нико-биографический метод. Представленный методический ап­парат позволяет исследовать инверсную половую идентичность при транссексуализме, а также проводить надежную дифферен­циальную диагностику транссексуализма от сходных состояний. При этом многие из этих методик применяются ретроспективно.

Крайне актуальны исследования в рамках экологической пси­хологии. В этом контексте происходит переосмысление понятия окружающей среды. С точки зрения экологической психологии она выступает как фактор психических состояний и смысловых

переживаний личности. Отсюда чрезвычайное значение приоб­ретает исследование психологического пространства, психоло­гического времени, психоэкологических проблем средств массо­вой коммуникации, вопросов экологической психологии города, в частности урбанизации и ее влияния на психику человека, ком­фортности среды, проблемы психического здоровья населения, экопсихологии выживания в экстремальных условиях, психоэко­логических вопросов политической, правовой и экономической культуры. Все это требует разработки адекватных методик, соот­ветствующей экспертизы среды, психологического пространства и времени.

В наиболее развитой форме экоподход был реализован при изучении восприятия (Дж.Гибсон) и других психических процес­сов, когда на первый план выступает вопрос презентативности среды в исследовательской процедуре.

Для диагностики отношения личности к природе применяется комплекс социальных методик:

1) «Натурафил» - для измерения отношения к природе;

2) «СПО» - для диагностики степени субъектификации природ­ных объектов;

3) «ЭЗОП» - для определения экологических установок лич­ности;

4) «Альтернатива» - для исследования предпочитаемого типа взаимодействия с миром природы;

5) «Доминанта» - для установления ранга субъективного отно­шения к природе в иерархии других отношений личности.

С помощью методики «Руны» анализируются представления об экологической опасности у детей и взрослых различных культур и социальных слоев. Сущность методики состоит в том, что испы­туемые выбирают те знаки, символы, изображения, которые име­ют отношения к тем или иным реалиям жизни.

К нетрадиционным методам прикладной социальной психоло­гии можно отнести также метод фокус-групп*. Под ним принято понимать неформализованное групповое интервью, сфокусирован­ное на выяснение мнений, суждений членов группы по какой-либо узкой проблеме, интересующей заказчика. Хотя, на наш взгляд, фокус-группа представляет собой синтетический метод, в котором сочетается групповое неформализованное интервью с элементами экспериментальных методик, тестовых испытаний, групповой дис­куссии, наблюдения.

Сам термин «фокус-группа» был введен Р. Мертоном, М. Фиске и П. Кендаллом и является сокращением от понятия «фокусиро­ванное групповое интервью» [19]. Однако этот термин быстро вы-

* Данная часть параграфа написана В.Н.Казанцевым

шел за рамки той узкой трактовки, которую придали ему перво­начально авторы данной методики.

Групповое неформализованное интервью применялось в за­падной социологии с начала 50-х годов, а в 80-х годах интерес к этому методу резко возрос благодаря его успешному применению в маркетинговых и политологических прикладных исследованиях. В настоящее время они продолжают активно использоваться именно в этих направлениях прикладной социальной психологии. В 90-е годы метод фокус-групп стал использоваться и в отечест­венной прикладной социальной психологии.

К позитивным сторонам данного метода следует отнести его дешевизну по сравнению с индивидуальным интервьюированием и анкетированием, а также оперативность получения информации. Сокращение времени диагностирования весьма важно для приклад­ных исследований. Кроме того, добавление к трансакции «интер­вьюер-респондент» трансакции «респондент-респондент» позво­ляет получить такую дополнительную информацию, которая не может быть получена в индивидуальном интервью. Это объясняет­ся тем, что высказывания одних респондентов по обсуждаемой про­блеме могут стать побуждающим фактором для высказываний дру­гих. В завязывающихся групповых дискуссиях рождаются сужде­ния, идеи, которые вряд ли могли появиться в индивидуальных интервью. В таких групповых дискуссиях удается добиться высокой степени раскрепощенности участников и спонтанности в их отве­тах (при условии, что ведущий фокус-группы имеет опыт ее прове­дения). Кроме того, групповая дискуссия часто создает предпосыл­ки для повышения рефлексии респондентов [5].

Один из основателей данного метода - Д. Морган считает, что фокус-группы являются хорошим способом наблюдения за такой стороной групповой динамики, как процесс развития и формиро­вания мнений.

Интересен опыт формирования нескольких фокус-групп, орга­низованных английскими специалистами по коммерческой рек­ламе. Фокус-группы включали по три группы молодых замужних женщин без детей, женщин среднего возраста и замужних, но за­нимающихся домашним хозяйством, а также мужчин молодого и среднего возраста. Эти группы набирались в трех городах России: Москве, Рязани и Санкт-Петербурге. Количество членов группы ограничивалось восемью. При этом предъявлялись требования, чтобы их члены представляли разные социально-профессиональ­ные группы (в мужских фокус-группах). Кроме того, по размерам доходов все члены группы должны были принадлежать к среднему уровню. То же самое касалось и уровня образования. Все участ­ники групп должны были пройти простейшие тесты на креатив­ность, творческое мышление, поскольку заказчика (фирму по про­изводству чая) интересовали не только мнения и установки насе-

ления России относительно продукции данной фирмы, но и идеи, предложения по изменению цвета, формы упаковок ее продукции, предложения по рекламе.

При проведении самого обсуждения ведущий должен соблюдать следующие требования: постоянно активизировать высказывание мнений, оценок, суждений всеми участниками группы без исклю­чения, стимулируя робких и приглашая наиболее активных; гасить возникающие конфликты; постоянно следить за основной темой и сценарием групповой дискуссии, возвращая группу в русло обсуж­даемой проблемы в случае отклонения от нее. Чтобы дискуссия не затухала, ведущий использует разнообразные приемы: помимо классического обмена мнениями по кругу, можно применить груп­повые моменты - просмотр видеоматериалов, изготовление микро­группами каких-либо аппликаций по теме беседы и т.п. Макси­мальная длительность работы группы без перерыва -2 ч. Если сценарий и задачи требуют большего времени, необходимо сделать перерыв.

Большое внимание при проведении фокус-групп следует уделять и чисто техническим, организационным вопросам. В частности, речь идет об экологии: помещении, размещении участников, техни­ческих средствах фиксации информации. Желательно для этой цели иметь помещение, состоящее из трех смежных комнат. В самой большой из них ведущий проводит дискуссию, во второй распо­лагаются наблюдатели, фиксирующие со стороны с помощью теле­камеры и просматривающие с помощью монитора весь ход обсуж­дения проблемы, в третьей лаборант - помощник ведущего устраи­вает чай во время перерыва и хранит вспомогательные материа­лы. Весь ход дискуссии фиксируется широкоугольной видеокаме­рой и записывается на видеомагнитофон для последующего более углубленного анализа и составления отчета.

Литература

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.

2. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. - М., 1987.

3. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982.

4. Андреенков В.Г., Сотников Г.Н. Телефонные опросы населения: Мето­дические рекомендации по организации и проведению выборочных массовых опросов. -М, 1985.

5. Белановский С.А. Фокусированное интервью. - М., 1993.

6. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентем. -М., 1989.

7. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследо­вании. -М., 1974.

8. Гришин В.Г. Образный анализ экспериментальных данных. - М., 1982.

9. Грушин Б.Α., Нейгольдберг В.Я., Айвазян М.С. 47 пятниц. - М., 1969. -Вып. 1.

10. Казанцев В.H. Контент-анализ массовой документальной информации в ИТУ. - Рязань, 1977.

11. Дебольский М.Г., Казанцев В.Н. и др. Использование метода формали­зованного анализа документов в работе с жалобами и заявлениями осужден­ных.-Рязань, 1984.

12. Коробейников B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ. -М., 1983.-Гл. 3.

13. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967.

14. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. -М, 1971.

15. Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практи­ки. -M., I981.

16. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М.Андреевой.-М., 1972.

17. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск, 1992.

18. Мельников В.М., Ямпольский В. Введение в экспериментальную психо­логию личности. - М., 1985.

19. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Пер. с англ.-М., 1991.

20. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В. Е.Семе­нова.-Л., 1977.

21. Налимов В.В. Теория эксперимента. - М., 1971.

22. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии / Пер. с нем.-М., 1978.

23. Обозов H.H., Овчинников B.C. Установка для исследования сенсомо-торной совместимости // Электроника и спорт. - Л., 1968.

24. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР.-М., 1996.-Т. 1.

25. Основы социального психоанализа / Под ред. В.Д.Попова. - М., 1996.

26. Петровский A.B., Шпалинский В.В. Социальная психология коллекти­ва.-М., 1978.

27. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М., 1972.

28. Проблемы социологии печати / Под ред. В.Э.Шляпентоха. - Новоси­бирск, 1969.-Вып. 2.

29. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М.Гу-ревича, Е.М.Борисовой. - М., 1995.

30. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В.Осипов. - М., 1976.

31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.

32. Рывкина Р.В., Винокур A.B. Социальный эксперимент. - Новосибирск, 1969.

33. Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. - М., 1991.

34. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. - М., 1990.

35. Стацевич Т.Л. Особенности работы интервьюеров при телефонных оп­росах // Социологические исследования. - 1993. - № 7.

36. Федотова Л.H. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. - М., 1988.

37. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методик. -Братислава, 1988.

38. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешности и поведению. - Киев, 1995.

39. Экспертные оценки в социологических исследованиях. - Киев, 1990.

40. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.

41. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1995.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.