Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование опросов в социально-психологической диагностике






Методы опроса являются наиболее распространенными в рабо­те практических социальных психологов [2, 5, 6, 19, 20, 22].

Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного (опосредо­ванного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения практического психолога (или анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами). В результате выявляются оцен­ки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д.

Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентом (опрашиваемым) с помощью

вопросника интервью. Причем этот вопросник на всем протяжении беседы находится в руках интервьюера. Вопросы задаются устно. В такой же форме даются ответы респондентов, которые фикси­руются интервьюером в вопроснике интервью или на стандартизо­ванном бланке с закодированными номерами вопросов и возмож­ных ответов на них, или же с помощью диктофона на магнитной пленке (когда речь идет о глубоких интервью по изучению проблем личности с целью последующего изучения не только вербальной, но и невербальной реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы).

Интервью различаются по нескольким основаниям. По степени формализации (стандартизации) интервью делятся на формализо­ванные и неформализованные (свободные, нестандартизованные, глубокие, качественные). В формализованном (стандартизованном) интервью как формулировки вопросов, так и их последователь­ность жестко определены авторами методики и отклонение от при­нятого стандарта не допускается. Методика неформализованного (нестандартизованного) интервью отличается лишь общей задан-ностью основной темы, проблемы. Очередность, количество вопро­сов, их формулировки гибко варьируются интервьюером в зависи­мости от специфических условий каждого интервью. Возможны и промежуточные варианты - полуформализованные интервью.

По количеству опрашиваемых и целям диагностирования ин­тервью могут быть разделены на индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальные диагностические интервью, как правило, явля­ются свободными, нестандартизованными. Их основная цель -изучение личностных особенностей именно данной личности. Сре­ди интервью этого типа различают клинические, глубинные, фоку­сированные. Клинические интервью нацелены на выявление акцен­туаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негатив­ных психических состояний и т.п. Глубинные интервью - на выяс­нение событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, нахо­дящихся в глубинах его памяти. Фокусированное интервью кон­центрирует внимание опрашиваемого на каком-то одном жизнен­ном событии, проблеме, значимой для него. Причем фокусировка может быть задана как диагностом, так и самим опрашиваемым (в последнем случае мы имеем самофокусировку).

Достигается это путем свободного интервью, в ходе которого психолог-диагност с помощью косвенных наводящих вопросов как бы «нащупывает» болевые точки в сознании опрашиваемого. Особенно характерно это для психоаналитического интервью. Спе­циалист, начиная интервью, не знает, какие эпизоды, факты био­графии клиента оказались подвергнутыми вытеснению в подсоз­нание и служат причиной его невротического состояния. Однако известно, что попытки вскрыть такие бессознательные комплексы и вывести их на уровень сознания встречают сопротивление клиен-

та Эти зоны «нащупываются» по длительным паузам, умолчанию, вазомоторным реакциям и т.д. [5, 19].

Групповые диагностические интервью проводятся одновременно со всей группой, в полусвободной форме, предусматривают про­ведение групповой дискуссии по затрагиваемому кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в составе группы могут быть значительно искажены в силу конфор­мизма, групповой солидарности, под обаянием лидера группы (или опасения санкций с его стороны за «неправильный» ответ). Соче­тание индивидуального и группового интервью при диагностиро­вании проблем межличностных отношений может дать очень инте­ресную и полезную информацию диагносту.

Массовые интервью предназначены для диагностирования массовых социально-психологических явлений: общественного мнения, настроения, социальной напряженности и т. п. Их еще называют демоскопическими интервью. Э.Ноэль - автор книги «Массовые опросы» определяет данный вид интервью как «устный стандартизованный опрос людей, отобранных по статистическим принципам». Массовое, демоскопическое, интервью - это «заранее запрограммированный до деталей опрос «по схеме», хотя для са­мих опрашиваемых он может восприниматься как достаточно «живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности беседа» [22].

Массовое интервью в максимальной степени формализуется. Стандартизация касается не только очередности и формулировки вопросов, но и возможного веера готовых ответов. Доля откры­тых вопросов, на которые готовый веер возможных ответов от­сутствует, очень мала.

К разновидности стандартизованного интервью можно отне­сти опрос по телефону. Телефонный опрос отличается от обычно­го индивидуального интервью тем, что отсутствует непосредст­венное в полном объеме общение интервьюера и опрашиваемого. В связи с этим на телефонное интервью накладываются опреде­ленные ограничения. В частности, время, затрачиваемое на него, должно быть ограничено 5-10 мин. Как и в экспресс-опросе, во­просы и возможный веер ответов на них должны быть краткими, ограниченными по количеству. В связи с опасностью получения нерепрезентативной информации (во многих городах телефоны имеет в основном более состоятельная часть населения) телефон­ные опросы целесообразно проводить в крупных городах, где процент телефонизации значительно выше. Но здесь, если восполь­зоваться стихийной выборкой (случайной механической), можно получить и несоответствие ее генеральной совокупности. Поэтому с помощью специального обхода или обзванивания абонентов целесообразно предварительно сформировать представительную группу респондентской сети, добровольно желающую участво-

вать в подобных телефонных интервью. Причем их состав должен периодически обновляться. Существует еще ряд методических тре­бований, которые необходимо учитывать при проведении телефон­ных интервью. Заинтересованный читатель может ознакомиться с ними в специальной литературе [4, 35].

Формализованное интервью по своим признакам очень близко к другому типу опросов - анкетированию. Под анкетированием принято понимать письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. Общение диагностируемого с диагностом здесь носит опосредованный (через анкету) характер. Как правило, оно используется при изучении групповых мнений и мнений больших социальных групп.

По способу проведения анкетирование подразделяется на прес­совое, почтовое и раздаточное. В случае прессового анкетирования вопросник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на вопросы и при­слать ответы в редакцию. Этот способ самый дешевый, но дает очень ненадежную информацию с точки зрения ее репрезентатив­ности. Ведь присылают ответы в основном наиболее социально активные читатели. Поэтому экстраполировать результаты тако­го опроса на большую генеральную совокупность людей непра­вомерно. К тому же и процент возврата в этом способе минима­лен (3-5% и менее).

Почтовый опрос осуществляется рассылкой вопросников анкет по почте согласно адресам подписчиков или адресной книги ЖЭУ. Возврат в этом случае возрастает до 10-25%.

Раздаточный способ в анкетировании наиболее предпочтите­лен, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%. Можно обеспечить достаточную репрезентативность выборки. Кроме того, при этом способе анкетер может разъяснить опраши­ваемым цель и задачи опроса, смысл некоторых вопросов и т. д.

К разновидности анкетного опроса, осуществляемого раздаточ­ным способом, можно отнести так называемый экспресс-опрос, когда опрашиваемым раздаются не вопросники анкет, изготов­ленные типографическим или ротапринтным способом, а чистые листочки бумаги. Вопросник анкеты находится в единственном числе у организатора опроса, который последовательно зачиты­вает каждый вопрос и веер готовых возможных ответов на него, а опрашиваемые в своих листочках ставят только номера этих вопросов и номера выбранных ответов на них. Проведение оп­роса таким способом позволяет дешево и быстро получить ин­формацию о мнениях людей по интересующему диагноста воп­росу.

Как анкета, так и вопросник содержат различные типы вопро­сов, комбинирование которых позволяет получить в итоге более надежную информацию.

Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае респонденту задается только вопрос, а ответ он дает своими сло­вами в меру своего понимания существа вопроса. Во втором слу­чае респонденту предлагается веер возможных ответов, из кото­рых он должен выбрать один (если вопрос носит дихотомический характер) или несколько ответов, совпадающих с его суждением.

Открытые вопросы чаще всего используются в свободном, не­формализованном интервью, а закрытые - в формализованном интервью и анкетах. Поэтому преимущества и недостатки того и другого типа вопросов тесно связаны с уже рассмотренными нами выше типами интервью. Полузакрытые вопросы в определенной степени позволяют снять эти противоречия.

В закрытых вопросах анкет или интервью чаще всего исполь­зуются различные шкалы, которые могут быть номинальными (если показатели не характеризуются признаком интенсивности), порядковыми (если показатели отличаются признаком «больше» или «меньше») или метрическими (когда показатели можно срав­нивать как объективные цифровые, численные значения). По­скольку большинство показателей в социальной психологии име­ют качественный характер, то в опросах используются в основном номинальные и порядковые шкалы.

По содержанию вопросы подразделяются на оценочные (о мо­тивах, оценках, мнениях) и фактологические (о фактах действитель­ности).

По функциям вопросы различаются на фильтрующие, конт­рольные, буферные, контактные и содержательные. Фильтр-воп­росы позволяют отсеивать из общей массы отвечающих тех, кто компетентен отвечать на ряд последующих вопросов, от тех, кто не может на них ответить компетентно. Контрольными называют­ся вопросы, повторяемые через определенный интервал, но в дру­гой формулировке. Они позволяют убедиться в надежности отве­тов. Буферные вопросы призваны усилить имитацию непринуж­денной и логичной беседы с опрашиваемым. Содержание ответов на них не обрабатывается. Контактные вопросы позволяют завя­зать контакт с опрашиваемым, а буферные - соединить два разно­родных блока вопросов в анкете или вопроснике интервью.

По способу интерпретации ответов вопросы подразделяются на прямые и косвенные. Содержание прямых вопросов трактуется напрямую, дословно, в то время как косвенных - опосредованно, косвенным образом.

В определенной степени к разновидности косвенных вопросов можно отнести безличные и проективные вопросы. В проективном вопросе интерпретация осуществляется также косвенным образом. Например, опросы, в которых опрашиваемых просят продолжить начатые фразы, отреагировать на изображенную ситуацию в лице одного из ее участников и т.п., можно отнести к проективным.

Все перечисленные типы вопросов в различном сочетании по­могают повышать надежность собираемой с помощью опроса ин­формации.

Определенные требования предъявляются к формулировке и по­следовательности вопросов. В частности, вопросы должны форму­лироваться на понятном для опрашиваемых языке с учетом их уровня образования и культуры. То есть смысл вопроса должен быть понятен респондентам. Формулировки вопросов должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений. Иначе есть опасность склонить опрашиваемых к точке зрения авто­ра анкеты или вопросника интервью из-за желания угодить автору или представить себя в более выгодном свете. Вопросы, содержа­ние которых раскрывает нежелательные в общественном плане факты поведения опрашиваемых, разрушает их идеализированные представления о себе, также желательно формулировать в виде косвенных, проективных. Иногда формулировки вопросов носят довольно общий, громоздкий характер. Часто это связано с тем, что авторы не переводят целевые, программные вопросы в батареи индикаторных вопросов, которые и должны задаваться опраши­ваемым в анкете или интервью.

Что касается очередности вопросов, то здесь тоже существуют некоторые правила. Первое правило - вопросы должны вызывать интерес респондентов, стимулировать их желание отвечать. Поэто­му не следует задавать в начале слишком сложные для понимания вопросы. Они должны следовать за простыми. Здесь действует так называемое правило «воронки». Более простые и интересные воп­росы как бы «затягивают» опрашиваемого в «воронку» вопросов-ответов и выйти из нее по мере углубления становится все слож­нее. Тем самым уменьшается процент отказов. Исходя из этих же соображений, нецелесообразно в начале задавать вопросы, затра­гивающие интимные темы. Лучше приберечь их к концу интер­вью, когда между интервьюером и респондентом завяжется более доверительная беседа, будет установлен необходимый контакт.

Расположенные друг за другом вопросы образуют определен­ную структуру вопросника анкеты или интервью. В этой структу­ре можно выделить три крупных блока. Первый - вводная часть, в которой раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты (ответов на вопросы). В вопроснике интервью вводная часть может отсутствовать или быть очень небольшой, Так как интервьюер излагает содержимое этой части устно (текст вступле­ния может быть помещен в инструкцию интервьюеру).

Основная часть - самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика. Третья часть вопросника - «объективка», или «паспортичка», - содержит ряд фактологических вопросов о принадлежности опрашиваемого к

той или иной социально-демографической или профессиональной группе, что позволяет на этапе последующей обработки и обоб­щения первичной информации выявлять причинно-следственные связи между ответами опрашиваемых на оценочные вопросы ос­новной части и интересующими диагноста объективными пара­метрами (с полом, возрастом, образованием, семейным положе­нием, родом занятий и т. д.).

Общее время, затрачиваемое на проведение опроса, варьируется в довольно больших пределах. Демоскопические опросы в среднем длятся 20-30 мин, в то время как индивидуальные интервью (кли­нические, глубинные и т. п.) могут длиться часами и по нескольку сеансов. Главное здесь, чтобы опрашиваемый не утомлялся до та­кой степени, чтобы уже не понимать вопросов, тяготиться ими, от­вечать формально. Во многом это зависит и от интереса опраши­ваемых к обсуждаемой проблеме.

Опрос экспертов отличается от других видов опросов прежде всего уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей практического психолога проблеме, а также процедурными момен­тами, связанными с отбором экспертов и анализом получаемой от них информации. Сбор информации может осуществляться как в форме интервьюирования, так и анкетирования, даже телефонного интервью.

Экспертный опрос имеет особую значимость как один из спосо­бов проверки валидности используемых методик. Незаменимую услугу экспертные опросы могут оказать в прогнозировании мас­совых социально-психологических явлений.

Большое внимание уделяется вопросу отбора экспертов. В ме­тодической литературе делаются попытки стандартизировать эту процедуру. В частности, предлагается осуществлять отбор по та­ким объективным критериям, как уровень образования, наличие ученой степени, количество опубликованных работ по диагности­руемой проблеме, количество ссылок на эти работы других иссле­дователей, стаж работы, связанный с диагностируемой проблемой, и т. д. После этого эксперты могут быть дополнительно протести­рованы на креативность, интеллект, общую компетентность по рассматриваемому кругу вопросов. Сами методики экспертного опроса могут отличаться от методик обычных опросов более слож­ным и профессиональным языком, предусматривать более сложные комбинированные вопросы. В случае длительного и сложного по умственным затратам экспертного опроса работа экспертов может быть оплачена из средств заказчика.

Некоторые методики экспертного опроса предусматривают стандартизацию и в обработке, анализе получаемой информации (например, метод «Дельфи»). В частности, наиболее крайние зна­чения, даваемые экспертами, не включаются в математическую обработку и т. д.

К специфической форме группового интервью с экспертами мож­но отнести метод «мозгового штурма» - весьма эффективный, хотя и сложный по процедуре проведения, способ нахождения новых альтернативных вариантов решения в проблемных ситуациях [33].

Социометрию - количественное измерение взаимоотношений -одни авторы относят к числу самостоятельных методов, другие отождествляют с тестом.

Социометрический опрос проводится с помощью как анкетиро­вания, так и интервьюирования. Наряду с приемами сбора инфор­мации он содержит и стандартизованную процедуру обработки информации (составление социоматрицы по каждому социометри­ческому критерию, социограммы, подсчет на основе данных со­циоматрицы всевозможных индексов, характеризующих личность, межличностные отношения в группе и группу в целом), а также интерпретацию полученной информации.

Одной из разновидностей опроса является методика гол-груп­повой оценки личности, с помощью которой определяется соци­ально-психологическая позиция личности в группе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.